Цели:
- обучения: обобщить и систематизировать знания учащихся об односоставном предложении, группах односоставных предложений, научиться находить односоставные предложения в тексте, развивать навыки самостоятельной работы;
- развития: развивать связную речь учащихся, расширять их словарный запас, совершенствовать навык работы с текстом;
- воспитания: воспитывать любовь к своей Родине, гордость за родной край
Форма: урок-исследование.
Методы: исследовательский, частично-поисковый.
Оборудование:
- Карточки для самостоятельной работы в группах.
- Таблица «Односоставные предложения».
- Стихотворения русских поэтов о Родине (распечатаны на столах).
- Памятка «Признаки эссе».
- Чайковский П.И. «Времена года. Зима».
- Текст песни «Гляжу в озера синие» для работы в группах.
- Тест.
- Мини-проекты по теме «Односоставное предложение».
- Табель оценок.
- Иллюстрации «Пейзажи России. Зима»
- Презентация (Приложение 1).
- Мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Мотивация к изучению темы урока.
Звучит песня «Гляжу в озера синие» в исполнении учащейся 8 класса.
Вопросы учителя:
- Как вы думаете, почему мы начали урок с песни «Гляжу в озера синие...»? О чем эта песня? (Эта песня о Родине).
- Вспомните, какие темы мы изучали на предыдущих уроках? Как эта песня может быть связана с предстоящей темой урока? (На предыдущих уроках мы изучали виды односоставных предложений. В этой песне встречаются односоставные предложения различных видов).
- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Учащиеся формулируют тему).
Слайд 1
Учитель: Тема нашего урока – «Зову тебя Россией...» Урок обобщающего повторения по теме «Односоставные предложения».
III. Целеполагание.
(Учащиеся ставят цели урока, используя схему Знать… Уметь…Учитель уточняет цели урока).
Слайд 2
IV. Вступительное слово учителя.
Учитель: сегодня на уроке мы обобщим сведения об односоставном предложении, повторим группы односоставных предложений, научимся определять их в тексте. Наш урок пройдёт в форме исследования.
Вопрос: Что такое исследование? Подберите синонимы к слову исследовать. (Узнавать, изучать, понимать).
Слайд 3
Учитель: объектом исследования на уроке станут отрывки из рассказов, стихотворений русских писателей и поэтов о нашей Родине. В ходе анализа текстов мы попытаемся увидеть красоту российского пейзажа, богатства России и одновременно обогатим наши сведения об односоставных предложениях, их роли в тексте.
V. Обобщение и систематизация материала.
Учитель: Работать на уроке вы будете в группах. Я просила вас дома придумать название своей команды и девиз, которые связаны с темой Родины. Посовещайтесь в группах, выберите капитана, а он представит нам название своей команды и её девиз.
а) представление капитанов, объявление названий команд, девизов (домашнее задание)
б) защита мини-проектов по теме «Односоставные предложения» (повторение теоретического материала об односоставном предложении)
Вопрос: Чей мини-проект вам понравился особенно? Ответ аргументируйте, продолжив предложение. Мне особенно понравился мини-проект.., потому что…
Слайд 4
(Учащиеся должны создать устное сочинение–рассуждение: выдвинуть тезис, привести 2-3 аргумента, сделать вывод).
Вопрос: Чей ответ, на ваш взгляд, был самым убедительным?
в) работа с текстом песни «Гляжу в озёра синие» (тексты на партах) (Приложение 2)
Задание: Найдите и выпишите в тетрадь из текста песни односоставные предложения, определите их вид. (Капитан в каждой группе проверяет правильность выполнения задания, затем делаются сообщения от группы).
Вопрос: Что можно сказать о человеке, который сочинил этот текст? Найдите и подтвердите цитатами из текста песни. ( Он очень любил свою Родину, любовался её бескрайними просторами, красотой. Об этом говорят строчки: «милее нет земли», «не знаю счастья большего», «красу твою не старили ни годы, ни беда» и т.д.)
– Как называют человека, который безгранично любит свою Родину? (патриот)
г) лексико-орфографическая работа со словами патриот, патриотизм
Слайд 5
Задание: Запишите слова в словарь. Разберите их по составу, сделайте их словообразовательный разбор. Устно приведите примеры слов с данным суффиксом.
Составьте со словами односоставные предложения, определите их тип.
(Задание выполняется в группах, капитан проверяет, затем у доски 2 ученика от группы по выбору капитана выполняют задание, выясняется значение суффикса.
Патриотизм ← патриот (суффиксальный)
д) индивидуальные домашние задания – чтение выписанных значений слова патриот из различных словарей(перед началом урока капитаны проверяют выполнение задания).
Вопрос: что рассказала вам словарная статья? (Учащиеся от каждой группы читают значение слов).
1 группа – Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
Патриот – 1. Человек, проникнутый патриотизмом. Истинный патриот. 2. перен. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Патриот своего дела.
Патриотизм – (от греч. Родина, Отечество) – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.
2 группа – Крылов Г.А. Этимологический словарь.
Патриот – заимствовано из фр., где восходит к латин. «Родина»
Вопрос: Приведите примеры произведений русской литературы, в которых встречаются случаи проявления патриотизма.
е) конструирование предложений со словарными словами патриот, патриотизм по схемам, затем разбор одного предложения у доски
Слайд 6
- [опред.-личн.].
- [безличное.], и [двусост].
- [назывное], и [опред.-личн.].
- [неопред.-личное], но [безлич].
(Если кто-то ошибается, учитель задаёт вопросы:
а) где допущена ошибка, в чём причина, как вы думаете?
б) что вы посоветуете учесть на будущее)
Вопрос: Чьё предложение вам особенно понравилось? Чьё предложение вы хотели бы разобрать синтаксически?
(Синтаксический разбор понравившегося предложения у доски, 1 человек)
ж) самостоятельная работа по карточкам в группах (разноуровневая работа, учащиеся сами выбирают задание из предложенных учителем) (Приложение 3)
з) выразительное чтение стихотворений о Родине, самостоятельно подобранных дома учащимися (с использованием односоставных предложений – 1 человек от группы по выбору капитана)
Задание перед чтением: Оцените чтение товарищей. Правильно ли подобраны стихотворения к теме урока? Какие виды односоставных предложений вы отметили? Выпишите односоставные предложения из текста стихотворения, определите их вид.
(Могут быть выбраны стихотворения И. Бунина «Детство», А. Пушкина «Пороша», Н. Некрасова «Соловьи» и др.)
и) творческая работа (по выбору)
(Учащиеся выполняют 1 задание по выбору на фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года. Зима.»)
Слайд 7
- Составить односоставные предложения на тему «Моя Родина», определить их вид, подчеркнуть грамматические основы.
- Сочинение-миниатюра по данному началу на тему «Зимой в лесу» с использованием односоставных предложений.
Вхожу в зимний лес. Тихо и безмолвно вокруг... - Мини-сочинение в жанре эссе по иллюстрации «Пейзажи России. Зима», используя односоставные предложения, определение вида односоставных предложений.
(Повторение признаков эссе по памятке, которые лежат на столах у учащихся).
Памятка для написания эссе (Приложение 4)
к) чтение и рецензирование творческих работ
л) тестирование (Приложение 5)
м) самопроверка
Слайд 8
(М.И. Цветаева)
VI. Подведение итогов урока, рефлексия.
Вопросы: Слайд 9
- Какие моменты урока оказались для вас самыми интересными, почему?
- Какое задание было трудным, почему?
- На какие вопросы вы получили ответы?
- Какие вопросы оказались для вас неожиданными и удивительными, почему?
- Как вы чувствовали себя на уроке? Как менялось ваше настроение?
- Чем запомнился урок?
VII. Оценивание деятельности учащихся.
(капитаны в группах выставляют в табель оценки, комментируя их)
Слайд 10
VIII. Домашнее задание.
Письменный ответ на вопрос: «Чем запомнился мне сегодняшний урок русского языка?» Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Односоставные предложения».
Литература:
- Бархударов С.Г. и др. Русский язык. Учебник для 8 класса. – М., 2010.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1996.
- Этимологический словарь русского языка./ Сост. Г.А. Крылов. – СПб, 2004.
- Сборники стихотворений русских поэтов.