Урок литературного чтения во 2-м классе "Сказки народов России"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Сказки народов России»

Задачи:

  • обобщить начальные знания о народах, населяющих Россию;
  • формировать умения пересказывать фрагменты произведения с использованием сказочной лексики, находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос, сравнивать персонажи различных сказок, оценивать их поступки, обосновывать свою позицию;
  • формировать умения делать вывод о главной мысли сказки, подбирать соответствующие пословицы;
  • развивать умение аргументировать, делать вывод, коммуникативные способности, обогащать нравственные представления, словарный запас учащихся;
  • воспитывать чувство патриотизма, дружбы, товарищества, любовь и уважение к близким;

Тип урока: урок закрепления («Литературная гостиная» – урок-дискуссия, обобщение с привлечением ролевых игр, решения проблем и с использованием презентации).

Оборудование: компьютер, мультивидеопроэктор, доска «Дидактика-Модуль», физическая карта России, магнитофон, выставка старинных вещей, которые были использованы в сказках, книг и сочинений учащихся.

Структура урока:

  1. Организация класса.
  2. Постановка цели и задачи урока.
  3. Обобщение пройденного материала.
    1. Работа по русским народным сказкам:
      а) беседа по р.н.сказкам;
      б) игра «Положительный, отрицательный герой.
      в) презентация «Русские народные сказки»
    2. Работа по сказкам народов России:
      а) вводная беседа;
      б) анализ сказки «Кукушка»;
      в) анализ сказки «Три сестры»;
      г) сравнительный анализ этих двух сказок;
      д) анализ сказки «Как проверяется дружба»;
      е) работа с выставкой.
  4. Итог урока.

Методы и формы работы:

  • Беседа.
  • Демонстрация.
  • Кинопоказ.
  • Обзор.
  • Анализ произведений.
  • Декламация сказок.
  • Выборочное чтение.
  • Инновационная и ролевая игра.
  • Метод контрольных вопросов.
  • Метод «круглого стола»
  • Проблематизация.
  • Коллективный поиск.
  • Ролевое проигрывание ситуаций.
  • Использование ТСО

Результат урока: в течении урока учащиеся должны продемонстрировать умение пересказывать фрагменты произведения с использованием сказочной лексики, находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос, сравнивать персонажи различных сказок, оценивать их поступки, обосновывать свою позицию; делать вывод о главной мысли сказки, подбирать соответствующие пословицы.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Постановка цели и задач урока.

(Появляются хозяин с хозяйкой одетые в русские народные костюмы.)

– Здравствуйте. Гости дорогие!

– Веселья Вам да радости!

– Давно мы Вас ждем поджидаем, литературную гостиную не открываем.

– Припасли мы для вас забавушек на любой вкус. Кому –правду, кому- сказку.

– Удобно ли вам гости, дорогие? Все ли слышно? Всем ли места хватило?

– Хлебом солью вас встречаем и гостиную открываем.

III. Обобщение пройденного материала.

Тема: Сказки народов России. (мультимедио)

1) Работа по русским народным сказкам.

а) беседа по русским народным сказкам

(Звучит музыка: «В мире много сказок»…)

Физическая КАРТА «России»

(использование доски Дидактика-модуль)

(Учащиеся рассказывают статью «Сказки народов мира»)

(Звучит музыка, учащиеся рассказывают отрывки из сказок)

(Зажигаются свечи)

– А знаете, я очень люблю сказки. Мне часто их рассказывала моя мама. И сейчас, когда за окном дует холодный ветер, тоскливо и мрачно, а нам в нашей гостиной тепло и уютно, хочется читать и рассказывать знакомые и любимые сказки.

– Мне нравиться сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» русская народная сказка. (ученик рассказывает начало сказки)

– Я очень рада, что в сказке добро побеждает зло. Ведь не зря говорят:

  • «Не узнав горя, не узнаешь и радости»;
  • «Добро не умрет, а зло пропадет»;
  • «Чем вначале тяжелее труды, тем легче плоды».

– А помните, есть еще одна замечательная русская народная сказка «Хаврошечка»

(ученик рассказывает начало сказки)(2 абзаца)

– Мне жаль Хаврошечку. Одно радует, что в конце сказки мы узнаем, что стала Хаврошечка в добре поживать и лиха не знать.

– Да, эта сказка очень интересная, а я хочу поделиться еще одной сказкой «Мальчик с пальчик». Я восхищаюсь поступком главного героя сказки– мальчика с пальчика; его умом, находчивостью, смелостью. Не зря про него сказал батюшка, что его сын «мал, да удал». Барина мальчик с пальчик перехитрил, плохо пришлось и серому волку, который проглотил нашего героя. И верно, народ прав, что «Мальчик ростом не вышел, а разумом умнее большого оказался».

Учитель: Ребята, какую пословицу можно подобрать к данной сказке?

  • («Мал ноготок, да остер».
  • «Мал золотник, да дорог»
  • «Сам с вершок, а голова с горшок»)

Учитель: А это ребята, кто к нам пожаловал?

(входит ученик, одетый в солдатскую форму)

Как звать тебя, величать, солдат?

«Каша из топора». Я главный герой сказки «Каша из топора» – солдат, как меня еще величают служивый или дорожный человек. Шел я на побывку, есть мне захотелось, постучал в крайнюю избу. Ох, и тяжело мне пришлось старуху перехитрить! Ведь у нее всего было вдоволь, а меня она поскупилась накормить. Ну ничего мы и не в таких переделках побывали.

Не зря гласит народная мудрость:

«Была бы голова на плечах, а хлеб будет».

Учитель: Ребята, какие еще пословицы можно соотнести с данной сказкой?

  • («Глупый клянёт, а умный все промыслит».
  • «Догадка не хуже разума».)

б)игра «Положительный, отрицательный герой»

(по заданному отрывку догадаться название сказки, определить имя главного героя и дать ему характеристику)

Учитель: Мы, ребята, с вами уже говорили, что в любой сказке есть положительные и отрицательные герои.

А герои наших сказок, кем они являются?

Сейчас мы поиграем с вами в игру

«Положительный, отрицательный герой»

– Догадайтесь, кому принадлежит эта цитата:

«Ах, братец мой Иванушка,
Тяжел камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на грудь легли…» (Сестрица Аленушка)

– Какой это герой: положительный или отрицательный?

Докажите…

– О ком так было сказано в сказке?

«А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы». (Ведьма…)

– Какой это герой: положительный или отрицательный?

Докажите…

– Догадайтесь, кому принадлежит эта цитата:

«Коровушка-матушка, меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить…» (Хаврошечка)

– Какой это герой: положительный или отрицательный?

Докажите…

– Догадайтесь, кому принадлежат эти слова:

«Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего». (СТАРУХА)

– Какой это герой: положительный или отрицательный?

Докажите…

– Догадайтесь, кому принадлежат эти слова:

«Я твой сынок, народился из твоего мизинчика» (МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК)

– Какой это герой: положительный или отрицательный?

Докажите…

– Догадайтесь, кому принадлежат эти слова:

Докажите…

Учитель: Русская сказка создала живой, замысловатый мир. Все в ней необыкновенно. Этот сказочный мир будит и развивает у нас воображение. А ведь сказка – это целая система.

– Валентин Воробьев провел большую научно-исследовательскую работу и итогом этой работы является презентация на тему «Русские народные сказки»

в) Презентация на тему: «Русские народные сказки».

(выступает ученик со своей презентацией на тему:

«Русские народные сказки»)

2) Работа по сказкам народов России.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА ………

а) вводная беседа

2 часть статьи.

3 часть статьи.

Ребята, вы, наверно, заметили, что сегодня у нас гости из разных уголков России.

б) анализ сказки «Кукушка»

НЕНЕЦКАЯ СКАЗКА

– Здравствуйте. Ребята, я приехала к вам из далекого севера, где полярная ночь продолжается много месяцев и привезла с собой ненецкую народную сказку. Угадайте ее название… «Кукушечка».

Я сейчас проверю, как вы внимательно читали эту сказку.

Что означает слово ЧУМ? (палатка, крытая шкурами)

МАЛИЦА(Верхняя одежда из оленьих шкур) Как называются холодные, северные безлесные пространства – моя Родина? (ТУНДРА)

Учитель.

– Ребята, скажите «Почему мать в сказке превратилась в кукушку?» (из текста… «Тяжело ей было, а дети не помогали».)

– Какими были дети? Докажи.(жестокими, бесчувственными, легкомысленными, безжалостными.)

– Как наказала мать своих детей в сказке «Кукушка»?

Гостья. Да, ребята, не зря гласит пословица: «Что имеем на храним, а потерявши плачем»

в) анализ сказки «Три сестры»

Учитель. А вот еще один гость к нам пожаловал.

Гость ТАТАРИН (Поздороваться по-татарски)

Я, ребята, приехал к вам из республики Татарстан, из древнего города-столицы – Казани, который стоит на берегу Волги.

– Какую сказку моего народа вы читали? «Три дочери».

– С какими героями сказки вы встретились? (Мать, три дочери и белочка)

– О чем вы задумались, прочитав эту сказку?

(Нельзя обижать маму. Надо всегда ей помогать.

Если маме будет плохо, то и дети будут мучиться.

Мама всегда хочет добра своим детям, а они не всегда это понимают.)

Гость. Я уверен, что, прочитав эту сказку,вы никогда не допустите

таких ошибок, как две дочери из этого произведения.

Учитель: И помнить об этом надо не только в год семьи, день матери, но и всегда на протяжении всей жизни.

г) сравнительный анализ сказок

Учитель. Ребята, мы обсудили с вами две сказки. Сюжет этих сказок чем-то похож. Но тема сказки раскрыта в каждой по-разному.

– Как она раскрывается в ненецкой сказке? (мать покидает детей и наказывает их за безразличие.)

– Как раскрывается эта же тема в татарской сказке?

(в татарской сказке дочерей наказывает чудесная белка, но сказка заканчивается мотивом благодарности тем, кто помнит о матери, любит ее. (Приноси же ты всегда людям радость, мое дорогое дитя, и люди будут беречь и любить тебя всегда….)

– Какими пословицами можно выразить мораль двух сказок.

  • «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»
  • «Худо тому, кто добра не делает»
  • «За добро –добром, а за лихо-лихом».
  • «И старость не страшна, коли молодые помогут»

д) анализ сказки «Как проверяется дружба»

Гость ЛЕЗГИН. (Здоровается по-лезгински) Я приехал к вам с Кавказа из Азербаджана. Испекла мне на утро мать старушка из последней горстки муки два лаваша (Достает мешок с лавашом), дала в дорогу и наказывала – смотри, сынок, встретится тебе в пути человек старше тебя, называй его отцом, встретишь равного по годам – зови братом. Как вы думаете, героем какой сказки я являюсь? «Как проверяется дружба».

Учитель. Какова мораль этой сказки?

  • «Нет друга – ищи, а нашел береги».
  • «Друзья познаются в беде».
  • «Доброе братство – лучшее богатство».

е) работа с выставкой.

– Мы прочитали, ребята, немало сказок. Рассмотрите выставку. Скажите, чем она так необычна? (на ней представлены старинные предметы, которые были использованы в прочитанных нами сказках.)

– Назовите эти предметы, и какую роль они сыграли в той или иной сказке. (Дети называют предметы старины и отвечают на поставленный вопрос).

IV. Итог урока.

Учитель. Сказки народов России, так же как и русские сказки, проникнуты чувством горячей любви к Родине, верой в торжество справедливости, в светлое будущее.

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Учитель: Как вы понимаете это выражение? (Сказки- это вымысел, но мы многому можем научиться, читая их.) Вы писали сочинение на данную тему.

– Чему вы научились, читая сказки народов России.

(Дети зачитывают свои сочинения)

– Я вижу, что вы все любите сказки, знаете их. Но еще есть очень много-много сказок, не прочитанных вами, с которыми нам предстоит познакомиться.

А ведь как сказал А.С. Пушкин ….. «Что за прелесть эти сказки. Что ни…, то поэма!

Песня: «В мире много сказок…» (Дети поют хором)