Урок "Путешествие в Древнюю Москву". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока: сформировать представления учащихся о Древней Москве; сравнить её с жизнью в 21 веке; развивать устную речь, воображение, интерес к истории, к родному краю.

Учебные материалы: А. А. Плешаков “Мир вокруг нас” учебник для 2 класса; О. И. Дмитриева “Поурочные разработки по курсу окружающий мир”; А. А. Плешаков рабочая тетрадь “Окружающий мир”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим с вами путешествие в прошлое нашей столицы. Мы узнаем, как жили москвичи в прошлом: как они одевались, какой мебелью пользовались, в каких домах проживали.

Мы перенесемся лет 300-400 назад. Но чтобы не заблудиться в Древней Москве нашим спутником будет – Егорка, сын московского кузнеца. Он жил в Москве и, может быть, даже был твоим пра-пра-пра-прадедушкой. (Рисунок 1).

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Ребята, Егорка спрашивает, а что вы уже знаете оМоскве?

Дети: Год основания Москвы принято считать 1147 год, тогда было первое упоминание о Москве. Москва стоит на Москве-реке.

Учитель: Каким был первый Кремль?

Дети: Первый Кремль – деревянный. Тогда Москва была маленькой крепостью в дремучих лесах.

Учитель: При каком правителе Москва стала белокаменной?

Дети: Дмитрий Донской возвёл белокаменные стены. С тех пор Москву стали называть белокаменной. А в XV веке Кремль построили из красного кирпича.

Учитель: Егорка задает нам первое задание. Кремль защищали отважные воины.

Выберите одежду для воина и вооружите его. (Ребята называют предметы одежды XV-XVI века). (Рисунок 2)

 

 

 

Учитель: Вы справились с заданием. Запомните, кольчуга весила от 8 до 20 килограмм. Представьте, какими сильными должны были быть древние москвичи, чтобы носить такие доспехи.

IV. Работа с новым материалом.

Учитель: Ребята, Егорка сейчас нам хочет рассказать как одевались москвичи много лет тому назад. Старинная одежда знатных и бедных почти не отличалась. Разница состояла лишь в отделке. Считалось, что чем больше надето, тем лучше. Женщины носили длинные РУБАХИ. Рубаха обязательно должна была подпоясываться. Мужская одежда состояла из широкой РУБАХИ из простого холста и коротких ПОРТОВ. Верхним платьем был КАФТАН. Самой нарядной одеждой считалась ШУБА. В древности шубы никогда не носили мехом наружу. Её надевали даже дома во время приема гостей. Бояре сидели в шубах на царских пирах даже в летние дни.

Рубахи обязательно подпоясывали. Ходить без пояса было стыдно. О человеке, который сейчас ведёт себя неприлично, и сейчас говорят : “распоясался”. К поясу привязывали нож и ложку.

Украшением молодой девушки была длинная толстая коса. Недаром говорили: “Коса – девичья краса”. В косы вплетали ленты. Замужние женщины должны были скрывать свои волосы под головным убором. Показаться с непокрытой головой было неприлично. Отсюда и пошло выражение “опростоволоситься”. Так говорят, когда попадают в неудобное положение.

Головные уборы на Руси были разнообразны. Мужчины носили остроконечные шапки-КОЛПАКИ. Бояре – высокую, похожую на трубу, меховую шапку-СТОЛБУНЕЦ.

Физкультминутка.

Егорка даёт задание разделить головные уборы на две части: те, которые носили давно, и те, которые носят сейчас. (Рисунок 3)

 

      

Дети выполняют задание.

Учитель: Егорка доволен, вы справились с заданием на отлично. Давайте откроем следующую страницу нашего путешествия “Домашняя обстановка”

Учитель: Как вы думаете, что нужно было устроить в доме в первую очередь?

Да, печь – была главным предметом в доме. Печь обогревала, готовила еду, пекла хлеб, сушила травы и грибы, на ней спали старики идети. В печи можно было мыться и париться. Относились к ней с уважением, она занимала почётное место в доме.

Вдоль стен стояли деревянные лавки, они заменяли стулья. В богатых домах их обивали материей. Лавки неподвижно крепились вдоль стен, а скамьи можно было передвигать. Лавки делали широкими, потому что в старину на них спали. Столы украшались резьбой. Домашние вещи хранились в сундуках. Никакой другой мебели в московском доме не было. Не было в домах древних москвичей и стульев. Долгое время стул считался парадной мебелью. В царском дворце на стульях могли сидеть только царь. Егорка даёт вам новое задание: выпиши в левый столбик предметы мебели, которыми был обставлен дом в древней Москве, а в правый – те, которые есть в твоём доме.

Сундук, кровать, гардероб, стул, диван, лавка, стол, кресло, печь, шкаф, свечи, табуретка, холодильник, телевизор.

Учитель: Следующая страница нашего путешествия “Как ели в старину”.

Еду ставили на стол в общем горшке на всю семью. Черпали ложками по очереди, не обгоняя других. Повседневная посуда была незатейливой. Еду готовили и подавали на стол в глиняных горшках. Твёрдую пищу брали руками, а жидкую – ложками. Ложки были деревянными. А вот вилки появились позже. Не полагалось и отдельных тарелок для каждого. Пили из деревянных ковшей.

V. Закрепление пройденного материала.

Учитель: Ребята, Егорка принес описание царского приема в Кремле. Иностранный путешественник посетивший Москву в 16 веке сделал в своем описании 10 грубых ошибок. Найдите эти ошибки и подчеркните их в тексте.

Ребята работают в парах.

 

Учитель: Ребята, давайте обсудим какие ошибки совершил путешественник. Чего не могло быть в Древней Москве?

(Ребята называют ошибки, объясняют почему такого не может быть.)

Учитель: Егорка принёс нам пословицы о Москве, но по дороге их перепутал. Давайте составим их правильно.

(Ребята составляют пословицы и объясняют их смысл)

Учитель: Москва – древний город. Мы с вами живем в этом городе. На одном уроке нельзя узнать все о Москве. Сегодня мы с вами совершили первое путешествие. Узнали, как жили наши предки много лет тому назад.

VI. Итог урока.

Учитель: Мы возвращаемся в XXI век. Ребята понравилось ли вам наше путешествие? Чем отличается жизнь москвичей XVI века от нашей жизни?

Ребята, чтобы удивило бы Егорку в Москве XXI века? Что бы ему не понравилось? А что бы вы показали Егорке в первую очередь? На других уроках, мы будем совершать путешествие в другие годы прошлых веков. Вы будете узнавать, какие победы одерживал наш народ много лет тому назад.

VII. Домашнее задание.

Составить рассказ о жизни москвичей в XV веке.