Здоровый ребенок развивается в деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Однако не вся деятельность развивает. Исследования последних лет и наблюдения за деятельностью педагогов убедительно доказывают, что «эффективность развития связана с освоением детьми позиции субъекта детской деятельности. Именно благодаря освоению данной позиции происходит интенсивное эмоционально-личностное развитие, оформляется новое психическое образование – ценностность, которая определяет самореализацию субъекта в той или иной деятельности» (М.В. Крулехт).
Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств для формирования способности действовать самостоятельно на физкультурных занятиях, досугах, спортивных праздниках и других видах физкультурно-оздоровительной деятельности. Поэтому представляется важным построение такой обучающей ситуации, в которой возможна «встреча» разнонаправленных деятельностных мотивов взрослого (обучать) и ребенка (играть), завершающаяся созданием педагогического и психологического продуктов этого взаимодействия. Следует отметить, что физкультурные занятия являются основной формой обучения физическим упражнениям, поэтому именно педагог определяет содержание двигательной деятельности, он выбирает формы организации выполнения заданий, методы и приемы, обеспечивающие овладение двигательными действиями.
На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, а в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат базой для формирования его физической компетентности.
Сущность физической компетентности может быть заключена в одной фразе: знаю, умею, могу, хочу! Поэтому, педагогическая технология формирования физической компетентности должна развертываться с учетом этих позиций: от первоначального сообщения знаний о себе, своем здоровье, через формирование разнообразных умений и навыков, способностей применять эти знания в специально организованной деятельности, к самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, проявляя при этом свое двигательное творчество.
В структуре физической компетентности выделяются ключевые и сопутствующие компетенции. Ключевые обеспечивают решение основных задач физического воспитания, к ним относятся:
- Информационные компетенции (необходимый и доступный ребенку объем знаний и представлений о себе, своем здоровье и физической культуре человека, способах укрепления своего здоровья средствами санитарии и гигиены, физического воспитания и др.).
- Мотивационные компетенции (формирование личностно-значимых и общественно-значимых интересов и мотивов – понимание, что значит физическая культура, занятия спортом для меня самого, для группы, для команды, в которой я играю).
- Операционально-деятельностные компетенции (формирование навыков здоровья и физической культуры в целом, способов выбора разнообразных упражнений; конструирование своего поведения в социальной действительности для достижения физического совершенства).
- Рефлексивные компетенции (приобретение детьми собственного опыта физкультурно-оздоровительной деятельности на основе умения анализировать свое поведение; становление собственной позиции).
Эффективность формирования физической компетентности предопределяется грамотным построением технологии физического воспитания. Несмотря на большое количество вариативных программ (комплексных, парциальных), – успех становления физической компетентности будет связан с правильным подбором средств, методов, форм и условий, направленных на полноценное физическое и психическое развития детей, укрепление их индивидуального здоровья, формирование привычки к закаливанию и физической культуре, выполнение правил безопасности жизни. Основными средствами формирования двигательной компетентности являются широкое использование естественных факторов природы, четко организованный режим дня, методически правильное проведение режимных процессов, создание благоприятных условия для разнообразной двигательной деятельности ребенка.
Одним из важных структурных элементов технологии становлении физической компетентности являются формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности. В теории и практике физического воспитания известны различные формы применения способов объединения детей с целью решения воспитательно-образовательных задач. В рамках представленного опыта работы широко используются такие формы, как занятия-сказки, занятия-загадки, гимнастика-путешествие, недели спорта, занятия-тренировки, мини-походы, спортивные секции, праздники и развлечения, дни здоровья. Все эти формы способствуют закреплению полученных навыков, активизации физиологических процессов в организме под влиянием усиленной двигательной активности в сочетании с эмоциями.
Комплексное использование обозначенных форм предполагает широкую палитру методов и приемов, реализация которых обеспечивает становление разных ключевых компетенций. Метод упражнений в большей мере ориентирован на решение задач по формированию операционально-деятельностных компетенций; методы исследования и экспериментирования – на формирование информационных компетенций; игровые и тактические – на формирование мотивационных компетенций.
Наиболее существенное значение в плане реализации комплексного подхода в процессе формирования физической компетентности, на наш взгляд, имеет метод моделирования, поскольку позволяет решать задачи всех ключевых компетенций.
Основным направлением развития двигательной компетентности у старших дошкольников была выбрана система работы по схемам и моделям, которые по своему функциональному назначению были нами условно разделены на следующие группы:
«Предметные картинки» – на карточках помещены изображения спортивных атрибутов, с которыми предстоит действовать дошкольникам по заданию взрослого.
Рисунок 1
Задания:
- Выполнить любое задание с предложенными на карточке предметами (цель: обращение к личному опыту ребенка).
- Придумать новые задания с предложенными предметами (цель: развитие творческих замыслов).
- Объединиться парами и по двум карточкам придумать интересные задания (цель: формирование партнерских отношений).
«Предметно-действенные схемы» – схемы, на которых изображено двигательное действие, выполняемое одним или несколькими детьми.
Рисунок 2
Задания:
- Внимательно рассмотреть схему (цель: учить «читать» схему, анализировать ее, выслушивая мнения друг друга).
- Расставить атрибуты, согласно схеме (цель: учить готовить рабочее место согласно схеме, распределять действия партнеров между собой).
- Выполнить задание по схеме (цель: учить самостоятельно действовать согласно схеме, воспитывать дружелюбие, терпение).
- Придумать новые задания с этими предметами – «изменить схему» (цель: развитие двигательного творчества, умения действовать в команде).
«Действенно-схематичные модели» – схемы, где изображенные действия с определенными предметами, выполняемые детьми, указаны стрелками.
Рисунок 3
Задания по данным схемам идентичны предыдущим (цель: учить видеть направления движений и соотносить направленность движений с собственным телом; развивать желание проявлять инициативу, используя изменение элементов схем).
«Схематичные модели» – схемы, где изображенные действия указаны только стрелками, а дети и взрослые – условными знаками.
Рисунок 4
Задания:
- «Прочитать схему» (цель: учить выделять живые объекты и спортивную атрибутику, замененную символами).
- Расставить команду, спортивные атрибуты согласно схеме (цель: учить брать на себя ответственность, развивать положительные качества лидера; развивать чувство командного взаимодействия).
- Составить новую схему с другим спортивным оборудованием (цель: развивать творчество, пространственное воображение).
- Анализировать результат выполнения задания (цель: учить видеть проблему и находить пути решения)
«Конструктивно-расчлененные модели» – схемы, где сложное действие изображено по циклам выполнения, т.к. в процессе наблюдения за его выполнением ребенок не может увидеть отдельных технических моментов данного движения.
Рисунок 5
Задания:
- Внимательно рассмотреть схему (цель: учить видеть начальное и конечное состояние спортсмена, промежуточные действия).
- Выполнить выбранное по желанию задание (цель: учить применять полученные ранее знания, навыки в измененных условиях по собственной инициативе).
- Применить схему к личному опыту (цель: уметь анализировать новые ситуации и переносить их выполнение в повседневную жизнь).
«Игровые модели» – модели-игрушки, с которыми можно действовать в сымитированных условиях, отрабатывая действия отдельных игроков и команды в целом. Чаще всего применяется при обучении спортивным играм, имеющим командный характер.
Рисунок 6
Формирование физической компетентности посредством схем и моделей проводится в соответствии с основными принципами:
- Принцип доступности – предлагаемый двигательный материал детям знаком, соответствует их уровню развития и решаемым на занятии задачам, дети умеют «читать» схемы.
- Принцип осознанности – усвоенные осознанно знания будут основой для развития у дошкольников самостоятельности в двигательной деятельности.
- Принцип последовательности (от простого к сложному) – выполнение двигательных заданий начинается с самых простых карточек и схем, постепенно усложняясь по содержанию, технике, форме организации.
- Принцип постепенности – постепенное увеличение количества двигательных заданий, схем, моделей на физкультурном занятии.
- Принцип повторности – многократное повторение двигательных заданий, по схемам, карточкам и моделям помогает успешному физическому развитию и постепенному формированию физической компетентности.
- Принцип координации деятельности педагогов и специалистов – предполагает сотрудничество и скоординированность действий инструктора физической культуры, воспитателей и родителей.
Выполняемые действия в любой двигательной деятельности создают базу для успешного решения двигательных задач, возникающих и в повседневной жизни. Обеспечение переноса выполнения физических упражнений из специально созданных условий под контролем взрослого в целесообразные действия игровой обстановки и повседневной жизни ведет к формированию творческой двигательной компетентности уже в старшем дошкольном возрасте.
Развитие двигательной компетентности должно сопровождаться воздействием на эмоциональную сферу, обеспечивать полноценное восприятие предлагаемых педагогом упражнений. Формирование физической компетентности во многом зависит от заинтересованности ребенка в выполнении тех или иных упражнений, игр.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующее заключение: принятие и понимание ребенком сущности физической компетентности (знаю, умею, могу, хочу) позволяет изменить мотивационно-смысловые позиции старших дошкольников. Обогащение мотивов учения и познания в двигательной деятельности (использование карточек, схем и моделей) ведет к расширению мотивационной сферы личности ребенка, к появлению мотивов творческой двигательной деятельности, самоактуализации, утверждению достоинства личности и, в конечном итоге, формированию физической компетентности в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.