Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является урок, раскрывающий идеологию данного времени.
Современный урок – какой он? В первую очередь – это результат совместной деятельности учителя и учащихся. Урок рождается именно в момент его проведения и его трудно представить открытым, т.к. от учителя требуются не заранее отрепетированные действия, а огромное напряжение. Нужно чувствовать пульс урока, быть готовым применить любой приём из имеющихся в арсенале учителя, чтобы направить деятельность учащихся в задуманное русло.
В своей работе чаще использую модель личностно-ориентированного обучения, считаю, что она привлекательна для любого учителя, увлечённого педагогической деятельностью и убеждённого в том, что «в каждом ребёнке – чудо».
Планирование уроков в рамках личностно-ориентированного обучения предполагает тщательный отбор содержания, методов и форм организации учебного процесса.
Во-первых, потому что от глобальных учебных целей необходимо перейти на локальные конкретизированные, диагностично сформулированные цели данного урока.
Во-вторых, структура урока предусматривает актуализацию знаний учащихся, выбор характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся, предоставление возможностей школьникам для выбора учебных задач, форм и способов выполнения, предполагает выбор методов педагогической поддержки для развития индивидуального стиля деятельности учащихся.
- Предлагаю вашему вниманию фрагменты уроков предметов естественно-научного цикла и приглашаю вас сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью.
(Далее сравнивается деятельность учителя на различных этапах уроков естественно-научного цикла в рамках традиционной и личностно-ориентированной технологий)
Таблица.
Существует множество критериев, позволяющих анализировать деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью.
Предлагаю вам вспомнить основные критерии эффективности личностно-ориентированного урока
- Мотивация к целеполаганию;
- Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;
- Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- Использование проблемных заданий;
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибка;
- Оценка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по таким параметрам: правильность, самостоятельность, оригинальность;
- Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;
- При задании на дом называются не только тема и объём задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Говоря об уроке XXI века, невозможно не упомянуть о современных информационно-комуникационных технологиях (ИКТ). Конечно, современный учитель не может быть «дремучим», у него должен быть свой сайт, своя электронная почта. ИКТ обязательно должны быть и на уроке, и в процессе подготовки к нему, но их применение не делает урок современным или устаревшим. Современным урок делает только заинтересованный учитель!
Список литературы.
- Стукалова И.Н., Алексеенко Н.А. Особенности преподавания предметов естественно-научного цикла в условиях модернизации школьного образования. Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования. Барнаул, 2005;
- Платонова Т.И. Современный учитель готовит современный урок. Газета «Химия» №18, 2009 (ИД «Первое сентября»).