Класс: 2.
Предмет: Литературное чтение.
Раздел: “Я и мои друзья”.
Тема: Н. Булгаков “Анна, не грусти!”
Цели учителя:
Образовательные:
1.Познакомить учащихся с творчеством Н.
Булгакова.
2.Формировать внимание к внутреннему состоянию
героев, умение объяснять причины их поступков.
3. Работать над пополнением словарного запаса,
выразительностью чтения.
Воспитательные:
1.Раскрыть значимость моральной
поддержки, выраженной в сочувствии и
сопереживании.
2.Познакомить учащихся с общечеловеческими
ценностями.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные
возможности учащихся.
2. Развивать умение учащихся вести рассуждение,
аргументировать свою точку зрения.
Цели для учащихся:
1.Учащиеся должны уметь работать
самостоятельно, по цепочке и в парах.
2.Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы
учителя с опорой на текст, аргументировать свою
точку зрения, выразительно читать.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: урок нравственности.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа), наглядные.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование: мультимедиапроектор, демонстрационный экран, презентация, толковые словари, портрет писателя, плакат для рефлексии, магнитики, плакат для словарной работы.
Ход урока
1. Организация урока.
– Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и произнесите дружно хором “Здравствуйте!”
Мы не случайно так необычно начали наш урок. На прошлом уроке мы познакомились с первыми рассказами из раздела “Я и мои друзья”. Сегодня продолжим знакомство с рассказами о дружбе и о друзьях. А сейчас начнём наш урок как обычно с жужжащего чтения.
2. Жужжащее чтение.
Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее, свою книгу.
3. Проверка домашнего задания.
Напомните мне, пожалуйста, какое было домашнее задание.
Работа по группам.
Учащиеся первой группы №1 и №2 читают свой рассказ “Мой друг” друг другу, а затем поворачиваются назад к своим товарищам №3 и №4 и читают им. Все вместе они выбирают два лучших рассказа.
Один ученик из второй группы читает выразительно первую часть стихотворения В. Лунина “Я и Вовка”, а второй – вторую часть; затем поворачиваются назад и слушают чтение третьего ученика. Прослушав выразительное чтение стихотворения, друг друга, выбирают лучшего чтеца.
Один учащийся выразительно читает стихотворение учителю у доски.
А кто из ваших групп так хорошо подготовился, что его должен послушать весь класс? (2 чел. и 1чел.) Лучшие рассказы и стихотворения слушают все учащиеся.
4. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
- Слайд. “Друг – это ...”
Мозговой штурм.
Закончите, пожалуйста, фразу:
“Друг – это ...”
- Готов помочь в беде.
- Умеет хранить тайну.
- Добрый, чуткий человек.
- Тот, кто посочувствует.
- Верный и преданный
- Честный.
Вот какой у нас получился “Цветок дружбы”. Важно не только “вырастить” в себе эти качества, но и сохранить в течение всей жизни, а это не всегда удаётся.
- Слайд. Мы все такие разные.
- Слайд. Положительные и отрицательные качества.
- Слайд. Формула дружбы.
- Слайд. Законы дружбы.
- Слайд. Доброта и милосердие.
Работа с толковыми словарями.
Найдите значение слова доброта и милосердие. Наше общество на данный момент не может похвастаться этими качествами. Доброта и милосердие вырабатывалось человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.
Сообщение цели урока.
Мы продолжим сегодня разговор о дружбе и о друзьях, прочитав рассказ Н. Булгакова “Анна, не грусти!”
Антиципация чтения.
Как вы думаете, по названию можно предположить, о чём будет рассказ?
5. Первичное чтение учителем с прогнозированием.
Почему прогноз оказался неточным?
а) Первичное восприятие произведения.
Какое чувство вызвало это произведение?
Что понравилось? Чем?
Что не понравилось?
б) Словарная работа
Прежде, чем мы начнёте читать рассказ, необходимо научиться читать трудные слова. Прочитайте слова по слогам, затем целым словом ( по ходу чтения уточняется значение непонятных слов).
Спе-ци -аль-ная – специальная.
Про-ко-ря-бал – прокорябал.
Полу-ле-жа-ла – полулежала.
Встре-пе-ну-лась – встрепенулась.
Не-за-кра-шен-ную – незакрашенную.
Трол-лей-бус – троллейбус.
За-пла-кан-ное – заплаканное.
Физминутка
Игра “Весёлая пчёлка”. Вдох глубокий и свободный. На выдохе произносится звук “з-з-з”. Представляем, что пчёлка села на нос, руку или ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определённый участок тела.
“Остров плакс”. Представляем, что путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть приподняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание – короткие резкие вдохи. За счёт этого происходит насыщение крови кислородом.
“Холодно – жарко”. Подул холодный ветер, дети съёжились в комочки. Выглянуло летнее солнышко. Дети расслабились, обмахиваются (“смена времён года” проводится 2-3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц.
В) Перечитывание текста учащимися по цепочке.
Проводится необходимая словарная работа по ходу перечитывания и комментирование текста.
Как вы думаете, почему произошло это несчастье с Катей?
Почему больницу называют особой, строгой?
Почему автор обращает наше внимание, что Катя была в сереньком халате?
Почему Катя стала счастливая?
Подберите синонимы к слову печальная.
6. Беседа по содержанию.
Почему Аня заплакала, увидев Катю?
Как девочки разговаривали через стекло?
Какой мы видим Катю в начале рассказа и в конце?
Чему радовалась Катя, лёжа в больнице?
А почему Аня оставалась печальной?
Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа?
Какая пословица на странице 84 подходит к этому рассказу?
Знакомство с писателем.
Пора познакомиться с автором рассказа “Анна, не грусти!”. Какой он? Что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает? В чём особенность его взглядов на мир?
Писатель Николай Булгаков в жизни священник. Он написал книгу про двух сестёр, которую назвал “Аня и Катя”. Они учатся жить между собой в любви и мире. На конкурсе “Просвещение через книгу 2008” Издательского Совета Русской Православной Церкви книга заняла второе место в номинации “Лучшая детская и юношеская книга”.
Чему учит нас Булгаков своим рассказом?
В жизни очень важно уметь сопереживать, т.е. уметь мысленно представить себя на месте другого человека, помочь пережить вместе с ним горе, беду.
Работа с иллюстрацией. Работа в парах.
Всё ли так нарисовал художник, как было в рассказе?
7. Итог урока. Рефлексия.
У вас есть магнитики, а на доске плакат с улыбающимся солнышком, на лучиках которого написаны слова: узнал, понял, удивился. Поставьте магнитики на те слова, которые стали вашим открытием на сегодняшнем уроке.
Чему мы учились сегодня на уроке?
8. Домашнее задание.
Уровень А.
Придумать продолжение рассказа.
Уровень В.
Выразительно читать рассказа и нарисовать рисунок на тему “Я друзей своих рисую”.