Программа дополнительного образования детей "Необыкновенные приключения ткани и меха"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Программа дополнительного образования детей 6 – 13 лет.

Срок реализации программы: 4 года.

Паспорт программыПриложение 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по мягкой игрушке “Необыкновенные приключения ткани и меха” является по содержанию художественной. По функциональному предназначению досуговая (кружковая). Четырехгодичной подготовки.

В настоящее время дети мало занимаются рукоделием. Школьная программа трудового обучения содержит небольшое количество часов и не позволяет на нужном уровне обучить ручным швам, правилам изготовления и истории народной игрушки. Изготовление игрушек развивает мелкую моторику рук; изучение истории народной игрушки расширяет кругозор, приобщает к народному творчеству, что важно для развития детей и значимо для ДДТ в рамках работы областной базовой площадки “Истоки”. Обучение по данной программе помогает детям на уроках технологии, ИЗО, МХК. Приобретенные практические навыки помогут в различных жизненных ситуациях: ремонт одежды, изготовление предметов интерьера, правильно подобрать цвет в одежде и при создании домашнего уюта.

В первый год обучения большое внимание уделяется изучению ручных стежков и швов, т. к. это базовая тема. К тому же в настоящее время возраст обучающихся в детских объединениях снизился, в первый год обучения часто приходят дети 6-7 лет. После изучения швов в первый год обучения дети изготавливают простейшие игрушки (овощи, фрукты), плоские игрушки и куклу-закрутку. Во второй год обучения дети знакомятся с изготовлением игрушек из шариков, валика, более сложных плоских и простейших объёмных игрушек, изготавливают куклу – пеленашку. В третий год обучения дети шьют объемные игрушки из ткани и меха и универсальную куклу. В четвёртый год обучения изготовление игрушек разделено по видам (птицы, земноводные и т.д.) – это даёт свободу выбора игрушек и творчества детей. Дети учатся увеличивать и уменьшать игрушки, включена тема “Полезные игрушки для дома и семьи”. Дети знакомятся с тем, как можно использовать умение шить игрушки для создания предметов интерьера и быта. Каждый год обучения включает изучение истории народной и современной, анималистической игрушки, основ цветоведения, начиная со второго года – материаловедение. Если на занятия 1 года обучения приходит ребёнок старшего возраста, имеющий начальные умения и навыки в данной области – используется метод индивидуального обучения. С ребёнком проводится мониторинг по знаниям и умениям в данной технике и по его результатам определяется программа индивидуальных занятий или переводится в группу второго года обучения.

Эффективным для творческого трудового развития детей является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен знать разные виды швов, увеличивать и уменьшать выкройки, знать разные виды изготовления игрушек, использовать умение шить для создания предметов интерьера, уюта в доме. Новые знания и умения помогут ему в этом. Данный метод дает более глубокие знания и помогает творческой самореализации ребенка.

Программа построена на принципах дифференциации и индивидуализации образования, увлекательности и творчества, системности, сотрудничества, доступности и результативности.

При разработке программы за основу взяты требования к уровню районных, областных выставок.

Данная программа связана с учебными школьными предметами: изучение стежков и швов, изготовление игрушки с уроками технологии. Изучение истории народной игрушки, основ цветоведения, росписи с уроками ИЗО и МХК. Использование на занятиях компьютера с уроками информатики.

Связь программы с НРК прослеживается в изучении традиционных народных ремёсел и игрушек, в изготовлении животных, птиц нашей области, района. Создание композиций из данных игрушек.

Цель программы: Воспитание и развитие в ребенке творческой личности через изучение народной культуры и изготовление традиционной игрушки.

Задачи 1-го года обучения:

Обучающие:

– развитие мотивации к изготовлению мягкой игрушки;
– приобретение знаний и умений по технике исполнения различных стежков и швов;
– развитие познавательного интереса к истории народной игрушки;
– знакомство с основами цветоведения;
– приобретение умений и навыков по технике изготовления простейших и плоских игрушек;

Воспитательные:

– воспитание уважительного и бережного отношения к традиционной народной культуре;
– воспитание культуры общения в коллективе;

Развивающие:

– развитие аккуратности, усидчивости;
– развитие ответственности;

Задачи 2-го года обучения:

Обучающие:

– развитие мотивации к изготовлению игрушек в разной технике: из шариков, валика, плоских, простейших объемных игрушек;
– развитие познавательного интереса к истории народной игрушки и материаловедения;
– приобретение знаний по основам цветоведения;
– приобретение умений и навыков по технике изготовления игрушек из шариков, валика,   плоских, простейших объемных игрушек;

Воспитательные:

– воспитание бережного отношения к творчеству народных мастеров и народной культуре;
– воспитывать трудолюбие, бережливость;

Развивающие:

– развитие образного мышления;
– активности, самостоятельности;

Задачи 3-го года обучения:

Обучающие:

– развитие мотивации к изготовлению игрушек в технике объемной игрушки;
– приобретение знаний по основам материаловедения;
– приобретение знаний по истории народной игрушки;
– приобретение умения применять знания о цвете при изготовлении игрушек;
– приобретение умений и навыков по технике изготовления объёмных игрушек;
– приобретение умения составлять технологическую карту изделия;

Воспитательные:

– воспитание у детей через изучение народного творчества любви к Родине, родному краю;
– воспитание навыков здорового образа жизни;

Развивающие:

– развитие индивидуальности при выполнении изделий;
– развитие воображения, образного восприятия;

Задачи 4-го года обучения:

Обучающие:

– приобретение знаний, умений и навыков по увеличению выкроек;
– развитие познавательного интереса к изучению новых форм использования техники мягкой   игрушки;
– получение знаний по материаловедению и истории народной игрушки;
– развитие познавательного интереса к изучению разных видов декоративно – прикладного искусства;
– приобретение умений и навыков изготовления предметов интерьера в данной технике;
– приобретение знаний и умений по написанию рефератов;

Воспитательные:

– воспитание у обучающихся через изучение народного творчества любви к Родине, родному  краю;
– воспитание целеустремленности;
– воспитание чувства взаимопомощи и поддержки, справедливости;

Развивающие:

– развитие творческого подхода в работе;
– формирование потребности в самообразовании;

Отличительная особенность данной образовательной программы – большой диапазон изучаемых тем и изготовляемых изделий. Обучение построено по принципу “от простого к сложному”, главная задача – чтобы у ребёнка не исчез интерес. Начинается обучение со знакомства с разными видами стежков и изготовлением простейших игрушек (без оформления мордочки). Постепенно игрушки усложняются, дети узнают всё новые и новые способы их изготовления (из шариков, валика и др.). К концу обучения дети могут сшить игрушку разными способами и разных размеров, по своему желанию. Обучение построено так, чтобы дети знали все этапы изготовления игрушки, начиная с изготовления выкроек – лекал до создания композиций. Специфика предлагаемой деятельности предполагает использование тканей разного цвета, поэтому в программу включена тема “Цветоведение”. Раздел “Полезные вещи для дома и семьи” помогает детям старшего возраста использовать умение шить для создания предметов домашнего интерьера, уюта в доме. Начиная со второго года обучения (индивидуальный подход) дети учатся заполнять технологические карты, писать рефераты и творческие проекты.

На основе данной программы были созданы программы для индивидуальных занятий с детьми ОВЗ “Мои друзья – игрушки”, для работы с одарёнными детьми “Уральский народный девичий костюм” (обшиваем куклу), “Мячи народов мира”, “Забавные цветы” и др.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программе: от 6 до 13 лет. Дети 6-9 лет способны на репродуктивном уровне выполнять предлагаемые задания по созданию игрушки. Для данного возраста дается на ознакомительном уровне материал по истории народной игрушки, цветоведению, материаловедению. В программу 1 года обучения не включено изготовление выкроек-лекал. Дети изготавливают простейшие игрушки и плоские игрушки-сувениры, во 2-ой год начинают изготавливать простейшие объёмные игрушки.

Дети 10-11 лет предлагаемые задания могут выполнять не только на репродуктивном, но и на эвристическом уровне. В программу включено изготовление объемных игрушек с самого первого этапа (изготовление лекал) до оформления игрушки. При изготовлении и оформлении игрушки детям дается возможность проявить фантазию. Дети учатся заполнять технологические карты.

Дети 11-13 лет предлагаемые задания могут выполнять не только на репродуктивном, эвристическом, но и творческом уровне. Свобода в выборе игрушек, использование игрушки для создание предметов интерьера, создание композиций из игрушек – дает простор фантазии и творчеству обучающихся. Дети пишут рефераты и творческие проекты.

Группы профильные постоянного состава. Набор детей свободный, согласно их желанию. 1год обучения – 12-15 человек; 2 год – 10-12 человек, 3,4 год – до 10 человек. Количество часов в год в 1год обучения – 72 (2 часа в неделю, два занятия по одному часу), в последующие – 144 (4 часа в неделю, два занятия по два часа).

Прогнозируемый результат:

В конце обучения учащийся должен

1 год обучения

Знать:

– историю народной игрушки (общие сведения);
– значение игрушки в жизни детей;
– правила техники безопасности при работе с ручным инструментом;
– название ручных стежков, швов и их применение;
– приёмы изготовления простейших и плоских игрушек;
– теплые, холодные, нейтральные цвета и их свойства;
– как уважительно относиться к народной культуре;
– правила общения в коллективе;

Уметь:

– организовать рабочее место;
– пользоваться выкройками-лекалами;
– использовать ручные стежки и швы при изготовлении игрушки;
– набивать изделие;
– оформлять внешний вид игрушки;
– быть аккуратным, ответственным.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится на промежуточном этапе – проведение викторины по пройденному материалу, на итоговых занятиях по каждой теме в виде опроса или собеседования, в конце года на итоговом занятии – конкурсе.

2 год обучения

Знать:

– историю русской народной игрушки; – приёмы изготовления игрушек из шариков, валика, плоских и простейших объёмных игрушек; – виды тканей;
– дополнительные и родственные цвета; – нравственно – эстетические нормы жизни;

Уметь:

– изготавливать и оформлять игрушки из шариков, валика, плоские и простейшие объёмные игрушки;
– шить всеми видами швов; – использовать бросовый материал для изготовления игрушки; – использовать знания о цвете при изготовлении игрушки; – быть активным, самостоятельным и трудолюбивым;

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится на итоговых занятиях в виде опроса или собеседования. На промежуточном этапе – викторина, итоговое занятие – конкурс. Участие в итоговой районной выставке. В конкурсе “Ступени творческого роста”, получение звания “Подмастрье”.

3 год обучения

Знать:

– приёмы изготовления объёмных игрушек;
– виды ткани, используемые при изготовлении игрушек и соответствующие тканям швы;
– варианты оформления игрушек; – дополнительные, родственные и контрастные цвета;
– народных умельцев своего района;
– основы здорового образа жизни;

Уметь:

– изготавливать объемные игрушки;
– изготовить проволочный каркас для игрушки;
– использовать знания о цвете при изготовлении игрушки;
– использовать народную игрушку для оформления интерьера.
– индивидуально и самобытно подойти к изготовлению игрушки;
– составить технологическую карту изделия;

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится на итоговых занятиях в виде опроса или собеседования. На промежуточном этапе и в конце года тестирование. Участие в районных и областных выставках, в конкурсе “Ступени творческого роста”.

4 год обучения

Знать:

– виды декоративно-прикладного искусства; – правила увеличения и уменьшения выкроек; – разные виды кукол;
– виды и свойства цвета;
– способы изготовление украшений, предметов быта и домашнего интерьера в технике мягкой игрушке;
– народное творчество своей местности;

Уметь:

– раскрыть свои творческие возможности;
– самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления мягкой игрушки;
– увеличивать и уменьшать выкройки;
– успользовать знания о цвете при изготовлении игрушки и оформлении  интерьера;
– изготавливать украшения, предметы быта и интерьера в технике мягкой  игрушки;
– составить реферат по определенной теме;
– поддержать товарища, оказать ему помощь;
– доводить начатое дело до конца;

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится на итоговых занятиях в виде опроса или собеседования. На промежуточном этапе и в конце года тестирование. Участие в районных и областных выставках, в конкурсе “Ступени творческого роста”.

Критерии оценки – Приложение 2.

Учебно-тематическое планированиеПриложение 3.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа ориентирована на изготовление широкого спектра игрушек. Содержание курса объединено в тематические модули, каждый из которых разъясняет отдельную задачу по приобретению трудовых навыков и творческому развитию детей. Все образовательные блоки предусматривают усвоение теоретических и практических навыков. Практические задания способствуют развитию у детей умению создавать игрушки разных видов и способов изготовления. Программа четырехлетнего обучения способствует развитию у детей творческих способностей, умению создавать творческие работы, писать рефераты и творческие проекты.

Освоение материала в основном происходит в процессе практических занятий. В работе над созданием игрушки дети должны знать все этапы создания: от изготовления лекал и увеличение выкроек до оформления игрушки, стремиться к созданию авторской игрушки. Применять знания о цвете при изготовлении игрушки.

Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение изученного, обращение к которому диктует практика. Такой методический прием как возвращение к пройденному придают объемность “линейному” последовательному освоению материала в данной программе. Ребенок должен не только правильно аккуратно соблюдать последовательность, научиться шить игрушку, но и уметь использовать полученные умения при создании предметов быта, авторских игрушек. Поэтому важным методом обучения изготовлению игрушек является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит наглядность, доступность.

Срок реализации образовательной программы 4 года. Они делятся на периоды(1,2,3,4 года обучения) при этом продолжительность периодов является ориентиром – она определяется не временем, а достигнутым результатами, которые определяются участием в выставках, конкурсах, практикумах.

Первый период вводный и направлен на первичное знакомство с историей игрушки, цветоведением, изготовлением простейших игрушек по готовым выкройкам и деталям, второй и третий – на базовую подготовку детей. Четвертый посвящен более углубленному изучению программы и подготовке рефератов и творческих проектов.

Занятия по данной программе состоят из теоретических и практических частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как самостоятельную деятельность детей, коллективная, так же может быть индивидуальная. Занятия проходят в виде бесед, практикумов, экскурсий, конкурсов. Включает в себя вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий в первый год обучения 2 раза в неделю по 1 часу. В последующие годы 2 раза в неделю по 2 часа, при большом количестве детей создается необходимость деления на подгруппы.

Используются в сочетании словесные, наглядные и практические методы обучения.

Словесные методы обучения – рассказ, беседа, объяснение. Для более доступного преподнесения изучаемого материала используется показ, демонстрация.

Средства наглядности: схемы, чертежи, таблицы, иллюстрации, компьютерные презентации и т.д.;

Раздаточный материал: нитки, иголки, карточки с образцами швов, инструкционные карты; выкройки – лекала, чертежи выкроек.

– стенды с образцами мягкой игрушки;
– литература по истории народной игрушки, декоративно – прикладному творчеству, по изготовлению мягкой игрушки.
– таблицы спектральных цветов, цветовой круг, таблицы с различными цветовыми композициями;
– таблицы по материаловедению;

Практические методы обучения:

Демонстрация приемов работы иглой с одновременным объяснением, как легче и удобнее сделать какое – либо действие.
– Демонстрация готовых изделий.

Текущий инструктаж: проводится с целью устранения затруднений обучающегося. Выполнение технических приемов шитья способствуют выработке практических умений и навыков.

Графические работы: зарисовка схем, чертежей, выкроек изделий.

– Творческие задания: Сбор и обработка материала для реферата, проекта, подбор цветовой гаммы для изготовления изделий.

Материально – техническое обеспечение – Приложение 4.

Литература – Приложение 5.