Сегодня совершенствование образовательного процесса через внедрение современных педагогических технологий - это единственный путь выживания и развития в условиях рыночной экономики, потому что задачу подготовки специалистов немыслимо решить без использования новых технологий обучения.
Одним из направлений информационных технологий является использование аудио- видеосредств, т.е. аудиовизуальных технологий обучения, в которых значительная часть управления познавательной деятельностью студентов осуществляется при помощи специально разработанных адиовизуальных учебных материалов.
Внедрение информационных технологий качественно меняет образовательный процесс, трансформируя его в соответствии с общими принципами информатизации общества на пути его развития в информационное общество.
Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным широкое применение мультимедиа. И сегодня современное обучение трудно представить без этой технологии, которая позволяет использовать тесты, графику, видео в режиме диалога и тем самым расширяет область применения компьютера в учебном процессе. Информационно-компьютерные технологии создают новые возможности в деятельности педагога по передаче знаний и новые возможности в деятельности обучаемого по восприятию знаний, а также в оценке качества обучения и всестороннем развитии обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса, его творческой активности.
Использование компьютера и мультимедиа на уроках производственного обучения позволяет не только увеличить объем информации, но и представить ее более последовательно, наглядно, интересно.
Материал данного урока является фундаментом для дальнейшего успешного освоения знаний по професии.
НПО, профессия "Каменщик", 2 курс.
Урок производственного обучения.
Тема программы. Кирпичная кладка конструкций по многорядной системе перевязки.
Тема урока. Кирпичная кладка вертикального ограничения участка стены толщиной в один кирпич по многорядной системе перевязки.
Тип урока. Комбинированный урок.
Цели урока:
1) Познавательная: научить учащихся выполнять кирпичную кладку вертикального ограничения участка стены по многорядной системе перевязки;
2) Развивающая: продолжить работу по формированию умения самоконтроля, работы с контрольным инструментом.
3) Воспитательная: продолжить формирование качеств личности:
- ответственность за выполнение производственных заданий;
- интерес к профессии;
- бережливое отношение к инструментам;
- взаимопомощь.
Учебно-производственные работы: выполнение кирпичной кладки вертикального ограничения участка стены в один кирпич по многорядной системе перевязки. Н вр.-3 ч.: Нвыр.-
Материально-техническое оснащение урока:
- материалы: кирпич силикатный, глиняный раствор;
- инструменты: кельма каменщика, молоток-кирочка, расшивка, угольник, правило, отвес, уровень;
- инвентарь: емкости для строительного раствора.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, инструкционно-технологическая карта по теме урока, плакат "Показатели оценок работы".
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие учащихся, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. (2 мин.)
II. Вводный инструктаж. Сообщение темы программы, темы урока и целей урока, проверка знаний ранее изученного материала: (48 мин.)
а) в форме тестов (проецирование тестов);
б) работа по карточкам.
Тесты (ответы выделены жирным шрифтом)
1. Многорядная система перевязки швов кирпичной кладки - это чередование: | а) тычковых и ложковых рядов через один; б) одного тычкового ряда, 4-5 ложковых рядов; в) одного ложкового ряда, 4-5 тычковых рядов (эталон б). |
2. Какова толщина вертикальных швов кирпичной кладки? | а) 6-8мм; б) 8-10 мм; в)10-12 мм (эталон б). |
3. Какова толщина горизонтальных швов кирпичной кладки? | а) 6-8 мм; б) 8-10 мм; в) 10-12 мм (эталон в). |
4. На какую часть кирпича выполняется перевязка швов в ложковых рядах? | а) на четверть кирпича; б) на половину кирпича; в) на третью часть кирпича (эталон б). |
Работа учащихся по карточкам
Карточка №1 | |
Назовите виды швов кирпичной кладки | Виды швов: горизонтальные, вертикальные, вертикальные продольные |
В какой последовательности выполняется обработка швов кирпичной кладки? | Швы обрабатывают по лицевой поверхности кирпичной кладки. Сначала вертикальные, затем горизонтальные |
Карточка №2 | |
Назовите размеры рядового и модульного камня | Размеры рядового камня (мм): 250*120*65 Размеры модульного камня (мм): 250*120*88 |
Каковы правила охраны труда при ведении кирпичной кладки? | Работы по ведению кирпичной кладки
выполняются в спецодежде (рабочий костюм или
комбинезон, обувь на толстой подошве, каска,
рукавицы или перчатки). Кирпичная кладка ведется только исправным инструментом (ручки инструментов прочно насажены без щелей и заусенцев). |
Фронтальный опрос.
Назовите инструменты каменщика и объясните их назначение (демонстрация инструментов).
Объяснение нового материала.
(Проецирование материала для объяснения)
Что такое конструкция вертикального ограничения стены? (приложение № 5)
Где применяются конструкции вертикальных ограничений при строительстве зданий: устройство оконных проемов, устройство дверных проемов.
Работа с образцом (участок стены толщиной в один кирпич по многорядной системе перевязки, с одной стороны которого устроено вертикальное ограничение, с другой - убежная штраба, при выполнении которой они будут отрабатывать приемы и закреплять навыки ведения кирпичной кладки).
Повторение теоретических знаний по предмету "Технология каменных работ", необходимых для изучения темы урока:
- видеофрагмент с объяснением вопроса: что такое штраба и ее виды.
- видеофрагмент: способы кирпичной кладки.
Работа с инструкционно-технологической картой (приложение № 1).
Проецирование материала для объяснения:
- фото, рисунок вертикального ограничения стены (приложение № 5).
- анимация: укладка кирпича порядно (4 ряда) в конструкцию вертикального ограничения участка стены толщиной в один кирпич по многорядной системе перевязки.
Демонстрация рабочих, измерительных инструментов и приспособлений для работы на высоте:
- рабочий инструмент: кельма, расшивка;
- измерительный инструмент: отвес, уровень, угольник, правило;
- приспособления для работы на высоте.
Выполнение мастером приемов работы в рабочем и замедленном темпе, отдельно по элементам и снова в рабочем темпе.
Закрепление продемонстрированных мастером приемов роботы (проецирование материала для закрепления).
Самоконтроль качества выполняемой работы, соблюдение технических условий и допусков, приемы самоконтроля.
Допуски кирпичной кладки (напомнить о приемах самоконтроля).
Правила охраны труда при выполнении работы.
Задание на день с указанием нормы времени и нормы выработки на выполнение работы: выполнение кирпичной кладки вертикального ограничения участка стены в один кирпич по многорядной системе перевязки. Н вр.-3 ч.: Нвыр.-
Предупреждение ошибок в работе:
а) неполное соответствие схеме кладки вертикального ограничения стены;
б) несоответствие нормам толщины швов кладки (приложение № 6).
Показатели оценок работы учащихся (приложение № 4).
- организация рабочего места;
- соблюдение правил охраны труда;
- соблюдение технологического процесса, схемы кладки, размеров и допусков;
- качество кладки: вертикальность поверхности, горизонтальность рядов кладки, чистота поверхностей кладки, обработка швов.
Критерии оценок работы (приложение № 2).
Распределение учащихся по рабочим местам (приложение № 3).
Подведение итогов вводного инструктажа.
III. Текущий инструктаж (самостоятельная работа учащихся) (3 часа).
Целевые обходы рабочих мест учащихся:
- первый обход - проверка содержания рабочих мест
(особое внимание обратить на учащихся (указать фамилии);
- второй обход - проверка правильности выполнения трудовых приемов обратить особое внимание на учащихся (указать фамилии);
- третий обход - проверка правильности самоконтроля: обратить особое внимание на выполнение приемов самоконтроля, соблюдение допусков кладки, обратить внимание на учащихся (указать фамилии);
- четвертый обход - приемка и оценка работы.
IV. Заключительный инструктаж урока производственного обучения Итоги дня, достижение целей урока. (1 час).
Оценка качества работы каждого учащегося по показателям.
Лучшие учащиеся сегодняшнего дня (отметить, кто из ребят добился отличного качества работы). Работа с приложением № 4.
Ошибки в работе ребят, слабые работы (рассмотреть наиболее характерные ошибки в работе учащихся, указать на слабые работы).
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание.
Подготовка материально-технической базы к следующему уроку.
Проведение занятий производственного обучения с применением информационных технологий показывают, что достаточно высокую педагогическую активность имеют те информационные технологии, которые обеспечивают диалоговый режим в процессе решения различных познавательных задач, тестирование, оценивают работу с учетом количества вопросов, ошибок. Подготовка к уроку с использованием информационных технологий, электронного материала в форме презентаций, видеоматериалов активизирует творческий потенциал педагога, мотивирует на внесение изменений в свою деятельность для достижения целей. Результат работы педагога на уроке: значительно повышается активность учащихся, интерес к профессии, качество и уровень профессиональной подготовки молодых рабочих.
Литература.
- И.И.Ищенко. Каменные работы. Москва, "Высшая школа", 2001г.
- Т.О. Лукьянов. Искусство кирпичной кладки. 2002 г.
- О.Н.Куликов, Е.И. Ролин. Охрана труда в строительстве. Москва, ПрофОбрИздат, 2002 г.
Текущий инструктаж (самостоятельная работа учащихся) (3 часа)
Целевые обходы рабочих мест учащихся:
а) первый обход - проверка содержания рабочих мест
б) второй обход - проверка правильности выполнения трудовых приемов
в) третий обход - проверка правильности ведения самоконтроля (обратить особое внимание на выполнение приемов самоконтроля, )
г) четвертый обход - проверка правильности соблюдения условий в работе, приемка и оценка работ, правильность ведения промежуточного контроля.
Заключительный инструктаж (30 минут.):
1. Итоги дня, достижение цели урока.
2. Оценка качества работы каждого учащегося по показателям.
3. Лучшие сегодняшнего дня (отметить, кто из ребят добился отличного качества работы).
4. Ошибки в работе ребят, слабые работы (рассмотреть наиболее характерные ошибки в работе учащихся, указать на слабые работы).
5.Домашнее задание.
Уборка рабочих мест.
Подготовка материально-технической базы к следующему уроку.