Информационно-компьютерные технологии как форма совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся

Разделы: Технология


Использование инновационных технологий обучения существенно повышает мотивацию учения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, способствует совершенствованию их профессиональных знаний, умений и навыков. В современных условиях развития образовательной системы, стоит вопрос, как обеспечить качественное обучение каждого ученика, обеспечить усвоение им стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению.

Мы живем в постоянно меняющемся обществе, в мире техники и технологий и сегодня межличностные отношения педагога и ученика невозможно уже представить без информационно-компьютерных и педагогических технологий.

Компьютеризация процесса образования во многом расширяет возможности ученика в получении разнообразного большого объема информации, а педагога мотивирует на внесение изменений в свою деятельность нельзя не учитывать, что ученик сегодня живет в ином информационном пространстве. Изменился сам способ получения информации, а педагог в это время перестал быть единственным ее источником, человеком, который может сказать единственную правду и настаивать на ней.

Основной целью работы всего коллектива ГОУ НПО «Профессионального училища г. Шебекино Белгородской области» является обучение молодых рабочих, а результатом – их трудоустройство. Наличие образования не гарантирует получение хорошей работы, а только высокий профессионализм в сочетании с образованностью и культурой гарантирует выпускникам успех в трудоустройстве и уверенность в будущем.

Одной из основных проблем, с которой я столкнулась в своей работе, обучая учащихся строительного профиля профессии «Мастер отделочных строительных работ – это низкая мотивация к процессу обучения и практически отсутствие самостоятельной работы, считаю что без инноваций, педагогических технологий, без активных форм обучения и творческого подхода невозможна продуктивная работа.

Профессиональное обучение – это особый процесс обучения. Это новейшие станки и механизмы, производственные технологии, компьютеры и свободный доступ в Интернет. Без технического оснащения невозможно обучить будущего высококвалифицированного специалиста, но все же главным остается не техника, а педагогика. Хранителем традиций, как и носителем изменений, является педагог, но сегодня он не может указывать и надзирать с целью достижения положительного результата. Он должен направлять, наблюдать, помогать и поддерживать. Он был и остается ключевой фигурой, от которой зависит успех обучения. его духовность, глубокое знание своего предмета, целей и задач обучения, умение владеть технологиями, методами, формами и средствами обучения, четкое представление каким должен быть результат обучения и внутренняя культура – неизменные составляющие педагогического мастерства. И наша задача не только поставить ученику оценку, а выработать у него способность к самооценке. Каждый из нас, педагогов, не может стоять на месте, не повышая свое образование. Преподаватель должен быть актуальным для возраста его ученика, соответствовать обновленным потребностям общества

Модернизация образования невозможна без широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса и в первую очередь обучении. В решении данной задачи важная роль отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов. Использование ИКТ на уроке имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами, при этом происходит экономия времени.

Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. совершенствуют профессиональные знания, умения и навыки обучающихся на уроках

По результатам многочисленных экспериментов экспертами установлена отчетливая связь между методом, с помощью которого обучающиеся осваивают материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если обучающиеся имеют возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

С целью активизации познавательной деятельности обучающихся, совершенствования их профессиональных знаний, умений и навыков я использую информационно-коммуникационные технологии. Профессиональное обучение предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков обучающихся, соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

Информационно-компьютерные технологии использую на всех этапах урока. Для работы достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office, что практикуется с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок. Чаще всего используется Microsoft Power Point в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация. В основном презентации носят линейный характер изложения материала и содержат текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.

Информационные технологии показывают явные преимущества по сравнению с традиционным уроком, т.к.:

  • значительно возрастает концентрация внимания;
  • увеличивается темп урока и объем изучаемой информации;
  • материал излагается в более доступной и интересной форме;
  • легче усваивается изучаемый материал.

Кроме того, неоспоримым преимуществом является:

  • яркость и наглядность представления учебного материала;
  • образное изложение материала.

Важно, чтобы всем обучающимся на каждом уроке было интересно, а интерес способствует совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся на уроках .

Проведение уроков с применением информационных технологий показывают, что достаточно высокую педагогическую активность имеют те информационные технологии, которые обеспечивают диалоговый режим в процессе решения различных познавательных задач, тестирование, оценивают работу с учетом количества вопросов, ошибок.

«Уроки – презентации» позволяют создать на уроке атмосферу погружения в изучаемую тему. Логическое построение материала в слайдах помогает обучающимся легче его усвоить, нет необходимости писать на доске, вывешивать таблицы и т.д., поэтому уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью. Созданные в электронном виде уроки могут при необходимости легко корректируются. Мной разработаны блоки уроков по профессиям строительного профиля « каменщик» и «штукатур».

Профессиональное обучение с использованием информационных технологий считаю важным, необходимым и эффективным условием и формой совершенствования профессиональной подготовки молодых рабочих. Использование таких технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и уровень подготовки специалистов, дает обучающимся глубокие знания, закрепленные выполнением практической работы, а преподавателю возможность осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению с учетом индивидуальных особенностей каждого молодого рабочего.