Совместно-продуктивная деятельность младших школьников

Разделы: Начальная школа


Совместно-продуктивная деятельность - это здоровьесберегающая технология, интеллектуально-развивающая технология, технология самообучения и самоуправления, технология гуманного обучения.

Коллективным можно назвать только такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих одноклассников по совместной работе. Это общение обучающих и обучаемых происходит в парах постоянного состава (статические пары), в сменных парах (динамические пары) и при групповой работе.

Организация таких занятий требует перестройки работы учащихся (слушать и слышать партнера, работать в шуме, находить комфортную посадку, вести учет знаний) и учителя (планировать свою работу и работу класса, управлять деятельностью школьников). В первые дни меня волновали вопросы: смогут ли работать вместе "сильный " и "слабый" ученик? Как контролировать работу каждой пары, группы? Практика убедила меня в том, что все вопросы решаемы. Только надо четко поставить задачи и стремиться их выполнить.

Задачи:

- создавать ситуации, при которых возникает необходимость работать совместно;

- разрабатывать и апробировать различные приемы работы;

- формировать положительные мотивы учебы.

Так как приемы совместно-продуктивной деятельности не знакомы детям, необходимо поставить перед собой еще такие задачи:

- познакомить учащихся с правилами совместной работы;

- развивать навыки общения, используя нормы речевого этикета;

- отработать порядок изучения карточки взаимообмена заданиями.

Каждая группа методик для сменных пар и групповых работ требует наличия определенных навыков и умений, как у учащихся, так и учителя. Эти умения сначала вырабатываются в статических парах, и только после определенной подготовки учебная группа переводится на работу в динамических парах, а затем в группу.

Нужно отметить, что при работе в парах партнеры практически все время говорят, в классе шумно. Работать в шуме непривычно. Отсюда задача учителя на первых уроках научиться слушать сразу несколько пар, направлять работу учащихся и управлять процессом в целом.

На этих же уроках у учащихся иные задачи: научиться работать в шуме, уметь регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер отчетливо его слышал. А другим ученикам голос не мешал, найти наиболее комфортную для себя и товарища посадку. На первых порах вывешиваю памятку:

Памятка.

  1. Общаться так, чтобы партнёр тебя слышал, а другим детям голос не мешал.
  2. Слушать товарища и слышать его.
  3. Сидеть так, чтобы было удобно общаться друг с другом.

Этапы формирования совместно-продуктивной деятельности:

1. Начальный.

Роль учителя в организации совместной работы максимальная. Учитель совместно с детьми создает правила. На этом этапе главная задача - научить коллективно трудиться.

2. Промежуточный.

Учитель некоторые свои функции передает детям, увеличивая долю самоорганизации учащимся.

3. Функциональный.

Роль учителя минимальна. Организацию групповой работы осуществляют сами дети.

Методические правила совместно-продуктивной деятельности.

  • Количество учащихся в группе должно быть нечетным. (3-5 человек)
  • Отношения между детьми в группе доброжелательные или, по крайней мере, нейтральные.
  • Учитель или дети четко и кратко формулируют задания. Возможно, проговорить несколько раз.
  • Работа в группе должна иметь временные ограничения. Время работы указывается вначале урока.
  • Состав группы периодически меняется.
  • При распределении групп надо учитывать то, чтобы в каждой из них оказался активный ученик- "генератор идей" (штурман, командир).
  • Задания для групповой работы должны быть такими, которые трудно выполнить одному. Они требуют размышления, чаще всего это поисковая деятельность.
  • Главная задача - подобрать, составить систему усложняющих заданий для совместной работы.
  • Желательно для работы в группе использовать черновик и только после защиты сделать записи в тетради.
  • Работа в группах должна начинаться и заканчиваться одновременно.
  • Необходимо приучать детей слушать результаты работы групп.
  • Совместно-продуктивной деятельности детей надо специально обучать.
  • Полное совпадение единства коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

Совместно-продуктивная деятельность учащихся на уроках не подменяет традиционно сложившиеся формы организации учебной деятельности, а удачно дополняет их. Опыт работы убеждает меня в том, что групповая форма занятий является необходимостью. Ребята осмысливают ответственность и важность роли "учителя" и "ученика", понимают важность самого обучения. Главное и самое ценное - раскрепощение ученика. Он становится уверенным, знающим. Народная мудрость гласит: "В одиночку ничего не сделаешь, объединившись, что угодно можно сделать".