Совместно-продуктивная деятельность - это здоровьесберегающая технология, интеллектуально-развивающая технология, технология самообучения и самоуправления, технология гуманного обучения.
Коллективным можно назвать только такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих одноклассников по совместной работе. Это общение обучающих и обучаемых происходит в парах постоянного состава (статические пары), в сменных парах (динамические пары) и при групповой работе.
Организация таких занятий требует перестройки работы учащихся (слушать и слышать партнера, работать в шуме, находить комфортную посадку, вести учет знаний) и учителя (планировать свою работу и работу класса, управлять деятельностью школьников). В первые дни меня волновали вопросы: смогут ли работать вместе "сильный " и "слабый" ученик? Как контролировать работу каждой пары, группы? Практика убедила меня в том, что все вопросы решаемы. Только надо четко поставить задачи и стремиться их выполнить.
Задачи:
- создавать ситуации, при которых возникает необходимость работать совместно;
- разрабатывать и апробировать различные приемы работы;
- формировать положительные мотивы учебы.
Так как приемы совместно-продуктивной деятельности не знакомы детям, необходимо поставить перед собой еще такие задачи:
- познакомить учащихся с правилами совместной работы;
- развивать навыки общения, используя нормы речевого этикета;
- отработать порядок изучения карточки взаимообмена заданиями.
Каждая группа методик для сменных пар и групповых работ требует наличия определенных навыков и умений, как у учащихся, так и учителя. Эти умения сначала вырабатываются в статических парах, и только после определенной подготовки учебная группа переводится на работу в динамических парах, а затем в группу.
Нужно отметить, что при работе в парах партнеры практически все время говорят, в классе шумно. Работать в шуме непривычно. Отсюда задача учителя на первых уроках научиться слушать сразу несколько пар, направлять работу учащихся и управлять процессом в целом.
На этих же уроках у учащихся иные задачи: научиться работать в шуме, уметь регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер отчетливо его слышал. А другим ученикам голос не мешал, найти наиболее комфортную для себя и товарища посадку. На первых порах вывешиваю памятку:
Памятка.
- Общаться так, чтобы партнёр тебя слышал, а другим детям голос не мешал.
- Слушать товарища и слышать его.
- Сидеть так, чтобы было удобно общаться друг с другом.
Этапы формирования совместно-продуктивной деятельности:
1. Начальный.
Роль учителя в организации совместной работы максимальная. Учитель совместно с детьми создает правила. На этом этапе главная задача - научить коллективно трудиться.
2. Промежуточный.
Учитель некоторые свои функции передает детям, увеличивая долю самоорганизации учащимся.
3. Функциональный.
Роль учителя минимальна. Организацию групповой работы осуществляют сами дети.
Методические правила совместно-продуктивной деятельности.
- Количество учащихся в группе должно быть нечетным. (3-5 человек)
- Отношения между детьми в группе доброжелательные или, по крайней мере, нейтральные.
- Учитель или дети четко и кратко формулируют задания. Возможно, проговорить несколько раз.
- Работа в группе должна иметь временные ограничения. Время работы указывается вначале урока.
- Состав группы периодически меняется.
- При распределении групп надо учитывать то, чтобы в каждой из них оказался активный ученик- "генератор идей" (штурман, командир).
- Задания для групповой работы должны быть такими, которые трудно выполнить одному. Они требуют размышления, чаще всего это поисковая деятельность.
- Главная задача - подобрать, составить систему усложняющих заданий для совместной работы.
- Желательно для работы в группе использовать черновик и только после защиты сделать записи в тетради.
- Работа в группах должна начинаться и заканчиваться одновременно.
- Необходимо приучать детей слушать результаты работы групп.
- Совместно-продуктивной деятельности детей надо специально обучать.
- Полное совпадение единства коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.
Совместно-продуктивная деятельность учащихся на уроках не подменяет традиционно сложившиеся формы организации учебной деятельности, а удачно дополняет их. Опыт работы убеждает меня в том, что групповая форма занятий является необходимостью. Ребята осмысливают ответственность и важность роли "учителя" и "ученика", понимают важность самого обучения. Главное и самое ценное - раскрепощение ученика. Он становится уверенным, знающим. Народная мудрость гласит: "В одиночку ничего не сделаешь, объединившись, что угодно можно сделать".