Внеклассное мероприятие по обществознанию "Гражданин – человек свободный и ответственный"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Расширить содержание понятия "активная гражданская позиция" через персонификацию и личный пример академика А.Д. Сахарова;
  • Развивать умения работать с источниками, анализировать, аргументировать высказывания у учащихся;
  • Воспитывать патриотизм, формировать активную гражданскую позицию.

Оборудование: мультимедиа, презентация, фрагменты работ А.Д. Сахарова( для каждого ученика), памятка "правила работы в группе".

Ход занятия

1. Орг.момент.

Презентация.

- Добрый день, ребята. Сегодня на нашем внеклассном занятии мы продолжаем работу над темой "Гражданин - человек свободный и ответственный". (Слайд 1)

- Чтобы продуктивно работать сегодня, давайте вспомним материал, изученный на предыдущем уроке обществознания. Предлагаю вашему вниманию следующие вопросы. (Слайд 2-5).

- Сформулируйте определение понятия "гражданин".

- Какие характеристики в вашем определении являются ведущими?

2. Постановка цели

- Я хочу предложить вашему вниманию фрагмент одного из популярных кинофильмов, который демонстрирует одно из страшнейших явлений современности. Ваша задача определить, о чем идет речь. (Слайд 6).

- О чем сюжет, который вы посмотрели?

- Какое чувство вызвала у вас картина взрыва?

- А теперь я предлагаю вам следующий слайд. (Слайд 7).

- Кто из вас может сказать, какая связь существует между Индианой Джонсом и академиком Сахаровым?

- Верно, Андрей Дмитриевич Сахаров - один из создателей ядерного оружия, взрыв которого наблюдал герой фильма. Сахаров получил много правительственных наград: трижды Герой Социалистического Труда (1953,1956,1962 годы), награжден Сталинской (1953 год) и Ленинской (1956 год) премиями, являлся кавалером Ордена Ленина. Однако самую высокую награду- Нобелевскую премию ему присудили не за открытия в области физики. (Слайд 8)

- Сахаров вошел в мировую историю не только как ученый - ядерщик, но и как активный борец за отмену ядерного оружия.

- Почему же изобретатель стал противником своего изобретения? Как он боролся против него? Зачем он это делал, когда другие молчали?

- Целью нашего занятия станет поиск ответа на эти вопросы. Для того, чтобы сделать это грамотно и не исказить сути, я предлагаю вам поработать с фрагментами работ Андрея Дмитриевича, которые я приготовила для этого урока, и делать выводы на их основе.

3. Работа с документами.

- У каждого из вас на столе есть набор материалов, просмотрите их.

- Обратите внимание на то, что они представлены в хронологической последовательности, это нужно для того, чтобы видеть, как развивалась правозащитная деятельность ученого в этом направлении.

- Под номером один в ваших материалах представлен фрагмент работы А.Д. Сахарова "О радиоактивной опасности ядерных испытаний", датируемая 1958 годом. (Слайд 9)

- У учеников первого и второго вариантов фрагменты этой работы разные (Приложение 1), разными будут и задания к ним: первый вариант анализирует текст и находит опасность для человека, а второй - для человечества.

- Почему ученый выступает против испытаний?

- Хочу сказать вам, что голос ученого был услышан, и в 1963 году был подписан Московский договор "О запрещении ядерных испытаний в трех средах".

- Как вы считаете, каждый может критиковать свое изобретение?

- Хочу сказать вам, что голос ученого был услышан, и в 1963 году был подписан Московский договор "О запрещении ядерных испытаний в трех средах". Какими качествами личности обладал А.Д. Сахаров, который не побоялся выступить против политики государства?

- Верно, он был человеком ответственным. В старших классах в курсе обществознания вы будете говорить о моральной ответственности ученого перед обществом за изобретение. Андрей Дмитриевич глубоко чувствовал эту ответственность , он в 1981году написал работу "Ответственность ученых", цитату из которой я предлагаю вашему вниманию. (Слайд 10)

- Докажите, что Сахаров боролся не только за безопасность своих современников, но и за нашу с вами жизнь.

- Следующим шагом в борьбе против испытаний ядерного оружия стала публикация статьи- манифеста "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" в 1968 году. (Слайд 11)

- Возьмите в руки текст под номером два. (Приложение 2). Давайте внимательно прочтем его и найдем в нем ответы на представленные вопросы (Слайд 12-13).

- Какой вывод из сказанного можно сделать?

- Действительно, спектр вопросов правозащитной деятельности А.Д. Сахарова расширился, теперь он борется не только за отмену испытаний ядерного оружия, но и за мир во всем мире.

- Этот вопрос широко рассматривается ученым в "Памятной записке", адресованной Л.И. Брежневу (1975 год) и в "Открытом письме об Афганистане" (1980 год).

- Я хочу предложить вам творческое задание, для его выполнения вам нужно разделиться на две группы и вспомнить правила работы в группах (обратитесь к памятке). Итак, представьте, что вам предстоит выступить от имени А.Д. Сахарова и отразить его видение проблемы.

- Первая группа работает с "Памятной запиской", а вторая с "Открытым письмом об Афганистане". (Приложение 3). Составляем тезисный план выступления, опираясь на фрагменты предложенных документов, и презентуем свое выступление нам с одноклассниками.

(После ответов представителей каждой группы организуем анализ выступлений, соотнесение заявленных положений с первоисточником).

Многие из вас знают, что за смелое выступление в 1980 году Сахаров был лишен всех государственных наград и сослан в Горький, однако и там он продолжал бороться за право людей на мир, написав Открытое письмо доктору Сиднею Дреллу "Опасность термоядерной войны" (1983 год), подтверждая свою идею об ответственности ученых за их открытия.

- Возьмите в руки документ под номером четыре. Познакомьтесь с его содержанием.

- Задание будет заключаться в следующем: я зачитываю высказывание. А вы соглашаетесь или опровергаете его, опираясь на текст документа.

Высказывания:

  1. Сахаров в письме представляет оппозицию известному физику.
  2. Косвенные последствия взрывов не менее страшны, чем непосредственные.
  3. Термоядерная война вызовет экологическую и техническую катастрофы, эпидемии и голод.
  4. Всеобщая термоядерная война не явится гибелью современной цивилизации, не приведет к уничтожению человечества как биологического вида, возможно, даже к уничтожению жизни на Земле.

- Кто из вас разделяет точку зрения ученых?

- Как вы считаете, многие ученые того времени чувствовали ответственность за свои открытия в такой степени как Сахаров?

- Кого их них в этой ситуации можно назвать "гражданином" с точки зрения темы нашего урока?

- Докажите.

- Считаете ли вы верным то, в нашем учебнике А.Д. Сахарова называют Великим Гражданином?

- Аргументируйте.

- В начале урока мы давали определение понятия "гражданин" и называли его основные характеристики. Кому из вас полученные на сегодняшнем уроке знания помогли расширить и дополнить то, что было сказано в начале урока?

- Чем вы дополнили первоначальные определения и характеристики?

4. Итог занятия.

Итак, наше занятие подошло к концу. Спасибо за вашу работу. Я думаю, что каждый из вас будет помнить о том, кого можно назвать гражданином, с почтением относится к памяти А.Д. Сахарова, на личном примере которого мы рассмотрели активную жизненную позицию и стремиться к тому, чтобы принести пользу своей Родине и своему народу.