Цели:
- Расширить содержание понятия "активная гражданская позиция" через персонификацию и личный пример академика А.Д. Сахарова;
- Развивать умения работать с источниками, анализировать, аргументировать высказывания у учащихся;
- Воспитывать патриотизм, формировать активную гражданскую позицию.
Оборудование: мультимедиа, презентация, фрагменты работ А.Д. Сахарова( для каждого ученика), памятка "правила работы в группе".
Ход занятия
1. Орг.момент.
- Добрый день, ребята. Сегодня на нашем внеклассном занятии мы продолжаем работу над темой "Гражданин - человек свободный и ответственный". (Слайд 1)
- Чтобы продуктивно работать сегодня, давайте вспомним материал, изученный на предыдущем уроке обществознания. Предлагаю вашему вниманию следующие вопросы. (Слайд 2-5).
- Сформулируйте определение понятия "гражданин".
- Какие характеристики в вашем определении являются ведущими?
2. Постановка цели
- Я хочу предложить вашему вниманию фрагмент одного из популярных кинофильмов, который демонстрирует одно из страшнейших явлений современности. Ваша задача определить, о чем идет речь. (Слайд 6).
- О чем сюжет, который вы посмотрели?
- Какое чувство вызвала у вас картина взрыва?
- А теперь я предлагаю вам следующий слайд. (Слайд 7).
- Кто из вас может сказать, какая связь существует между Индианой Джонсом и академиком Сахаровым?
- Верно, Андрей Дмитриевич Сахаров - один из создателей ядерного оружия, взрыв которого наблюдал герой фильма. Сахаров получил много правительственных наград: трижды Герой Социалистического Труда (1953,1956,1962 годы), награжден Сталинской (1953 год) и Ленинской (1956 год) премиями, являлся кавалером Ордена Ленина. Однако самую высокую награду- Нобелевскую премию ему присудили не за открытия в области физики. (Слайд 8)
- Сахаров вошел в мировую историю не только как ученый - ядерщик, но и как активный борец за отмену ядерного оружия.
- Почему же изобретатель стал противником своего изобретения? Как он боролся против него? Зачем он это делал, когда другие молчали?
- Целью нашего занятия станет поиск ответа на эти вопросы. Для того, чтобы сделать это грамотно и не исказить сути, я предлагаю вам поработать с фрагментами работ Андрея Дмитриевича, которые я приготовила для этого урока, и делать выводы на их основе.
3. Работа с документами.
- У каждого из вас на столе есть набор материалов, просмотрите их.
- Обратите внимание на то, что они представлены в хронологической последовательности, это нужно для того, чтобы видеть, как развивалась правозащитная деятельность ученого в этом направлении.
- Под номером один в ваших материалах представлен фрагмент работы А.Д. Сахарова "О радиоактивной опасности ядерных испытаний", датируемая 1958 годом. (Слайд 9)
- У учеников первого и второго вариантов фрагменты этой работы разные (Приложение 1), разными будут и задания к ним: первый вариант анализирует текст и находит опасность для человека, а второй - для человечества.
- Почему ученый выступает против испытаний?
- Хочу сказать вам, что голос ученого был услышан, и в 1963 году был подписан Московский договор "О запрещении ядерных испытаний в трех средах".
- Как вы считаете, каждый может критиковать свое изобретение?
- Хочу сказать вам, что голос ученого был услышан, и в 1963 году был подписан Московский договор "О запрещении ядерных испытаний в трех средах". Какими качествами личности обладал А.Д. Сахаров, который не побоялся выступить против политики государства?
- Верно, он был человеком ответственным. В старших классах в курсе обществознания вы будете говорить о моральной ответственности ученого перед обществом за изобретение. Андрей Дмитриевич глубоко чувствовал эту ответственность , он в 1981году написал работу "Ответственность ученых", цитату из которой я предлагаю вашему вниманию. (Слайд 10)
- Докажите, что Сахаров боролся не только за безопасность своих современников, но и за нашу с вами жизнь.
- Следующим шагом в борьбе против испытаний ядерного оружия стала публикация статьи- манифеста "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" в 1968 году. (Слайд 11)
- Возьмите в руки текст под номером два. (Приложение 2). Давайте внимательно прочтем его и найдем в нем ответы на представленные вопросы (Слайд 12-13).
- Какой вывод из сказанного можно сделать?
- Действительно, спектр вопросов правозащитной деятельности А.Д. Сахарова расширился, теперь он борется не только за отмену испытаний ядерного оружия, но и за мир во всем мире.
- Этот вопрос широко рассматривается ученым в "Памятной записке", адресованной Л.И. Брежневу (1975 год) и в "Открытом письме об Афганистане" (1980 год).
- Я хочу предложить вам творческое задание, для его выполнения вам нужно разделиться на две группы и вспомнить правила работы в группах (обратитесь к памятке). Итак, представьте, что вам предстоит выступить от имени А.Д. Сахарова и отразить его видение проблемы.
- Первая группа работает с "Памятной запиской", а вторая с "Открытым письмом об Афганистане". (Приложение 3). Составляем тезисный план выступления, опираясь на фрагменты предложенных документов, и презентуем свое выступление нам с одноклассниками.
(После ответов представителей каждой группы организуем анализ выступлений, соотнесение заявленных положений с первоисточником).
Многие из вас знают, что за смелое выступление в 1980 году Сахаров был лишен всех государственных наград и сослан в Горький, однако и там он продолжал бороться за право людей на мир, написав Открытое письмо доктору Сиднею Дреллу "Опасность термоядерной войны" (1983 год), подтверждая свою идею об ответственности ученых за их открытия.
- Возьмите в руки документ под номером четыре. Познакомьтесь с его содержанием.
- Задание будет заключаться в следующем: я зачитываю высказывание. А вы соглашаетесь или опровергаете его, опираясь на текст документа.
Высказывания:
- Сахаров в письме представляет оппозицию известному физику.
- Косвенные последствия взрывов не менее страшны, чем непосредственные.
- Термоядерная война вызовет экологическую и техническую катастрофы, эпидемии и голод.
- Всеобщая термоядерная война не явится гибелью современной цивилизации, не приведет к уничтожению человечества как биологического вида, возможно, даже к уничтожению жизни на Земле.
- Кто из вас разделяет точку зрения ученых?
- Как вы считаете, многие ученые того времени чувствовали ответственность за свои открытия в такой степени как Сахаров?
- Кого их них в этой ситуации можно назвать "гражданином" с точки зрения темы нашего урока?
- Докажите.
- Считаете ли вы верным то, в нашем учебнике А.Д. Сахарова называют Великим Гражданином?
- Аргументируйте.
- В начале урока мы давали определение понятия "гражданин" и называли его основные характеристики. Кому из вас полученные на сегодняшнем уроке знания помогли расширить и дополнить то, что было сказано в начале урока?
- Чем вы дополнили первоначальные определения и характеристики?
4. Итог занятия.
Итак, наше занятие подошло к концу. Спасибо за вашу работу. Я думаю, что каждый из вас будет помнить о том, кого можно назвать гражданином, с почтением относится к памяти А.Д. Сахарова, на личном примере которого мы рассмотрели активную жизненную позицию и стремиться к тому, чтобы принести пользу своей Родине и своему народу.