Добрый день! Мы рады приветствовать вас. Тема нашего урока: "Берегите, люди, эту красоту!" Очень хотелось, что бы каждый из вас унес в душе чуточку красоты, радости, доброты. Слайд №1
Цель урока: Закрепить и расширить знания о растениях, о характерных признаках каждого времени года, пробудить желание беречь и охранять природу, познакомить с произведениями художников и поэтов, писавших о природе. Слайд №2.
Задачи урока:
- Вовлечение детей в природоохранную деятельность.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
- Воспитание эколого-эстетической культуры: умение видеть, ценить красоту в любое время года.
- Воспитание чувства патриотизма. Слайд №3.
Форма урока: разновозрастной, интегрированный.
Звучит музыка П.И.Чайковского "Времена года".
Ученик на фоне музыки читает стихотворение.
Просто все: березки да осинки
Головы купают в синеве,
Да искрятся бусинки-росинки
На холодной утренней траве.Да еще щегол, пернатый щеголь
Нотные азы зубрит в кустах.
Просто все! А как для сердца много!
Поглядишь: такая красота!Золота на свете слишком мало,
И оно всегда не на виду,
Из недорогого материала
Создает природа красоту.
Учитель:
О чем же сегодня мы будем говорить?
- О природе. О ее величестве Природе. Слайд №4.
1 ученик: Природа - это легкий шелест трав, березовая роща, пестрый луг, косматые дожди, синяя речка, убегающая вдаль, небо с медленно плывущими облаками, прозрачный воздух. Именно природа вдохновляла художников, поэтов, писателей, композиторов для создания своих произведений.
Учитель:
Мы пришли в гости к временам года. Каждое из них по-своему прекрасно. Это маскарад красок, они как люди все разные.
2 ученик: читает отрывок из стихотворения
": Вот и лед на речке треснул,
Речка зашумела
И с себя зимы оковы
Сбрасывает смело:"
Учитель:
О каком же это времени года идет речь?
- O весне. Слайд №5.
Учитель: Весна легкими шагами добежала и до наших краев.
3 ученик: читает отрывок из стихотворения И.С.Никитина
"Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят:"
Учитель: Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении?
Ответы учащихся: (радость от встречи с весной. Весна - это яркое, теплое солнце, журчание ручейков, первые цветы, веселые улыбки).
Посмотрите на картины
1. А. Саврасава "Грачи прилетели",
2. И. Левитана "Большая вода" Слайд №6.
Учитель: Что вы видите на этих картинах? ( картины наполнены весенней тихой радостью, спокойствием, преобладают голубые, желтые, зеленые тона).
Весна - это пробуждение природы от зимнего сна.
1. У растений начинается сокодвижение.
1 ученик: читает стихотворение:
"Острою секирой ранена береза,
По коре шершавой покатились слезы,
Ты не плачь, береза, милая не сетуй,
Рана не смертельна, вылечишься к лету".
Учитель: Что необходимо сделать с раной, из которой вытекает сок?
Ответы учащихся.
2. Набухают почки, а потом распускаются листья.
3. Появляются первые цветы. Слайд №7
Учитель: разбросала весна на полях, лугах, в лесу первоцветы. После долгой холодной зимы дарят они людям хорошее настроение. Многие люди не умеют любоваться цветами, а стремятся обязательно их сорвать, а потом люди безжалостно выбрасывают их. Поэтому становится первоцветов все меньше и меньше. В настоящее время некоторые их них находятся под охраной.
Какие первоцветы Ярославской области находятся под охраной?
(ландыши, хохлатки, печеночницы, купальницы, первоцветы). Слайды №8.
Учитель: наше путешествие продолжается. И следующее время года - лето.
Что представляете вы при слове "лето"? Почти каждый из вас назвал цветы. Это, пожалуй, один из главных символов лета. Слайд № 9
2 ученик: читает отрывок из стихотворения Г.Суворова
"Цветы, цветы: Как много их,
И розовых, и голубых:
Как мотыльков на тонких стебельках,
Цветы, цветы: Везде, везде
Мне улыбаются весь день,
Живую радугу колебля".
Фотографии ребят о лете, цветах (фотовыставка ).
Учитель: Какое значение имеют цветы в природе и жизни человека? Ответы учащихся.
Учитель: поэты древности даже солнце называли цветком. А про зарю пели: "Алые маки мягко устлали небо". В древности поэтов, героев, сильных и просто милых людей венчали цветами. Сейчас люди живут по-другому, чем их предки. Они придумали самолеты, автомобили, компьютеры. И все-таки по-прежнему в день рождения дарят цветы.
Многие дикорастущие цветы встречаются в природе все реже и реже. Многие страны бьют тревогу за красоту природы, за сохранение цветов. Мы с вами должны хорошо знать цветы своей местности, нуждающиеся в охране и занесенные в Красную книгу.
Назовите их? Слайды №10 (колокольчик персиколистный, кувшинка, любка двулистная, гвоздика полевая)
А какие занесены в Красную книгу? Слайды № 11 (ятрышник шелемоносный, офрис насекомоядная, надбородник безлистный, венерин башмачок).
Что необходимо делать, чтобы сохранить их?
Ответы учащихся.
Учитель: Ведь можно получить большое удовлетворение от общения, не сорвав ни одного цветка, если следовать мудрым советам поэта С. Варгуна.
На фоне музыки из балета И. Чайковского "Щелкунчик", "Вальс цветов".
2 ученик читает отрывок из стихотворения
":Давай пройдемся медленно по лугу,
И "здравствуй!" - скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать".
Учитель: но лето это не только цветы, это еще теплые, живительные дожди, темное грозовое небо, гром, яркие вспышки молний. Посмотрите на картину И.Шишкина "Перед грозой". Слайд №12
Что можно сказать о растениях на этой картине?
Ответы учащихся (растения словно, люди, как бы замерли в ожидании чего-то страшного, мы видим приближающиеся раскаты грома, свист ветра, первые капли дождя).
Звучит музыка из балета И. Чайковского "Времена года".
3 ученик: читает отрывок из стихотворения З. Александровой
":А в роще сонной и пустой
Дрожат от холода осины,
И долго листик золотой
Летит за стаей журавлиной".
1 ученик: читает отрывок из стихотворения С.Есенина
"Нивы сжаты, рощи голы
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось".
Учитель: Какое настроение чувствуется в этих стихах? Ответы учащихся (настроение грусти, тоски, печаль прощальных дней, сыплющиеся листья, предзимнее солнце, едва заметно прогревающее землю - это осень).
Тема осени нашла отражение в работах не только поэтов, но художников и композиторов. Они создавали и создают прекрасные произведения, навеянные осенними пейзажами.
Учитель: Назовите приметы осени?
Посмотрите на картины И. Шишкин "Золотая осень" и И.Левитана "Золотая осень".
Слайд №13
Что мы видим на этих картинах? Ответы учащихся (природа притихла, притаилась, готовясь к зимнему сну).
На этих картинах мы видим деревья или лес. Вот о лесе, его значении продолжим разговор.
Что вы представляете при слове "лес"? Ответы учащихся.
Это прекрасные, таинственные и бесконечно разнообразные картины: густая зелень, великаны-деревья, веселые березовые рощи, несмолкающий лесной шум. Сколько тайн и загадок хранит лес, живущий сложной, подчас скрытой от человеческих глаз жизнью.
Какое значение леса в нашей жизни?
Почему лес называют "легкими" нашей планеты?
Леса всего мира ежегодно высвобождают около 40 трлн. т. кислорода. 1 га дубовых насаждений отфильтровывают своими кронами 54 т пыли в год.
2 ученик: читает стих
"Лес - для тебя, я знаю, лишь дрова,
А для зверей и птиц - он дом жилище,
И засучить по локоть рукава
Ты не спеши, сжимая топорище".
Учитель: Когда мы говорим о лесе, какой глагол употребляем чаще всего? Дал, дает. И поэтому из-за потребительского отношения к лесу за 10 тыс. лет на Земле вырублено 2/3 лесов. Сократились площади лесов в Ярославской области. Часто нам кажется, что мы - то лес любим, ценим его красоту.
Но нет ли примеров, когда мы своими руками наносим вред деревьям? Ответы учащихся.
3 ученик: читает стих
"Без особой нужды от скуки,
Даже если в лесу впервые,
Не ломай ты деревьям "руки"
Ведь живые они живые".
Учитель: После осени наступает зима.
Какие ощущения, чувства возникают у вас при слове "зима"? Ответы учащихся.
Пушистый снег теплым покрывалом окутал землю, а вместе с ней и растения. Мороз, ветер, короткий световой день, солнце, метель - это все характерно для зимы. И перед глазами возникают строки из стихотворений:
"Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя, на солнце снег лежит:"
Или
"Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложиться".
О нашей красавице зиме писали многие поэты: Некрасов, Никитин, Пушкин, Тютчев. Свои мысли, чувства, радость, тревогу вкладывает поэт в каждую строчку. Материалом поэта является слово, а у художника - краски.
Перед вами картина И. Грабаря "Февральская лазурь", И. Шишкина "Зимний лес" Слайд№14.
Учитель: Какое впечатление производит на вас эти картины, какие чувства вызывают?
Что происходит с растениями зимой? Ответы учащихся. (Они погружены в глубокий сон, замедлены все процессы жизнедеятельности).
Зимой деревья и кустарники бывают не менее красивы, чем летом. Особенно хороши они покрытые инеем - это зимнее "цветение" деревьев. Но часто ветви их покрыты комьями снега, который очень трудно выдержать, ветви гнутся и нередко ломаются.
Каким образом можно им помочь? Ответы учащихся.
Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу. Какой вывод из всего сказанного можно сделать? Ответы учащихся.
Берегите, любите, охраняйте природу! Если не мы, то кто же:Слайд№15.
":придите к ней, когда у вас печаль
И мудрая, врачуя вашу душу,
Природа распахнет пред вами даль,
И ветром, как рукой, слезу осушит".
Задание на дом. Кроссворд.
1. Лиственное дерево, считающееся символом России.
2. Автор строк:
":славная осень! Здоровый, ядреный,
Воздух усталые силы бодрит:"
3. Охраняемое растение.
4. Какое время года любил А.С.Пушкин.
5. Дары леса.
6. Международная природоохранная организация.
7. Дерево - лучший "пылесос".
8. Первый весенний цветок.
9. Писатель, много писавший о природе.
10. Растение Ярославской области, занесенное в Красную книгу.
11. Композитор, написавший произведение "Времена года".
12. Лекарственное растение.
13. Хвойное растение.
14. Охраняемое, лекарственное растение.
15. Вечнозеленый полукустарник, используемый в медицине.