ЦЕЛИ УРОКА: Знакомство с творчеством народа Индии; через сказку "Мак". Развития мышления, речи; умение анализировать сказочное произведение и сравнивать жанровые особенности сказки.
ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрированный материал к сказке (картинки героев).
ХОД УРОКА
Проверка домашнего задания.
Подготовка к восприятию.
а) беседа об Индии (см. географический атлас) Индия-государство в Южной Азии. Столица - город Дели. Название страны произошло от названия реки Инд. Индия занимает седьмое место в мире по площади и второе по численности населения (более одного миллиарда жителей). Население Индии - индусы, являются представителями более десятка народностей: бихарцы, ория, матархи и др.
С севера Индию окружают самые высокие горы планеты - Гималаи, а с запада простирается пустыня Тар. В стране преобладают четыре основных климата: влажный тропический, сухой тропический, субтропический муссонный и высокогорный.
Индию омывают: с запада Аравийское море, с востока Бенгальский залив, а с юга Индийский океан.
Индия - удивительно сказочная страна. В ней встречаются редкие виды животных и растений, которые не встретишь нигде в мире. Например, бенгальские тигры и индийские слоны. Священным животным у индусов считается корова. Этому животному посвящён один из многих индийских праздников - Понгал. Коров и быков разрисовывают яркими красками, украшают гирляндами цветов и ведут по селу с песнями и музыкой.
Национальная одежда жителей Индии - это несшитые куски ткани. Женский наряд называется сари, а мужской - лунги и дхоти.
В Индии много достопримечательностей, которые притягивают туристов со всего мира. Одна из них - самая большая киностудия Голливуд, где снимается фильмов больше, чем в Голливуде. И великолепный мавзолей из белого мрамора Тадж-Махал.
б) загадка.
Голова на ножке , а в голове горошки(Мак)
СПРАВКА: Мак - многолетнее травянистое цветущее растение ,с длинным стеблем и крупными красными цветами. В природе существует около 100 видов этого растения ;из некоторых делают различные масла; другие идут в пищу(например булочка с маком)третьи- используют для приготовления опия- сильнодействующий наркотик; существуют также декоративные сорта мака.
Подготовка к чтению текста (таблица на стр.20)
Словарная работа (стр. 20 сноски)
Чтение и анализ сказки.
а) Комбинированное чтение (учитель читает до слов"Но это невозможно!"уч-к стр. 20-24.
- Подумай, какие события могут произойти дальше?
б) Чтение сильными учениками (стр. 24-27)
в) Обсуждение прочитанного (по вопросам).
- Какую сказку весёлую или грустную мы прочитали?
- Какой эпизод вас взволновал больше всего?
- Встречались ли нам сказки похожие по сюжету ? (Английская сказка "Женщина, которая жила в бутылке". А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке")
- Кто главные герои сказки? Дайте характеристику старику-отшельнику.(добрый, заботливый, благородный, справедливый)
- Охарактеризуйте - мышку -царевну Мак (жадная, завистливая, жестокая, злая, лживая).
- Восстановите порядок превращений в сказке. (Мышка- кошка- собака- обезьяна- кабан-слон-человек.)
(порядок выстраивается на доске с помощью картинок)
- Что произошло с девушкой Мак в конце сказки? Прочитайте.
- Сформулируйте проблему сказки (человек жаждущий наживы любым путём, в результате остаётся наказанным жизнью или терпит неудачу, крах)
- Почему сказку назвали Мак? Прочитайте слова отшельника в конце сказки (стр.27)
- Ответьте на вопросы 2 стр. 27."Если употреблять мак в меру ,то он будет лекарством. Если зелье из мака курить или пить его без меры, это будет наркотик".
- Как вы к этому относитесь? (беседа о наркотиках).
- О чём эта сказка нам рассказала?
- К какому типу она относиться? (волшебная)
- Какие сходства есть у индийской сказки и русской народной сказке?
6. Итог урока.