"Деятельность Елецких гимназий в конце XIX – начале XX века"

Разделы: История и обществознание


Социально-экономические изменения в стране, вызванные радикально-либеральными реформами 60-х - 70-х годов XIX века, обусловили формирование в России новых общественных отношений. Они произвели подлинный переворот в социальной сфере жизни всех россиян, живших в конце XIX - начале XX века. Данные изменения не могли не затронуть сферу образования Российского государства. Низкий уровень грамотности основной массы населения и острая нехватка квалифицированных специалистов в административном аппарате, промышленности, торговле, сельском хозяйстве вынуждали правительство предпринимать решительные меры в сфере образования.

Наряду с начавшими действовать в стране воскресными школами для рабочих и работающих детей, получили свое развитие и гимназии. Согласно Большому энциклопедическому словарю «Гимназия» - это средняя общеобразовательная школа в дореволюционной России»[1]. Именно данная форма образовательного учреждения являлась основной формой получения молодежью среднего образования в пореформенную эпоху. «Устав гимназий и прогимназий», утвержденный 19 ноября 1864 года, устанавливал равенство приема для детей всех сословий и вероисповеданий. Но одновременно с этим вводилась высокая плата за обучение. Данный подход к решению проблемы поднятия уровня грамотности населения, в целом позволил увеличить к концу XX века этот показатель в 10 раз. Затронул данный процесс и систему образования города Ельца, основу которого составляло гимназическое образование. Именно в стенах гимназий юные ельчане в конце XIX - начале XX века учились не только грамоте, но и быть нужными и полезными обществу. Нет ничего удивительного в том, что в гимназиях города Ельца в свое время учились, делая свои первые шаги к вершинам знаний, будущие писатели: М.М. Пришвин, И.А. Бунин, Н. Задонский, будущий народный комиссар здравоохранения Н.А. Семашко[7]. В конце XIX века учился в мужской гимназии И.К. Недокучаев, впоследствии ставший крупнейшим специалистом по агрохимии, профессором Московского сельскохозяйственного института. Получили необходимые знания в стенах Елецкой мужской гимназии и такие видные деятели отечественной науки и культуры, как профессор С.И. Ростовцев, ставший крупнейшим ботаником, профессор медицины Д.Г. Горохов, академик М.С. Соловьев - известный специалист по глазным болезням, юрист А. Бутягин, Н.Н. Жуков - народный художник, Н. Дорохин - артист MX AT А и многие другие известные не только городу Ельцу, но и всей стране люди.

В том, что они добились выдающихся успехов в деле служения обществу, есть немалая заслуга Елецких гимназий и их педагогических коллективов. «В 80-е годы XIX века в Елецкой гимназии преподавал В.В. Розанов»[6], В.Н. Ферри, Н.К. Казанцев, В. Овечников и другие. Добросовестный труд преподавателей неоднократно отмечался и оценивался по достоинству. Так «в 21-й день декабря 1874 года государь император соизволил пожаловать за отличие по службе преподавателя Елецкой гимназии Лукашова П.С. денежною наградой в количестве 100 рублей»[6]. Учитель истории и географии В.В. Розанов, награжденный орденом Святого Станислава, «по ходатайству директора гимназии в 1890 году был произведен в чин коллежского советника». О своей учебе вспоминает A.M. Кричевский, выпускник гимназии 1918 года: «Гимназия давала глубокие и прочные знания, которые пригодились мне на всю жизнь. Строжайшая дисциплина и порядок дали мне для жизни большую закалку, которую чувствую и ныне»[7].

Тема развития гимназического образования в России в общем и в городе Ельце в частности достаточно интересна и поучительна. Она явилась объектом исследований многих ученых; в данном случае таких научных деятелей как В.Н. Мезинов, Т.Г. Кирющенко, Т.А. Семенец, Ю.В. Иванова. В своих исследованиях данной темы они не только восстанавливают детали ушедшей эпохи, но и пытаются найти и часто находят ответы на многие вопросы сегодняшнего дня, касающиеся темы воспитания современной молодежи. Знакомясь с работами, посвященными истории Елецких гимназий, невольно задаешь себе вопрос: «Как, за счет чего, удавалось преподавательскому составу гимназий, в условиях действовавшего с июля 1887 года знаменитого циркуляра «о кухаркиных детях», сплотить в единое целое гимназистов, принадлежащих к различным сословиям? Что сближало их, стирая между ними сословные различия, которые постепенно «размывались» самой логикой развития событий в России в конце XIX -- начале XX века?»

Согласно статье Т.Г. Кирющенко «Елецкие гимназии» в конце XIX - начале XX века в городе Ельце было несколько гимназий: «мужская казенная, женская казенная, частные гимназии Павловского, Лысенко, Парамонова»[7].

Видное место среди них занимала открытая в 1871 году на пожертвования Елецких купцов и железнодорожного предпринимателя С.С. Полякова - мужская гимназия. Это двухэтажное здание сохранилось до наших дней, и по-прежнему служит делу воспитания и обучения детей. Расположено оно на пересечении улиц 9-го декабря и Советской и известно как средняя школа № 1.

В данной гимназии в 1872 - 73 учебном году «обучалось 190 человек. Детей дворян и чиновников - 73 человека, детей духовного звания - 20 человек, детей городских сословий - 87 человек, детей сельских сословий - 9 человек, детей иностранцев - 1 человек»[6].

Данный факт подтверждает существование в России на рубеже веков деление людей на сословия. Но то, что они обучаются вместе, в стенах одной для всех гимназии, безусловно говорит о происходящем процессе их сближения. Во время учебы гимназистов сближало, объединяло в единое целое многое, в том числе и условия жизни и учения, существовавших в Елецких гимназиях.

Обучение было платным, но это вовсе не означало, что талантливые дети из малообеспеченных семей не имели возможности обучаться в стенах гимназий. Для обучения детей из малообеспеченных и бедных семей существовали различные пожертвования. Так «бывший член окружного суда П.В. Болотников собрал в 1872 году 363 рубля для оплаты за право обучения детей из бедных семей»[7]. Причем сумма оплаты за ученика в те времена составляла от 14 до 21-го рубля в год. За вспомогательный класс платили 15 рублей в год. От оплаты освобождались воспитанники малоимущих сословий и бедных семей, которым назначались пособия. Пособия на форменную одежду, книжные пособия, питание, лечение. Отдельные воспитанники содержались за счет богатых и почетных граждан, а также купцов города Ельца. Главным в вопросе поступления в гимназии, были не деньги, а знания. Для поступления в подготовительный класс необходимо было держать экзамены по арифметике, русскому языку и Закону Божьему. О своем поступлении в мужскую гимназию вспоминал следующее будущий Нобелевский лауреат, писатель И.А. Бунин: «Три года готовили меня к этому знаменательному дню, ... заставили помножить пятьдесят на тридцать; рассказать - кто такие «амаликитяне»; попросили четко и красиво написать «Снег бел, но не вкусен»; прочесть наизусть «Румяной зарей покрылся восток»[6]. На первый взгляд просто, но сколько нужно было знать будущему гимназисту для того, чтобы поступить только в подготовительный класс. Достаточно много, иначе не уходило бы на подготовку столь продолжительное время. В данном случае - три года.

Сближению представителей различных сословий в стенах гимназий способствовала и единая форма. Каждый гимназист обязан был соблюдать установленную для всех форму одежды: «Костюм из серого сукна, фуражку темно-синего цвета с кокардой «Е.Г.», что означало «Елецкая гимназия», поясной ремень с пряжкой, на которой значились те же буквы и серую шинель»[7]. Во всем требовалась опрятность и вежливое обращение друг к другу только на «Вы». Это обращение на «Вы» является неоспоримым доказательством сближения в стенах гимназий представителей различных сословий.

По-своему интересна и своеобразна была в гимназиях система поощрений и наказаний гимназистов, стимулировавшая в них желание лучше познавать науки. Из истории женской гимназии города Ельца известно, что лучшие ученицы «за «Благонравие и успехи в науках» награждались золотыми и серебряными медалями»[6]. Так с золотой медалью закончила женскую гимназию в конце XIX века первая любовь И.А. Бунина -Варвара Пащенко.

И наоборот - за чтение популярных в 1909 году книг о Шерлоке Холмсе, Джоне Вильсоне гимназисты несли наказание в виде заключения в так называемый «карцер». Суть этого наказания заключалась в том, что провинившийся гимназист помещался на несколько часов в воскресное время в закрытый на замок пустой класс. Существовало и другое наказание в виде занесения записи о нарушении в журнал «Кондуит», что приводило в конечном итоге к снижению оценки за поведение. Строгость и справедливость во всем - эти принципы воспитания и обучения гимназистов соблюдались во всем. В докладной записке на имя директора Н.А. Закса, написанной В.В. Розановым, сообщалось об инциденте, случившемся на уроке географии 18 марта 1889 года. По этой докладной записке было принято следующее решение: «За нарушение дисциплины, выразившееся в угрозах и грубости учителю в присутствии всего класса, решением Педагогического совета ученик 4 класса Михаил Пришвин был отчислен из гимназии»[7].

В торжественные дни праздников или по окончании курса советом гимназии проводились балы. На балы приглашались воспитанницы женской гимназии. В красиво оформленном зале организовывались не только столы с угощениями, хоровое пение, но и танцы. Гимназисты в парадной форме и в белых перчатках кружились в парах с приглашенными на бал девушками. «Первым танцем был - вальс, вторым - па - де -спань, затем па - де - труа и далее - па - де - катр, полька, мазурка»[7] . Кто помнит их и знает их суть сейчас? Практически никто. А в то время знали и прекрасно танцевали названные танцы как представители обеспеченных, так и представители малообеспеченных сословий.

Елецкие гимназии конца XIX - начала XX века, в стенах которых учились И.А. Бунин, П.П. Пришвин, С.Н. Булгаков и другие выдающиеся деятели русской культуры, являлись носительницами славных традиций классицизма. До 17 года XX столетия они успешно выполняли свою задачу - подготовка детей разных сословий к усвоению университетского курса, а затем - к государственной службе.

В условиях сегодняшнего времени, когда происходит ломка общественных устоев, переоценка духовных и материальных ценностей, наши современники для решения возникших проблем в вопросах образования и воспитания молодежи все чаще обращаются к опыту прошедших лет. Ибо в новом тысячелетии «необходимость учиться у истории в усвоении исторических уроков возрастает»[3].

Использование опыта воспитания и обучения детей, подготовке их к служению обществу, существовавшего в Елецких гимназиях, сегодня на Елецкой земле вновь возрождается.

«В 1993 году с благословения митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия было принято решение об открытии в городе Ельце православной гимназии в честь святителя Тихона Задонского»[3]. И дело не только в открытии данной гимназии. Если внимательно посмотреть на светские учебные заведения, возникшие в последнее время в Ельце, то в большинстве случаев без труда заметим их единообразие, что подчеркивает в своей работе «Православная гимназия в Ельце. Из опыта работы» В.Н. Мезинов. « Похожи программы, похожи учебные планы. Православная гимназия имеет свое лицо в городе»[4], утверждает автор данной работы. И это действительно так. «Добродетель, положительное нравственное качество, высокая нравственность - понятие, к сожалению, практически утерянное современным образованием, занимает одно из первых мест в православном образовании»[5]. Сделать «делание добра качеством личности», главная задача, к которой призвана в настоящее время православная гимназия города Ельца.

Сегодня в стенах этой гимназии «обучается 88 гимназистов и работают 23 преподавателя»[3]. Вновь возрождена гимназическая форма, нагрудный знак, вежливое отношение и обращение друг к другу. Опыт работы данной гимназии за 7 лет стал предметом научных исследований, некоторые образовательные новации используются в целом ряде иных учебных заведений. Иными словами деятельность православной гимназии доказывает свою состоятельность в вопросах воспитания и обучения молодежи. А это значит, что процесс возрождения гимназического образования вновь «пришел» на Елецкую землю и набирает силу. Хочется верить в то, что в недалеком будущем мы станем свидетелями открытия в Ельце мужской и женской гимназий, гимназий государственных и частных, светских и духовных.

СПИСОК использованной литературы и источники

  1. «Большой советский энциклопедический словарь» под редакцией A.M. Прохорова, Издательство «Москва» 1990 год.
  2. Учебник «История России» М.Н. Зуев, Издательство «Дрофа» 2000 год.
  3. Т.А. Семенец «Православное образование детей г. Ельца на современном этапе (конец XX - начало XXI веков).
  4. В.Н. Мезинов «Православная гимназия в Ельце. Из опыта работы».
  5. Ю.В. Иванова «Православная гимназия в культурно-образовательной среде г. Ельца».
  6. В.Н. Мезинов «Гимназическое образование в Ельце».
  7. Т.Г. Кирющенко «Елецкие гимназии».