Социально-экономические изменения в стране, вызванные радикально-либеральными реформами 60-х - 70-х годов XIX века, обусловили формирование в России новых общественных отношений. Они произвели подлинный переворот в социальной сфере жизни всех россиян, живших в конце XIX - начале XX века. Данные изменения не могли не затронуть сферу образования Российского государства. Низкий уровень грамотности основной массы населения и острая нехватка квалифицированных специалистов в административном аппарате, промышленности, торговле, сельском хозяйстве вынуждали правительство предпринимать решительные меры в сфере образования.
Наряду с начавшими действовать в стране воскресными школами для рабочих и работающих детей, получили свое развитие и гимназии. Согласно Большому энциклопедическому словарю «Гимназия» - это средняя общеобразовательная школа в дореволюционной России»[1]. Именно данная форма образовательного учреждения являлась основной формой получения молодежью среднего образования в пореформенную эпоху. «Устав гимназий и прогимназий», утвержденный 19 ноября 1864 года, устанавливал равенство приема для детей всех сословий и вероисповеданий. Но одновременно с этим вводилась высокая плата за обучение. Данный подход к решению проблемы поднятия уровня грамотности населения, в целом позволил увеличить к концу XX века этот показатель в 10 раз. Затронул данный процесс и систему образования города Ельца, основу которого составляло гимназическое образование. Именно в стенах гимназий юные ельчане в конце XIX - начале XX века учились не только грамоте, но и быть нужными и полезными обществу. Нет ничего удивительного в том, что в гимназиях города Ельца в свое время учились, делая свои первые шаги к вершинам знаний, будущие писатели: М.М. Пришвин, И.А. Бунин, Н. Задонский, будущий народный комиссар здравоохранения Н.А. Семашко[7]. В конце XIX века учился в мужской гимназии И.К. Недокучаев, впоследствии ставший крупнейшим специалистом по агрохимии, профессором Московского сельскохозяйственного института. Получили необходимые знания в стенах Елецкой мужской гимназии и такие видные деятели отечественной науки и культуры, как профессор С.И. Ростовцев, ставший крупнейшим ботаником, профессор медицины Д.Г. Горохов, академик М.С. Соловьев - известный специалист по глазным болезням, юрист А. Бутягин, Н.Н. Жуков - народный художник, Н. Дорохин - артист MX AT А и многие другие известные не только городу Ельцу, но и всей стране люди.
В том, что они добились выдающихся успехов в деле служения обществу, есть немалая заслуга Елецких гимназий и их педагогических коллективов. «В 80-е годы XIX века в Елецкой гимназии преподавал В.В. Розанов»[6], В.Н. Ферри, Н.К. Казанцев, В. Овечников и другие. Добросовестный труд преподавателей неоднократно отмечался и оценивался по достоинству. Так «в 21-й день декабря 1874 года государь император соизволил пожаловать за отличие по службе преподавателя Елецкой гимназии Лукашова П.С. денежною наградой в количестве 100 рублей»[6]. Учитель истории и географии В.В. Розанов, награжденный орденом Святого Станислава, «по ходатайству директора гимназии в 1890 году был произведен в чин коллежского советника». О своей учебе вспоминает A.M. Кричевский, выпускник гимназии 1918 года: «Гимназия давала глубокие и прочные знания, которые пригодились мне на всю жизнь. Строжайшая дисциплина и порядок дали мне для жизни большую закалку, которую чувствую и ныне»[7].
Тема развития гимназического образования в России в общем и в городе Ельце в частности достаточно интересна и поучительна. Она явилась объектом исследований многих ученых; в данном случае таких научных деятелей как В.Н. Мезинов, Т.Г. Кирющенко, Т.А. Семенец, Ю.В. Иванова. В своих исследованиях данной темы они не только восстанавливают детали ушедшей эпохи, но и пытаются найти и часто находят ответы на многие вопросы сегодняшнего дня, касающиеся темы воспитания современной молодежи. Знакомясь с работами, посвященными истории Елецких гимназий, невольно задаешь себе вопрос: «Как, за счет чего, удавалось преподавательскому составу гимназий, в условиях действовавшего с июля 1887 года знаменитого циркуляра «о кухаркиных детях», сплотить в единое целое гимназистов, принадлежащих к различным сословиям? Что сближало их, стирая между ними сословные различия, которые постепенно «размывались» самой логикой развития событий в России в конце XIX -- начале XX века?»
Согласно статье Т.Г. Кирющенко «Елецкие гимназии» в конце XIX - начале XX века в городе Ельце было несколько гимназий: «мужская казенная, женская казенная, частные гимназии Павловского, Лысенко, Парамонова»[7].
Видное место среди них занимала открытая в 1871 году на пожертвования Елецких купцов и железнодорожного предпринимателя С.С. Полякова - мужская гимназия. Это двухэтажное здание сохранилось до наших дней, и по-прежнему служит делу воспитания и обучения детей. Расположено оно на пересечении улиц 9-го декабря и Советской и известно как средняя школа № 1.
В данной гимназии в 1872 - 73 учебном году «обучалось 190 человек. Детей дворян и чиновников - 73 человека, детей духовного звания - 20 человек, детей городских сословий - 87 человек, детей сельских сословий - 9 человек, детей иностранцев - 1 человек»[6].
Данный факт подтверждает существование в России на рубеже веков деление людей на сословия. Но то, что они обучаются вместе, в стенах одной для всех гимназии, безусловно говорит о происходящем процессе их сближения. Во время учебы гимназистов сближало, объединяло в единое целое многое, в том числе и условия жизни и учения, существовавших в Елецких гимназиях.
Обучение было платным, но это вовсе не означало, что талантливые дети из малообеспеченных семей не имели возможности обучаться в стенах гимназий. Для обучения детей из малообеспеченных и бедных семей существовали различные пожертвования. Так «бывший член окружного суда П.В. Болотников собрал в 1872 году 363 рубля для оплаты за право обучения детей из бедных семей»[7]. Причем сумма оплаты за ученика в те времена составляла от 14 до 21-го рубля в год. За вспомогательный класс платили 15 рублей в год. От оплаты освобождались воспитанники малоимущих сословий и бедных семей, которым назначались пособия. Пособия на форменную одежду, книжные пособия, питание, лечение. Отдельные воспитанники содержались за счет богатых и почетных граждан, а также купцов города Ельца. Главным в вопросе поступления в гимназии, были не деньги, а знания. Для поступления в подготовительный класс необходимо было держать экзамены по арифметике, русскому языку и Закону Божьему. О своем поступлении в мужскую гимназию вспоминал следующее будущий Нобелевский лауреат, писатель И.А. Бунин: «Три года готовили меня к этому знаменательному дню, ... заставили помножить пятьдесят на тридцать; рассказать - кто такие «амаликитяне»; попросили четко и красиво написать «Снег бел, но не вкусен»; прочесть наизусть «Румяной зарей покрылся восток»[6]. На первый взгляд просто, но сколько нужно было знать будущему гимназисту для того, чтобы поступить только в подготовительный класс. Достаточно много, иначе не уходило бы на подготовку столь продолжительное время. В данном случае - три года.
Сближению представителей различных сословий в стенах гимназий способствовала и единая форма. Каждый гимназист обязан был соблюдать установленную для всех форму одежды: «Костюм из серого сукна, фуражку темно-синего цвета с кокардой «Е.Г.», что означало «Елецкая гимназия», поясной ремень с пряжкой, на которой значились те же буквы и серую шинель»[7]. Во всем требовалась опрятность и вежливое обращение друг к другу только на «Вы». Это обращение на «Вы» является неоспоримым доказательством сближения в стенах гимназий представителей различных сословий.
По-своему интересна и своеобразна была в гимназиях система поощрений и наказаний гимназистов, стимулировавшая в них желание лучше познавать науки. Из истории женской гимназии города Ельца известно, что лучшие ученицы «за «Благонравие и успехи в науках» награждались золотыми и серебряными медалями»[6]. Так с золотой медалью закончила женскую гимназию в конце XIX века первая любовь И.А. Бунина -Варвара Пащенко.
И наоборот - за чтение популярных в 1909 году книг о Шерлоке Холмсе, Джоне Вильсоне гимназисты несли наказание в виде заключения в так называемый «карцер». Суть этого наказания заключалась в том, что провинившийся гимназист помещался на несколько часов в воскресное время в закрытый на замок пустой класс. Существовало и другое наказание в виде занесения записи о нарушении в журнал «Кондуит», что приводило в конечном итоге к снижению оценки за поведение. Строгость и справедливость во всем - эти принципы воспитания и обучения гимназистов соблюдались во всем. В докладной записке на имя директора Н.А. Закса, написанной В.В. Розановым, сообщалось об инциденте, случившемся на уроке географии 18 марта 1889 года. По этой докладной записке было принято следующее решение: «За нарушение дисциплины, выразившееся в угрозах и грубости учителю в присутствии всего класса, решением Педагогического совета ученик 4 класса Михаил Пришвин был отчислен из гимназии»[7].
В торжественные дни праздников или по окончании курса советом гимназии проводились балы. На балы приглашались воспитанницы женской гимназии. В красиво оформленном зале организовывались не только столы с угощениями, хоровое пение, но и танцы. Гимназисты в парадной форме и в белых перчатках кружились в парах с приглашенными на бал девушками. «Первым танцем был - вальс, вторым - па - де -спань, затем па - де - труа и далее - па - де - катр, полька, мазурка»[7] . Кто помнит их и знает их суть сейчас? Практически никто. А в то время знали и прекрасно танцевали названные танцы как представители обеспеченных, так и представители малообеспеченных сословий.
Елецкие гимназии конца XIX - начала XX века, в стенах которых учились И.А. Бунин, П.П. Пришвин, С.Н. Булгаков и другие выдающиеся деятели русской культуры, являлись носительницами славных традиций классицизма. До 17 года XX столетия они успешно выполняли свою задачу - подготовка детей разных сословий к усвоению университетского курса, а затем - к государственной службе.
В условиях сегодняшнего времени, когда происходит ломка общественных устоев, переоценка духовных и материальных ценностей, наши современники для решения возникших проблем в вопросах образования и воспитания молодежи все чаще обращаются к опыту прошедших лет. Ибо в новом тысячелетии «необходимость учиться у истории в усвоении исторических уроков возрастает»[3].
Использование опыта воспитания и обучения детей, подготовке их к служению обществу, существовавшего в Елецких гимназиях, сегодня на Елецкой земле вновь возрождается.
«В 1993 году с благословения митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия было принято решение об открытии в городе Ельце православной гимназии в честь святителя Тихона Задонского»[3]. И дело не только в открытии данной гимназии. Если внимательно посмотреть на светские учебные заведения, возникшие в последнее время в Ельце, то в большинстве случаев без труда заметим их единообразие, что подчеркивает в своей работе «Православная гимназия в Ельце. Из опыта работы» В.Н. Мезинов. « Похожи программы, похожи учебные планы. Православная гимназия имеет свое лицо в городе»[4], утверждает автор данной работы. И это действительно так. «Добродетель, положительное нравственное качество, высокая нравственность - понятие, к сожалению, практически утерянное современным образованием, занимает одно из первых мест в православном образовании»[5]. Сделать «делание добра качеством личности», главная задача, к которой призвана в настоящее время православная гимназия города Ельца.
Сегодня в стенах этой гимназии «обучается 88 гимназистов и работают 23 преподавателя»[3]. Вновь возрождена гимназическая форма, нагрудный знак, вежливое отношение и обращение друг к другу. Опыт работы данной гимназии за 7 лет стал предметом научных исследований, некоторые образовательные новации используются в целом ряде иных учебных заведений. Иными словами деятельность православной гимназии доказывает свою состоятельность в вопросах воспитания и обучения молодежи. А это значит, что процесс возрождения гимназического образования вновь «пришел» на Елецкую землю и набирает силу. Хочется верить в то, что в недалеком будущем мы станем свидетелями открытия в Ельце мужской и женской гимназий, гимназий государственных и частных, светских и духовных.
СПИСОК использованной литературы и источники
- «Большой советский энциклопедический словарь» под редакцией A.M. Прохорова, Издательство «Москва» 1990 год.
- Учебник «История России» М.Н. Зуев, Издательство «Дрофа» 2000 год.
- Т.А. Семенец «Православное образование детей г. Ельца на современном этапе (конец XX - начало XXI веков).
- В.Н. Мезинов «Православная гимназия в Ельце. Из опыта работы».
- Ю.В. Иванова «Православная гимназия в культурно-образовательной среде г. Ельца».
- В.Н. Мезинов «Гимназическое образование в Ельце».
- Т.Г. Кирющенко «Елецкие гимназии».