Инновационные технологии на занятиях по народному творчеству в условиях коррекционной школы-интерната

Разделы: Коррекционная педагогика


Изучение народного творчества занимает особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими диагноз «Легкая умственная отсталость». С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество, поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.

Чтобы каждое занятие было не только интересным для ребенка, но и решало задачи коррекции его психического развития, тщательно готовимся к нему. Создаем коррекционно-развивающее пространство и работаем на основе взаимодействия с ребенком. Это использование заданий по степени нарастающей трудности, смена видов деятельности; задания, предполагающие самостоятельную деятельность; дозированная помощь, проблемные задания, призы, поощрения, разнообразие видов деятельности.

Изучение культуры своего народа – актуальная задача современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания наций, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Занимаясь русским народным творчеством, каждый ребенок осознает себя личностью, чувствует духовную связь со своими предками – русичами.

Вот поэтому много времени уделяем народному творчеству. В группе много мальчиков. Все подвижные, импульсивные. Поэтому привлекаем их к спокойной деятельности. Ведь эмоциональное благополучие ребенка – главное условие его физического и душевного здоровья. Наши дети любят заниматься аппликацией. Проводя занятия по аппликации, используем индивидуальную работу, работу в паре, работу в мини-группе (из 4-6 детей), коллективную работу. Традиционные аппликации надоели детям, стараемся вводить инновации. Так, после новогодних праздников, оставались горы фантиков. Решили с детьми открыть фантичную страну.

Прежде, чем начать делать аппликацию, сортировали фантики по цвету, по размеру, по фактуре. Сделали много композиций по сказкам А.С. Пушкина: «Бой Руслана с головой», «Белка там живет ручная», «У Лукоморья дуб зеленый», «Шамаханская царица», «Золотой петушок». Очень увлеклись этой работой и решили сделать коллективную работу по сказкам Пушкина. Дети оказались большими фантазерами.

Использовали и другой вид аппликации – коллаж. В этой работе применяли разные технологии. Каждый ребенок осваивал заданную технику. Одни дети скатывали трубочки для забора, для дома. Другие мяли бумагу, третьи из мятых бумажек создавал фигуры, четвертые скатывали шарики для создания цветов и т.д.

Аппликация «Деревенская жизнь» до сих пор висит в холле и радует детей.

Много часов отводили работе с соломкой. Началось все с того, что вырастили на своем огороде овес, стали заниматься флористикой. Придумали вместе с детьми составить букеты и подарить педагогам ко дню Учителя. Появилась новая идея – сделать аппликации из соломки. Прежде чем работать с соломкой, придумывали тематику, беседовали с детьми, изучали их желания и интересы, показывали образцы аппликаций из соломки и способы подготовки материала. Вместе с детьми подготавливали солому к работе: размачивали в горячей воде, разрезали вдоль стебля, разглаживали с 2-х сторон утюгом. Дети создавали из соломки небольшие картинки индивидуально. А также были выполнены и коллективные работы «Корзина с цветами», «Рыбки в аквариуме». Потом перешли к следующему этапу: делали кукол-стригушек. Их называли «ржаная баба», «пшеничная кукла», «хлебная матушка». Потом стали делать животных: лошадок, козликов, петушков, индюков. Плели корзиночки, шкатулочки, лапоточки. Изучали интересную книгу об этом промысле. Работы получились неординарные и выставлялись на выставку «Страна Соломия».

Наши дети давно знакомы с папье-маше. Хорошо знают технологию. Варят сами клей, знают, как правильно рвать бумагу, накладывать слои, сглаживать поверхности изделий. Объединились с 4 классом, работаем совместно. Такая работа приносит положительные результаты. Дети сплачиваются, становятся дружней, помогают друг другу, радуются результатам своего труда, учатся взаимопомощи, выручке, формирует умения, навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

Работу проводим в определенной последовательности. Знакомим с историей игрушки, материалом, из которого она изготовлена, фоном и элементами росписи, колоритом, способом производства, с материалами, создающими народную игрушку. Попутно знакомим детей с народными промыслами. Делаем Хохломскую и Гжельскую посуду, Дымковских барышень, индюков, козликов и т.д. Доделываем большой самовар, который распишем под Хохлому.

Изготовили много демонстрационного материала. При росписи использовали совместное творчество воспитателей с детьми. Воспитатели наносили на изделия рисунок карандашом, а дети расписывали красками. Открылись новые таланты. Широко используем этот демонстрационный материал в своих мероприятиях. Еще из папье-маше делали много елочных игрушек.

Много работаем с природным материалом. Дети научились делать хорошие поделки из чаги. Чтобы прочность изделий была высокой, рекомендовали детям такие способы соединений: склеивание, сколачивание гвоздями. Работы «Старая мельница», «Веселый хоровод», «Фонтан», Дымковский индюк, Гжельская фруктовница выставлялись на выставке.

Последнее время увлеклись работой с тканью. Рукоделием дети занимаются с интересом. Начали с шитья костюмов для праздников. Нашили много нарядных сарафанов, рубашек, красивый сарафан для ведущей. Дети выполняли посильную работу: пришивали тесьму, ленту, вырезывали из ткани элементы для декораций костюмов. Дети работали с большим интересом. Многие взрослые, видя, что мы шьем, стали приносить ненужные в доме ткани, тесьму, ленты, кружева. Прежде, чем начать шить, знакомили с русским народным костюмом. Приносили рубаху-косоворотку, сарафан, передник, головной убор. Рассматривали вышивки на сарафанах, репродукции картины Ф.Малевича «Хоровод», иллюстрации Е.Рачева к русским народным сказкам. Наши костюмы используются в драматизации сказок, в общешкольном празднике «Масленица», в фольклорных праздниках.

От шитья костюмов оставалось много лоскутов. Решили знакомить детей с лоскутным промыслом. Сшили одеяло, грелки на чайник, шьем подушку. Следующим этапом было знакомство и изготовление кукол из тканей. Очень понравилось детям (особенно девочкам) шить тряпочных кукол времен наших бабушек. Дети выполняли посильную работу: сметывали выкройки, набивали их ватой. Одни плели косы для кукол, другие шили обувь. Познакомили детей с разными видами кукол. Сделали несколько плоскостных кукол, несколько кукол-столбиков. Мальчики отпиливали столбики, а девочки кроили для них наряды. Получились очень забавные куклы. Мальчики на уроках труда делали деревянные заготовки для матрешек, а потом все вместе расписывали их. Потом стали шить более современных кукол. Идею подсмотрели в журнале «Ручная работа». Потом развили эту идею, проявили свою фантазию. Получились интересные экземпляры. Готовим интересные композиции на выставку. Всю эту работу стараемся выстраивать в систему. Во время занятий, связанных с народным творчеством, включаем прослушивание русских народных песен, плясок, музыки, рассматривание иллюстраций, чтение потешек, закличек и т.д.

Просматривали фильм по народным промыслам. Проводили мероприятия «Матушка с ярмарки пришла», «Зимние посиделки».

Хорошо, что в нашей школе часто проводятся выставки. Есть возможность выставить детские работы на показ. Детям очень нравится, когда их работы оценивают. Есть задумка создать музей. Конечно, мастерство приходит не сразу. Постепенно накапливается опыт, углубляются умения и навыки. Стараемся каждому ребенку обеспечить все условия для всестороннего развития.

Большое внимание уделяем формированию детского коллектива, созданию теплой и радостной атмосферы. Вся работа в целом способствует сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе, воспитывает морально и эстетически. Занимаясь народным творчеством, решаем диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, оздоровительные и образовательные задачи.