Деление многозначных чисел на однозначное (закрепление). По лесным тропинкам. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Продолжить работу по оформлению умения делить многозначное число на однозначное;
  2. Совершенствовать вычислительные навыки, навыки решения задач на движение, обратных задач, преобразование величин;
  3. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности;
  4. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: шары с ответами, лирическая музыка, ноутбук, проектор, экран, презентация («По лесным тропинкам»).

Ход урока

I. Организационный момент

– Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по лесу. Весь урок нас будет будут сопровождать звуки и голоса леса. (Звучит фонограмма записи птичьего пения и шума листвы.) Кстати, ребята, а каких видов бывают леса? (Лиственный, хвойный, смешанный.) Правильно.

– Вспомните, какие темы мы изучали на последних уроках математики?

II. Постановка темы урока

– Совершая прогулку, мы закрепим умения делить многозначное число на однозначное, навыки решения задач на движение, вспомним обратные задачи, выполним операции с именованными числами – величинами.

III. Работа по теме урока

– Ребята, что мы можем увидеть в лесу?

1. Лесами покрыто около 20% всей земной суши. Различные виды деревьев в лесу растут в зависимости от климата и географического положения определенной местности. Хвойные леса растут обычно в условиях более холодного северного климата или высоко в горах. Там, где более четко происходит смена всех четырех времен года, растут лиственные леса. В лиственных лесах умеренного климата деревья достигают высоты в 50 м. а вот в экваториальных лесах деревья могут достигать 80-метровой высоты, а секвойя – до 110 м.

– И деревья, и цветы, и птицы, и звери, и мы с вами – дети одной большой планеты Земли!

– Отгадайте загадку:

Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(Ель.)

– Ель знакома нам всем с детства. Она круглый год зеленая. А кто знает, почему? (Листок-иголка живет 2-3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно в течение всего года, одни стареют, а другие вырастают.) 

– Ну, и конечно, какой же Новый год без этой красавицы? Скоро Новый год, давайте нарядим елочку разноцветными шарами. (на доске выражения, на столе шары с ответами; шаров больше чем выражений.)

87 : 3 480 : 24 720 : 60
76 : 4 900 : 300 560 : 70
99 : 33 720 : 80 540 : 90
92 : 23 420 : 60 360 : 120

– Что объединяет в первом столбике первые два выражения с третьим и четвертым? (В первых двух выражениях делители – 3 и 4, а третьем и четвертом – результаты – 3 и 4.)

– Что объединяет все выражения первого столбика? (Среди нет ни одного круглого числа.)

– Какое выражение можно считать лишним во втором столбике? (В первом выражении – делитель не круглое число и результат – двузначное число, во втором выражении делитель – трехзначное число.)

– Какое выражение можно считать лишним в третьем столбике? (Первое – результат двузначное число, четвертое – делится на трехзначное число.)

– Как разделить трехзначное число на однозначное?

– Как разделить двузначное число на двузначное?

– Как разделить трехзначное число на трехзначное?

– Назовите результаты. У кого другой ответ?

2. В нашем сосновом бору есть муравейник. Давайте составим и решим задачу на движение про муравья; составим к ней две обратные задачи. (Известно, что он полз в течение 4 мин со скоростью 48 см/ мин. Какое расстояние он успел проползти до соломинки?)

– Запишите формулы, по которым находим скорость, время, расстояние.

– Как найти расстояние, которое прополз муравей до соломинки? (48*4=192 (см.))

– Составьте первую обратную задачу. (Муравей прополз 192 см со скоростью 48 см/мин. Сколько времени он полз?)

– Какое решение задачи? (192 : 48 = 4 (мин.))

– Составьте вторую обратную задачу. ( Муравей прополз 192 см за 4 мин. С какой скоростью он двигался?)

– Запишите решение. (192 : 4 = 48 (см/мин.))

3. Выразите в более мелких единицах измерения:

Вес взрослого тигра – 420 кг = … г. (42000 г)

Волк съедает за один раз 11 кг 600 г мяса = … г. (11600 г)

Овцебыка защищают от холода толстый слой жира и длинная шерсть – до 90 см длиной = … мм. (900 мм)

– Самое большое земноводное нашей планеты – саламандра – достигает в длину 1 м 50 см. Какой длины достигнут 3 таких саламандры, если их положить в линию друг за другом? (150*3=450 см)

– Дрофа – самая большая степная птица. Ее вес достигает 15 кг, при этом она может летать. А сколько будут весить 12 таких птиц? (12 * 15=180 кг)

4. Преобразуйте в более крупные единицы измерения:

Самое большое насекомое – бабочка «птичье крыло». Размах ее крыльев достигает 350 мм. (35 см)

Морская черепаха может прожить 2880 месяцев. (240 лет)

Сойка находит по запаху желуди даже под 70-сантиметровым снежным покровом. (0,7 м)

Синичка гаечка запасает на зиму до 15000 г корма. (15 кг)

– На планете Земля есть множество растений и животных. Попробуйте в справочниках найти о них интересные числовые данные к следующему уроку.

5. Отгадайте загадку:

Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые,
Летом мохнатые,
Зимой скучноватые,
Где они стоят, там и шумят.
(Береза)

– Вот березовая роща. Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Березу считают символом России. Сколько песен, стихов сложено о ней!

На 16 гектарах лесного питомника растет 40000 березок. На каждом гектаре посажено одинаковое количество деревьев. Сколько березок растет на площади в один гектар? Сколько приблизительно квадратных метров приходится на одну березку?

  1. 100*100= 10000 (м2) – площадь 1 га.
  2. 40000 : 16 = 2500 (б.) – растет на площади в 1 га.
  3. 10000 : 2500 = 4 (м2) – такую площадь занимает 1 березка.

(Два ученика находят значения выражений на деление в столбик с объяснениями.)

6. Дуб вырастает в год на высоту 32 см. за сколько лет он вырос на высоту 448 см?

– Сколько лет потребуется, чтобы дуб достиг высоты 3904 см? (122 года)

– Дуб – символ прочности и несгибаемости. Может прожить до 2000 лет. Воздух рядом с дубами повышает иммунитет, нормализует давление, рядом с ним больные быстрее выздоравливают. При строительстве в Санкт-Петербурге Петр I благодарил тех, кто рядом с домом сажал дуб. А тех людей, которые ломал ветки с молодого дуба, велел пороть розгами на площади. В первые десять лет дуб растет очень медленно, и его очень легко сломать. И только после десятого года жизни он растет в высоту на 30-32 см в год.

7. Но в настоящее время лесам на нашей планете угрожают гибелью помимо всего прочего кислотные дожди. Они разрушают питательный слой почвы и вносят дисбаланс в экосистемы пресных вод. Нехватка питательных веществ ослабляет сопротивляемость растений заболеваниям. Кислотные дожди выпадают из облаков, отравленных промышленными выбросами.

– Но вред и гибель приносят лесу не только кислотные дожди, но и гриб – чага, гусеницы. Очень жестокий след оставляет еще и другой вредитель. Кто это? (Показать изображения уничтожения леса. Ученик читает стихи. Звучит тихая музыка..)

Все изувечено в лесу
Как после дней войны
Здесь уцелевшей не найти
Ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул
Какой-то живоглот,
Мне кажется, из-под коры
Моя слеза течет.

8. Как же человек должен заботится о лесе? Приходя в лес, думайте, что вас окружает живая природа, которая ищет у вас защиты.

Дерево, трава, цветы и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

(ученик работает по карточке у доски, решает задачу на движение.)

– Комар, двигаясь все время с одинаковой скоростью, удалился от муравейника за 13 мин на расстояние 195 м. С какой скоростью двигался муравей? ( 195 : 13 = 15 (м/мин.).)

9. Парнокопытный бегун – вилорог пробежал 570 км со скоростью 95 км/ч. Сколько времени он был в движении? (570 : 95 = 6 (ч.).)

10. А теперь предлагаю устроить блиц-турнир. Смысл его заключается в том, чтобы очень быстро записать решение задачи и найти результат. Условие каждой задачи читается два раза.

  1. Убегая от лисы, заяц пробежал 1596 м за 12 мин. С какой скоростью убегал заяц от лисы? (1596 : 12 =133 (м/мин.).)

– К вашему сведению, ребята, заяц бегает со скоростью 80 км/ч. Тушканчик развивает скорость от 40 до 50 км/ч.

  1. Тушканчик испугался шума автомобиля и помчался со скоростью 583 м/мин. На какое расстояние тушканчик убежал за 5 мин? (583 * 5 = 2915 (м))
  2. Маленькая птичка касатка пролетела 196 км со скоростью 28 км/ч. Сколько часов была в пути касатка? (196 : 28 = 7 (ч.))
  3. Из всех птиц самую большую скорость может развивать иглохвостый стриж. Он может лететь со скоростью 160 км/ч в течение 4 часов. Какое расстояние он пролетит за это время? (160 * 4 = 640 (км))

– Животные и птицы являются важной частью родной природы. Их нужно беречь, нельзя на них охотится ради развлечения.

IV. Итог урока

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие задания вам пришлось выполнять по ходу урока?

– Какие из них вызвали затруднение при выполнении? С чем связаны эти затруднения?

V. Домашнее задание

  1. Найдите в справочниках о животных и растениях интересные числовые данные к следующему уроку.
  2. стр. 101 №6