Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни. Как показывают исследования, индивидуальное здоровье человека зависит на 49-53% от его образа жизни.
Хорошее здоровье в основном определяется правильным расположением, устройством, функциональной деятельностью всех органов тела, отсутствием предрасположенности к каким-то заболеваниям. Здоровье не является постоянной величиной, данной человеку раз и навсегда, на всю жизнь.
Среди основных составляющих здорового образа жизни главное место занимает – умеренное и сбалансированное питание, другими словами рациональное питание (правильное, здоровое питание). Питание, которое обеспечивает полноценное развитие, называется рациональным.
Питание в подростковом возрасте оказывает серьёзное влияние на психофизиологическое, эмоциональное, интеллектуальное и половое развитие школьников. Для нормального развития подросток должен ежедневно получать с пищей необходимое количество энергии. Не менее важны и качественные характеристики питания, и здесь же на первый план выступают личные знания подростка о правильном рационе, полезных и вредных продуктах питания, а также качество его знаний об общих принципах здорового образа жизни.
Многие зарубежные авторы, занимающиеся изучением поведения подростков, связанного с риском для здоровья, считают неправильное питание одним из поведенческих рисков. В американском опроснике – «Система наблюдений за рискованным поведением молодёжи», впервые опробованном отечественными исследователями в Москве в 1998–1999 гг., есть разделы «Вес», «Питание».
Анализ анкетирования 1293 московских школьников 12–17лет с помощью этого опросника, проведённого научной группой Комплекса социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования, показал, что:
- своим весом недовольны 38% опрошенных, причём девушки в 3 раза чаще, чем юноши, снижают вес, а мальчики в 2 раза чаще набирают; диету, направленную на понижение или предупреждение повышения веса, используют 22% девушек и 4% юношей; гимнастикой для удержания или снижения веса пользуются 47% девушек и 19% юношей; таблетки – 1%.
- на вопрос о том, сколько раз вчера вы ели фрукты, отрицательно ответили 19%; на вопрос о том, сколько раз вчера ели салат из свежих овощей, отрицательно ответили 45%; блюда из обработанных овощей от одного до трёх раз ели 54% респондентов; 35% ели вчера гамбургер, хот-дог или сосиски, 24% – чипсы; 67% ели булочки, пирожки, кексы и пирожные.
Общеизвестно, что подростковый возраст является критическим периодом в жизни человека, периодом сильных психофизиологических изменений и обретения самостоятельности, периодом, для которого вообще характерно рискованное поведение.
Влияние на формирование пищевого поведения в подростковом возрасте оказывают:
- групповой выбор сверстников;
- семейные традиции приготовления и приёма пищи;
- социальное и материальное положение семьи;
- школьная среда, в которой подростки проводят большую часть времени.
Американские исследователи отмечают сильное негативное влияние
СМИ, в первую очередь телевидения, на формирование пищевого поведения – реклама быстрой и нездоровой пищи, напитков и т.д. В то же время СМИ могут стать проводником мощного положительного влияния оздоровительных программ на государственном уровне, если они будут рекламировать полезные продукты.
Ещё не устоявшееся поведение и не сформированные привычки, в том числе в питании, могут изменяться, развиваться и укрепляться под сильным влиянием группового поведения, лидеров подростковых групп, но также и под влиянием учителей и школьной среды в целом.
Школа и учитель могут дать детям и подросткам знания, навыки и благоприятную среду, в которой они нуждаются, чтобы научиться «здоровому поведению».
Учитель является, и всегда являлся важной фигурой в жизни подростка, особенно в раннем подростковом возрасте, в современной школе он может и должен помочь подростку сформировать правильную модель поведения.
Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством питания, режимом питания. Культура питания включает в себя не только отношение к пище, но её состав.
В рацион современного человека входит большое количество продуктов, относительно дешёвых, но содержащих большое количество углеводов. В первую очередь это мучные изделия – хлеб макароны. Человек недополучает большое количество природных биологических веществ, которые удаляются из исходных продуктов при их обработке. Безвредно ли это? Оказывается, это понижает сопротивляемость организма, что приводит к разным заболеваниям. Несбалансированное питание ведёт к росту заболеваний, связанных нарушением объёма веществ, к болезням сердца и сосудов.
Культура питания – это оптимальное для человека количество съедаемой пищи. Может ли человек определить, сколько ему нужно есть? Главное правило - соответствие количества и калорийности пищи энергетическим затратам и физиологическим потребностям вашего организма.
Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15-20% из белков, на 20-30% – из жиров, одна из которых должна быть твёрдыми или животного происхождения. Оставшиеся 50-55% должны приходиться на углеводы, содержащиеся в фруктах, овощах, злаках, орехах.
Целью моей работы является:
- Анализ данных и информации о положении дел со здоровьем и питанием школьников на уровне местности и школы;
- Анализ данных и информации об уровне знаний и позиции школьников по вопросам здоровья и питания;
- Работа над учебным планом или курсом по питанию, отвечающим потребностям школы в программе, обучающей навыкам правильного питания, и её возможностям.
Содержание учебного курса, задачи, на решение которых он нацелен, имеют главную цель обучения навыкам правильного питания – заложить фундамент здорового питания на долгие годы жизни, базирующийся на положительном опыте, достаточном умении и уверенности учащегося в своей способности вести на практике здоровый образ жизни.
Учебный курс по питанию я вижу самостоятельным, активно использую программу «Разговор о правильном питании» т.к. я провожу уроки здоровья в 5-6-х классах. Эта программа мне помогает в работе, и обязательно согласовываю с другими школьными предметами и учебными курсами, или интегрирую по отдельным темам, в какие из них, как естествознание, основы безопасности и жизнедеятельности, физическая культура, трудовое обучение, а также во внеклассные мероприятия в рамках комплексной школьной программы здоровья.
В своей работе я отдаю должное внимание обучению навыкам «правильного питания», охватываю все возрастные группы учащихся, но большое внимание уделяю 5, 6 классам и работе с ними активно использую III часть программы «Разговор о правильном питании» – «Формула правильного питания. Поскольку привычки питания необходимо изменять, начиная со школьного возраста, до того как пищевое поведение уже сформируется.
В нашей школе из 297 обучающихся и учащихся питаются горячим питанием.
Ведётся постоянная работа по обогащению и разнообразию рациона питания в школьной столовой, а также учитываются хронические заболевания учащихся, т.к. 14% детей имеют хроническую форму гастрита.
Проведённое анкетирование в нашей школе дало следующие результаты (в анкетировании участвовало 252 учащихся):
- 28% учащихся не довольны своим весом;
- 31% учащихся ответили, что питаются правильно;
- 67% учащихся ответили, что питаются не правильно;
- 37% учащихся не довольны школьным питанием;
- 84% учащихся хотят больше знать, как правильно питаться.
Мною проводится определённая профилактическая работа с учащимися: приглашаю медицинских работников, которые рассказывают, как нужно правильно питаться в школьном возрасте, о пользе и вреде многих диет и т.д.
- провожу уроки здоровья в нетрадиционной форме;
- беседы с учащимися о питании;
- родительские лектории.
А также проводятся совещания при директоре, на которых большое внимание отводится питанию учащихся в школьной столовой (рассматривается рацион питания, с учётом хронических заболеваний учащихся).
Ниже я предлагаю разработку урока здоровья в 5 классе, которое я разработала используя III часть программы «Разговор о правильном питании» – «Формула правильного питания». «Правильное питание – залог сохранения и укрепления здоровья»
Тип урока: импровизированная пресс-конференция.
Цель:
- Ознакомить учащихся с новым понятием – «рациональное питание»;
- Познакомить с принципами правильного питания;
- Составление пирамиды собственного питания при помощи анкеты: «Как вы питаетесь?»
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с понятием «рациональное питание», с принципами рационального питания;
- Ознакомить учащихся с основными факторами питания;
- Дать преставление об основах питательных веществах и их функциях в организме;
- Сформировать у школьников преставление о правильном питании.
Развивающие (формирование умений):
- Интеллектуальных: способность
а) анализировать и синтезировать на основе изучения основных питательных веществ и их функций;
б) сравнить на основе составления пирамиды своего питания и пирамиды правильного питания;
в) установить причинно-следственные связи на основе изучения функций питательных веществ и их использование в рационе питания;
г) обобщать и делать выводы на основе изучения основных факторов питания. - Практических: умение работать с графическими пособиями, с раздаточным материалом.
- Общеучебных: навыки заполнения таблицы.
Воспитательные:
- Формирование научного мировоззрения на основе идеи познать особенности окружающего мира, установления взаимосвязи между строением и функцией, причинно- следственных связей при раскрытии процессов питания, изучения свойств питательных веществ;
- Трудовое воспитание путем правильной и аккуратной работы с раздаточным материалом;
- Формирование валеологических убеждений о здоровом образе жизни.
Оборудование: раздаточный материал – карточки с записью принципов питания, правил питания, факторов питания; таблица «Пирамида правильного питания», чистые листки бумаги, фломастеры, звукозапись.
Ход занятия представлен в Таблице.
Анкета «Как вы питаетесь?» – Приложение 1, Пирамида правильного питания – Приложение 2.
Список литературы:
- М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева «Формула правильного питания» – III часть программы «Разговор о правильном питании» – методическое пособие для учителя.
- Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992 г.
- Занятие со школьниками «Я отвечаю за себя и своё здоровье» // Биология в школе, 2005, №1 – с. 15.
- Сохранение и укрепление здоровья- младших школьников // Начальная школа, 2004, №7 – с. 92 Уроки здоровья – стр. 94.
- Концепция образования, формирующего здоровья школьников // Директор школы, 2004, №5 – с. 85.
- Программа «Здоровье» – путь воспитания здорового образа жизни учащихся начальных классов // Завуч начальной школы – 2004, №3 – с. 67.
- Здоровье должно быть умным // Физкультура в школе, 2005, №7 – форзац.
- Программа «Здоровья» для средних образовательных учреждений // Вестник образования, 2001, №12 – с. 22.
- Л.Г. Татарникова «Валеология подростка 5-7 класс», 1996.
- Н.Ю. Зайцев «Твоё здоровье: укрепление здоровья» – методическое пособие для 5-7 классов, 2001.