Урок изобразительного искусства "История военного плаката в годы Великой Отечественной войны"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • Развитие чувства патриотизма, гордости, любви к своей Родине.
  • Освоение техники написания шрифтовых композиций плакатными перьями.
  • Познакомить с историей развития плаката в годы Великой Отечественной войны.

Задачи: на основе восприятия плакатов, музыки, презентации посвященной 70-летию битвы под Москвой разобрать примеры построения композиции и шрифтовой надписи на плакатах. Освоить технику написания букв плакатными перьями.

Оформление: репродукции плакатов военного времени, фотографии Лобненских памятников.

Видеоряд: Мультимедийная презентация: "70-летию Битвы под Москвой посвящается»

Музыкальное оснащение: песни военных лет

Техническое оснащение: компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Объявление темы урока

Тема нашего урока «История военного плаката в годы Великой Отечественной войны» неслучайна так, как урок проходит в преддверии празднования 70-летия Битвы под Москвой.

Тема рассчитана на два урока. Сегодня мы познакомимся с историей плакатов выпущенных в годы Великой Отечественной войны. Проведем упражнения по освоению новой техники письма плакатными перьями. Тем самым закрепим знания, полученные в прошлом году по шрифтовым композициям на уроках изобразительного искусства и черчения, а на следующем уроке выполним эскиз плаката, посвященного 70-летию Битвы под Москвой.

Вводная беседа

Слайд 1

Защитникам нашей Родины посвящается, испытавших сначала горечь отступления и поражения, а затем, спустя долгие дни и ночи, радость побед и уверенность в себе.

Слайд 2

На рассвете 22 июня 1941 года немецко-фашистская армия всей своей мощью обрушилась на Родину. Началась Великая Отечественная война, продолжавшаяся 1418 дней. Гитлер в короткий срок, при помощи главным образом танковых ударов, предполагал разгромить основные силы Красной Армии, и через 6 недель выйти на рубеж Астрахань - Москва - Волга.

Слайд 3-5

Упорное сопротивление Красной Армии под Смоленском, Киевом, Ленинградом, Одессой и других участках фронта, не позволило немцам осуществить план по захвату Москвы, который получил кодовое название «Тайфун», к началу осени.

Слайд 6-10

30 сентября 1941 года началось генеральное наступление немецко-фашистских войск на Москву.

К середине октября враг вплотную подошел к столице. Колоссальное напряжение сил, беспримерным мужеством и героизмом защитников столице наступление немцев в первых числах ноября было остановлено. 7 ноября, как и прежде, на Красной площади состоялся военный парад, участники которого, сразу же уходили на передовую линию фронта.

При обороне Москвы особо отличилась 316 стрелковая дивизия, под командованием генерала Панфилова И.В. Легендарным стал подвиг группы панфиловцев во главе с политруком В.Г. Клочковым, надолго задержавшей 30 танков противника. Всю страну облетели слова Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!»

Слайд 10

Одна из героических страниц начального периода В.О.В., в частности Московской битвы - оборона нашего города Лобня

Разгром немецких войск под Москвой, которое началось 5-6 декабря 1941 года, стало первым крупным поражением фашистских войск в Великой Отечественной и во II Мировой войне.

Плакат Великой Отечественной войны — одно из самых запоминающихся и ярких художественных событий культуры XX века. Его убедительность и высокий патриотический пафос во многом объясняются профессионализмом советских художников-плакатистов, их большим жизненным опытом и умением ясно говорить средствами плакатной графики. Сегодня, спустя десятилетия со времени его создания, плакат 1941-1945 годов остался искусством нестареющим, острым, боевым и призывным.

Слайд 11

А во время Великой Отечественной войны плакаты наклеивали на танки, шедшие в атаку. Вся страна помнила вдохновенно-суровое лицо женщины на плакате И. Тоидзе "Родина-Мать зовет!".

Плакаты защищали Родину!

Слайд 12

Зима 1941/42 года в Ленинграде... Лютая, голодная, жестокая. Череда бесконечно длинных темных дней, самых трагических и мужественных среди девятисот беспримерных дней блокады.

Город казался вымершим: пустынные улицы замело снегом, холодные громады домов зияли ранами, безжизненно повисли сорванные провода, троллейбусы намертво вмерзли в сугробы. Не было хлеба, света, воды.

Слайд13

Плакат нес идею создания единого народного ополчения для борьбы с врагом.

Во время войны плакаты шли в атаку

Суровые испытания выпали на долю защитников Москвы осенью 1941 года, когда враг вплотную приблизился к столице. В эти дни был создан графический лист, ставший бесспорным шедевром: плакат Н.Жукова и В. Климашина «Отстоим Москву!». Авторы пошли по пути художественного обобщения и придали воину черты народного героя, находящегося на высочайшем эмоциональном подъеме и призывающего отстоять от врага не только столицу, но и свободу всей страны.

Слайд 14

После разгрома врага от художников потребовалось создание жизнеутверждающих работ, которые показали бы встречу освободителей советских городов и сел.

На плакате В.Иванова «Ты вернул нам жизнь!», мы видим счастье женщины, обнимающей воина, эти чувства явились выражением народной любви и гордости за своих героев.

Слайд 15

Наша армия рвала фашистские цепи, опутавшие страны Европы

Слайд 16

До окончательной победы над врагом путь был совсем не близок. В 1944 году художнику Л.Голованову в плакате «Дойдем до Берлина!» удалось создать запоминающийся образ воина. Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой — снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа. Бесспорно, самые лирические образы героев войны создал А.Кокорекин. Работы художника готовили советских людей к скорой встрече с героями-воинами (плакат «Воину-победителю — всенародная любовь!», 1944).

Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года. В мае Москва украсилась многочисленными красочными плакатами,

Плакат Великой Отечественной войны под залпы салютующих орудий и радостное ликование победителей торжественно ушел в историю.

Упражнение

Буквы чаще всего пишут с помощью плакатных перьев.

Техника работы плакатным пером проста, но без определенного навыка красивая надпись может не получиться.

Сначала делают разметку на листе (высота букв и количество).

Начертание букв плакатным пером следует производить слева направо и сверху вниз. (рис.1)


Рис.1

Не следует набирать в плакатное перо много туши, поскольку не исключена возможность сделать кляксу.

Наиболее характерным эталоном контрастности по цвету является сочетание белого и черного.

- Как вы думаете, какой цвет нужно использовать для призывов на плакатах?

Самостоятельная работа оказание дифференцированной помощи учащимся

Подведение итогов

Сегодня на уроке вы посмотрели презентацию по плакатам Великой Отечественной войны.

- Какую функцию носил плакат в годы войны?

- Какие плакаты особенно запомнились и чем?

Разоблачали коварные замыслы фашистских агрессоров и воспевали подвиг народа, вставшего на защиту социалистического Отечества. Они раскрывали смысл событий, происходивших в мире, и развеивали миф о непобедимости немецких армий. Сообщали о наших победах на фронте, поднимали настроение и трудовой энтузиазм в тылу. Их содержание пересказывали из уст в уста, становясь народной молвой. Его даже издали легко воспринимал быстро идущий человек.

Домашнее задание

Продумать эскиз плаката посвященного 70-летию Битвы под Москвой

Приложение