Литературно-музыкальная гостиная "Свидание с музыкой"

Разделы: Внеклассная работа


Оформление зала. Кабинет музыки празднично украшен. В нем много живых цветов. Он напоминает маленькую, уютную гостиную. Потолок и боковые стены украшают разноцветные шары, гирлянды из цветной бумаги. На классной доске – красиво написанное название праздника, портреты композиторов: Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига Ван Бетховена, Михаила Ивановича Глинки, Петра Ильича Чайковского. Под портретами – высказывания великих людей о музыке:

Цель музыки – трогать сердца.

И.С. Бах

Ты, Моцарт, Бог, И сам того не знаешь...

А.С. Пушкин

Музыка должна высекать огонь из души человеческой.

Л. Ван Бетховен

Музыка Глинки полна любовью к родине.

В. Стасов

Душа музыки – мелодия.

П. И. Чайковский

Оформление зала дополняют рисунки юных художников на тему «Я рисую музыку», а также выставка книг о музыке.

Цель: cовершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса, интереса.

Задачи:

  • Развивать у учащихся музыкальные способности, приобретение ими знаний, умений в области музыкальной, в том числе нотной грамоты.
  • Содействовать развитию духовных, творческих начал учащихся.
  • Развивать фантазию и творческие способности.

ХОД УРОКА

Входит учитель музыки. В руках у него большой красивый скрипичный ключ.

Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Я рад видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Оставив все свои дела, вы пришли на свидание с музыкой. У меня в руках скрипичный ключ. Этот ключ не простой. Он поможет нам открыть дорогу в мир музыки. Сегодня мы познакомимся с творчеством великих композиторов прошлого. Будем учиться слушать и понимать классическую музыку. Я поворачиваю свой волшебный ключ. Свидание с музыкой начинается.

Звучит «Вальс-фантазия» М.И. Глинки.

1-й чтец. 

Вот музыка та, под которую
Мне хочется плакать и петь.
Возьмите себе оратории
И дробь – барабанов медь.
Возьмите себе их в союзники
Легко, до скончания дней,
Меня же оставьте с той музыкой.
Мы будем беседовать с ней.

                                              Б. Окуджава

Ведущая. Родившись на заре человечества, музыка в течение многих веков была на правах прекрасной падчерицы, служа избранному кругу людей. Она звучала во дворцах знатных господ, под сводами костелов. Первым музыкальным инструментом, которым сопровождалось церковное пение в Западной Европе, был клавесин. Позже на смену ему пришел орган, – этот инструмент может звучать голосом флейты, фагота, гудеть как труба, или контрабас, петь как хор виолончели или арф.

2-й чтец.

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море.
О всех забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок.
И только высоко у царских врат,
Причастный к тайнам – плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

                                             А. Блок.

Как многогранна музыка!
Как юно она, звуча сквозь времени пласты,
в сердцах людских
затрагивает струны любви,
печали, памяти, мечты.

И. Волобуева.

Звучит песня Ф. Шуберта «Аве Мария».

Ведущий. Как самые большие реки начинаются с истока, так западноевропейская музыка начиналась с Иоганна Себастьяна Баха. Его творчество открыло дорогу великим классикам: Гайдну, Моцарту, Бетховену. Поэтому имя его близко и дорого истинным любителям музыки. 

3-й чтец.

Мне дорог Бах...  
Ну, как бы вам сказать,
Не то, чтоб нынче музыки не стало,
Но вот такого чистого кристалла
Еще нам не являла благодать.
Какое равновесие страстей,
Какая всеобъемлющая совесть,
Какая удивительная повесть
О брошенной в века
Душе моей.

Н. Ушаков.

Звучит музыкальная пьеса КС. Баха «Шутка».

Ведущая. Могут ли дети сочинять музыку? Да. И даже очень хорошую. Эпизод из жизни замечательного австрийского композитора В.А. Моцарта – лучшее тому подтверждение. Моцарт родился в Зальцбурге в 1756 году в семье композитора. Отец его писал музыку по заказам знатных господ. Однажды он написал менуэт и сказал пятилетнему сыну: «Отнеси его господину Рейнгарту. Его дом стоит у городской ратуши. Скажи, что за деньгами я позже приду к нему сам».

Ведущий. Маленький Вольфганг отправился выполнять поручение отца. Путь был неблизкий. К тому же надо было перейти по мосту довольно широкий канал. Но это не остановило отважного путешественника. Когда мальчик был на середине моста, вдруг налетел сильный ветер, вырвал из рук малыша нотные листы и бросил их в канал. «Менуэт» уплыл. Вольфганг вернулся домой. Он хотел рассказать отцу о постигшей его беде, но дома никого не было. Мальчик подошел к клавесину, задумался, тронул пальцами чуткие клавиши. Они отозвались тихой светлой мелодией. Моцарт вывел на чистом листе первые ноты.

Ведущая. Прошло несколько дней. Старый Моцарт отправился к Рейнгарту, чтобы получить причитающиеся ему деньги. Господин сидел за инструментом и наигрывал какую-то незнакомую мелодию. «Кто сочинил эту прекрасную музыку?» – спросил Моцарт, когда хозяин дома перестал играть. «Как? Вы забыли? Это же ваш «Менуэт». Маленький Вольфганг принес мне его неделю назад» – удивился Рейнгард. «Ядействительно посылал к вам своего сына, но я никогда не писал ничего подобного» – воскликнул композитор. Он бросил взгляд на нотные листы, и лицо его озарила счастливая улыбка. Моцарт создал много замечательных произведений. Мы послушаем «Маленькую ночную серенаду».

Звучит «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта.

1-й чтец. Людвиг Ван Бетховен... О творчестве этого великого композитора можно говорить и рассказывать бесконечно! Ведь он не просто писал музыку, он создавал удивительный мир, в котором «добро и зло сошлись в единоборстве». В этом мире нет места малодушию, фальши, низменным страстям. В нем торжествуют правда и справедливость, добро побеждает зло.

2-й чтец. Особенно ярко творческий гений Бетховена проявился в симфонии, которую один из друзей композитора назвал звонким запоминающимся словом «Аппассионата». Оно так точно передавало основную суть произведения, что сразу закрепилось за ним и живет до сих пор.

3-й чтец. Над «Аппассионатой» Бетховен работал в 1894 году, в период своего творческого расцвета. Симфония была написана быстро, а вот финал ее не получался. Казалось, мысль натолкнулась на неприступную стену, зашла в тупик, из которого нет выхода. Но композитор не привык отступать.
Жизнь Бетховена никогда не была легкой. Она укрепила его волю, закалила характер, научила бороться и искать. И он искал, называя долгие часы мучительных раздумий «вершиной творческого счастья». Решение пришло неожиданно. Однажды во время прогулки Бетховен стал напевать какую-то мелодию. Она ширилась, крепла, завладевая всем его существом. Именно таким должен быть финал моей симфонии, пронеслась счастливая мысль. Композитор поспешил домой. Снова погрузился в работу.
Тихо начинает звучать финал «Аппассионаты». Музыка то возникает, то прерывается. На ее фоне звучат стихи.

4-й чтец.

Мелодия возникла – и пропала.
И вновь возникла,
И опять пропала.
Как будто из далекого далека
Ее волнами доносили ветры...
Наверно,
Можно было бы заметить,
Как ясный звук
Легко рождался в сердце,
Потом бежал по нервам
К чутким пальцам,
пальцы плавно клавишей касались –
Послушным струнам звук передавали...
И вот она, Мелодия живая,
Восстала страстно из небытия
И тут уже не вечер и не осень
Тревожно простирались над землей,
Но безраздельно и неумолимо
Владеет миром «Аппассионата».

Продолжает звучать музыка. После паузы.

Дарите музыку друг другу!
Пусть каждый день и каждый час
Подобно радостному чуду
Она звучит в сердцах у нас.
Весь мир прекрасный и зовущий
Вмещает музыку в себя:
В ней рокот волн, о берег бьющих,
И трепет листьев сентября.
Волнует музыка, тревожит
Вновь пробуждая красоту,
И никогда никто не сможет –
Сравниться с ней по волшебству.

В. Степанов.

 5-й  чтец.

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками,
Люблю ее заречную
С нарядными оплечьями.
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

А. Прокофьев

Звучит русский хоровод «Берёзка».

6-й чтец. Прозвучалрусский хоровод «Березка», приглашая нас на свидание с русской музыкой. Музыка нашей Родины неповторима. «В ней наше главное прошлое и достойное настоящее, седая старина и современность. Русская музыка так много говорит сердцу каждого из нас потому, что в ней живет душа народа. Это музыка Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского. Хорошая музыка интернациональна по свей сути. Ей не страшны большие стояния и языковые барьеры. Объединяя народы, сближая континенты, она прокладывает путь человечества к миру и прогрессу.

7-й чтец. Великий вклад Чайковского в сокровищницу русской и мировой музыкальной культуры. Его перу принадлежат оперы, романсы, вальсы, фортепианные пьесы.
Выбор темы будущего музыкального произведения – важный момент в творчестве композитора. Иногда на это уходят дни, месяцы и даже годы напряженного труда. Но часто, как вы уже знаете, музыку заказывают. Вот какой случай произошел с П.И. Чайковским в 1875 году. К нему пришел известный издатель. А. Бернар и сказал: «Я буду издавать музыкальное приложение к журналу «Нудист». Не могли бы вы написать 12 музыкальных пьес, тематически связанных с ми месяцами года, для которых они написаны». Задание понравилось композитору, и он взялся за работу. Так родился замечательный цикл фортепианных пьес Времена года». В них Чайковский воспел красоту родной природы, жизнь и труд людей. Они вобрали в себя отзвуки песни, танца, бытового романса. Так как для многих из вас любимым временем года является лето, мы послушаем «Баркаролу» – июнь. Музыка Чайковского близка и понятна миллионам людей. Слушая ее, человек попадает в волшебный мир добра и красоты.

8-й чтец.

В беспросветные дни осенние
И в дремучий лютый мороз, 
После грозного потрясения,
Злых обид и черных угроз
Вдруг почувствуешь: легче дышится
И внезапно в душе твоей
Ни с того ни с сего послышится
Танец маленьких лебедей.
Дали дальние в добром лепете.
Клекот близится и растет.
И на что тебе эти лебеди?
И дался тебе их полет!
Хоть и маленькие, а смелые...
Слушай жадно и молодей,
Думу думая, дело делая,
Танец маленьких лебедей.

9-й чтец.

Помогая ходу истории,
Пробуждая совесть и честь,
Героические оратории
И симфонии в мире есть.
Но меж ними, храня и милуя,
Беззаветно любя людей,
Существует улыбка милая
– Танец маленьких лебедей.
Неожиданное спасение,
Белый плеск лебединых крыл,
Зашумели ключи весенние
Драгоценных душевных сил.
Дело доброе не забудется
И наказан будет злодей
До поры, пока сердцу чудится
Танец маленьких лебедей.

М. Алигер

«Танец маленьких лебедей» из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».

10-й чтец. Научиться слушать и понимать серьезную музыку сложно. Это процесс творческий, требующий от человека напряжения всех душевных сил.
«Как радостно, – писал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, – что музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, пробуждает представления, навеянные красотой музыкальных образов... Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное воспитание ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности».

11-й чтец.

Яникогда не понимал
Искусства музыки священной,
А нынче слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.
Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.
Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным,
То для меня мечта поет
И веет таинством прекрасным.

А. Блок.

Звучит «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Учитель музыки. Растаяли в тишине последние звуки прекрасной мелодии музыки П.И. Чайковского. Подошло к концу наше свидание с музыкой. Приглашая вас в музыкальную гостиную, мы мечтали показать вам светлую тропинку в мир прекрасного. Этот мир безбрежен, как океан.
Впереди у вас целая жизнь. Будьте пытливы, настойчивы, любознательны. Сохраните в своих сердцах любовь к музыке, и она откроет вам свои тайны. Всего вам доброго, дорогие друзья!

Литература:

  1. Бернстайн Л. Музыка всем. – М., 1978.
  2. Великие музыканты Западной Европы. – М., 1982.
  3. Воронцов В. Служение музам. – М., 1981.
  4. Галицкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. – М., 1978.
  5. Кремнев Б. Бетховен. – М., 1961.
  6. Морозов. Бах. – М., 1975.
  7. Португалов П.К. Серьезная музыка в школе. – М., 1980.
  8. Эрио Э. Жизнь Бетховена. – М., 1960.
  9. Я познаю мир (Культура). – М., 1996.

Приложение 1