М.В. Ломоносов. "Я буду возрастать повсюду славой…"

Разделы: Внеклассная работа


Методическая цель: показать методику проведения классного часа с использованием активных форм и методов обучения с использованием ИКТ.

Цели:

  • формирование представлений о деятельности М.В. Ломоносова в разных областях науки и искусстве.
  • развитие познавательного интереса, творческих способностей, повышение интеллектуального  уровня студентов.
  • воспитание чувства гордости за свою страну.

Форма проведения: групповая, информационно – познавательная.

Оформление и оборудование: фотоколлаж из снимков, книг о М.В. Ломоносове; карты-задания; мультимедийный проектор, клей, бумага, кисточки, акварельные краски; одежда для сценки, оборудование и реактивы для демонстрации опыта.

План классного часа:

I. Организационный момент.
Взаимное приветствие.
II. Вступительное слово классного руководителя.
III. Информационный материал.
1. Биография М.В. Ломоносова.
2. Ломоносов – поэт.
3. Ломоносов – лингвист.
4. Ломоносов – астроном.
5. Ломоносов – художник.
6. Ломоносов – химик.
7. Стихотворение о Ломоносове.
IV. Подведение итогов.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Не бездарна та природа,
не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных, то и знай, –
Столько добрых, благородных,
Сильных любящих душой …

Н.А.Некрасов

Вступительное слово классного руководителя.

19 ноября вся Россия отмечала 300 летие со дня рождения  Михаила Васильевича Ломоносова. В ознаменование 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова, 2011 г. по решению ЮНЕСКО в области науки, образования и культуры назван годом Ломоносова.
Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист. Он вошел в науку как первый химик, который дал физической химии определение. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, реформатор (утвердил основания современного русского литературного языка), художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Ломоносов разработал проект Московского университета, впоследствии названого в его честь. Действительный член Академии наук и художеств (адъютант физического класса с 1742 г., профессор химии с 1745 г.), статский советник, почетный член Стокгольмской и Болонской академии наук.

Биография М.В. Ломоносова

Выступление студента.

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября (19 – по новому стилю) 1711 года в деревне Мишанинской, Архангельской губернии, расположенной на Курострове в дельте Северной Двины, вблизи Холмогор которые до возвышении Архангельска были центром Поморского края.
Отец Ломоносова Василий Дорофеевич был зажиточным крестьянином – помором. Василий Дорофеевич был известен всей округе, человек состоятельный, он одним из первых на Севере приобрел морское судно с двумя мачтами – гукор. Он оснастил судно так, как это делали голландские моряки. Василий Дорофеевич занимался не только рыбным промыслом, но также гукор использовал для перевоза товаров.

Выступление студента.

Мать Ломоносова – Елена Ивановна Сивкова – была из семьи дьякона соседнего Николаевского Матигорского прихода.
Михаил был их единственным сыном. Михайло рос здоровым и сильным мальчиком, сообразительным и любознательным. С 10 лет он, как все поморские мальчики, уходил на промысел в море. Но «дивное устройство окружающей природы» волновало его, хотелось учиться, поглощать жажду знаний.
Без грамоты было невозможно вести дела, поэтому Василий Дорофеевич поручил своего сына заботам дьячка приходской Димитриевской церкви Сабельникова. Обучившись грамоте, Михаил пристрастился к чтению. Первыми книгами, по которым учился Ломоносов, были: «Арифметика» Магницкого, «Грамматика» Смотрицкого, «Псалтырь» Симиона Полоцкого.

Инсценирование:

Роли: Отец Василий Дорофеевич, мачеха, Михайло.

Михайло читает книгу, Василий Дорофеевич за столом сидит, мачеха возле стола стоит. Холодными злыми глазами следит мачеха за Михайло и шепчет:

Мачеха: Уж больно ласков с ним ты отец, советуешься как с разумным, а что  толку-то с этого книгочея. Ни по хозяйству, ни на пожню. К чему эти книги нам? Мужичье ли дело? На парне воду возить да пни корчевать, вон какой в 19 лет вымахал. А он почитывает!

Отец, обращаясь к Михайло, доброжелательно.

Отец: Ты бы, Михайло, в самом деле, бросил книги. Делом заняться пора! Мы с матерью и невесту тебе подыскали.  Девка статная, загляденье, и не из бедных.

Мачеха уходит. Михайло обращается к отцу.

Михайло: Раз уж замешалась в это дело мачеха, добра от нее не жди, поедом она меня есть будет, а я жениться не хочу. Отец, я учиться хочу узнать все то, на что равнодушные люди, глаза закрывают.

Выступление студента.

Не надеясь на согласие отца, он совершил путешествие втайне от него. В конце 1730 г. Ломоносов с рыбным обозом отправился в Москву. Обоз шел около трех недель. В конце декабря подошли к Москве. В Москве Ломоносов поступил учиться в лучшее по тем временам учебное заведение Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Чтобы поступить туда, Ломоносову пришлось пойти на обман: скрыть свое крестьянское происхождение и выдать себя за дворянского сына.  Весь курс Академии, рассчитанный на 12 лет, Ломоносов закончил за 5 лет!

Выступление  студента.

В конце 1735 года в Московскую Академию пришел приказ – отправить 20 наиболее способных к наукам учеников в Петербург для обучения при Академии наук. Среди них был и 24-летний Михайло Ломоносов. В сентябре 1738 года Ломоносов для продолжения учебы был послан за границу. В общей сложности за рубежом Ломоносов прослушал курсы по 16 научным дисциплинам.

Слово  классного руководителя.Мы рассмотрим разные области науки, которыми занимался Михаил Васильевич Ломоносов.

Ломоносов – поэт

Слово  классного руководителя.

Поэт Ломоносов воспевал в своих произведениях любовь к родине, науке, людям. Прослушайте стихотворение Ломоносова. «Я знак  бессмертия себе воздвигнул»

Выразительное чтение студента.

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордится праведной заслугой, муза,
Увенчанной главу дельфийским лавром.

Творческое задание.

Группам вручаются листы с отрывками из оды. В «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года» нужно вставить пропущенные слова.

Когда на … она вступила,
Как вышний подал ей … ,
Тебя в Россию возвратила,
… поставила конец;
Тебя, прияв, облобызала:
Мне полно тех …, сказала,
Для коих крови … ток.
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не … .
На целый запад и восток.

(трон, венец, войне, побед, льется, меняюсь)

Ломоносов – лингвист

Слово  классного руководителя.

Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писаных … (М.В. Ломоносов)
М.В.Ломоносов много сделал для русской науки. Он устанавливает полную самостоятельность живого русского языка от церковно-славянского, освобождает литературный язык от застарелых форм, подвергает специальному строго научному изучению законы и формы языка. И прежде всего он добился того, чтобы обучение в Академии велось на русском языке, а не на латыни, как было прежде.
Он ввел множество научных терминов. Вот слова, которые впервые употребил Ломоносов: созвездие, атмосфера, квадрат, диаметр, горизонтальный, кислота, полнолуние, градусник, и т.д..    

Творческое задание.

Мы проверим, знаете ли вы устаревшие слова, встречающиеся в произведениях Ломоносова.

Группам вручаются листы с вопросами, нужно выбрать правильный ответ.

1) У желны

а) 2 ноги;
б) 4 ноги;
в) 6 ног.

(Желна – это дятел. 2 ноги.)

2) Что такое ланиты:

а) ткань;
б) цветы;
в) щеки?

(Щеки.)

3) Покажите длань:

а) нога;
б) рука;
в) голова.

(Длань – рука, ладонь.)

4) Вран – это:

а) враг;
б) врун;
в) ворон.

(Ворон.)

5) Пестун – это:

а) палец;
б) наставник;
в) пистолет.

(Наставник.)

6) Клобук носят:

а) на голове;
б) на шее;
в) в кармане.

(Клобук – высокий монашеский головной убор с покрывалом.)

7) Что делали крестьяне, когда орали: 

а) кричали;
б) пахали;
в) пели?

(Орать (орати) – пахать.)

8) Простоволосый значит:

а) без кудрей;
б) без волос;
в) без шапки.

(Простоволосый – с непокрытой головой.)

9) Покажите десницу:

а) правая рука;
б) десно;
в) зарница.

(Правая рука.)

Ломоносов – астроном

Слово  классного руководителя.

Уста премудрых нам гласят,
Там разных множество светов,
Несчетны солнца там горят
Народы там и круг веков.

     (М.В. Ломоносов)

Ученым того времени поверхность Солнца представлялась твердой и раскаленной. Ломоносов еще задолго до открытия спектрального анализа, поразительно верно описал поверхность Солнца и процессы, происходящие на нем. Одним из важных событий Ломоносова было открытие атмосферы на планете Венера. Он писал: «По сим примечаниям, планета Венера окружена знатной воздушной атмосферой, таковой (лишь бы не большею), каковая обливается около нашего шара земного».

Выразительное чтение  студента.

Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к Солнцу бренно наше око
Могло приблизившись воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

Выступление студента.

Прохождения Венеры по диску Солнца чрезвычайно редки. Каждые 243 года повторяются 4 прохождения: два зимой (через 8 лет), затем долгий промежуток в 121,5 год, и ещё два летом (опять через 8 лет). Например, предыдущие зимние прохождения произошли 9 декабря 1874 года и 6 декабря 1882 года. Недавнее прохождение случилось в 2004 году, 8 июня, а следующее состоится 6 июня 2012. Последующие прохождения будут только в 2117 и 2125 годах, опять в декабре.

Творческое задание.

Определить на рисунке Большую Медведицу.

Ломоносов – художник

Слово классного руководителя.

Вертясь, Стеклянный шар дает удары с блеском,
С громовым сходственны сверканием и треском!
Дивился сходству ум; но, видя малость сил,
До лета прошлого сомнителен в том был… (М.В. Ломоносов)

Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным материалом.
Ломоносов разработал теорию цветов, методы отливки и шлифовки смальты и, наконец, стал сам художником, так как мастеров-мозаичистов у нас не было.

Выступление  студента.

Самая известная мозаичная работа Ломоносова — “ Полтавская баталия “ — составлена из столбиков смальты толщиной всего 1-6 мм и длиной 5 см. Полтавская баталия, грандиозное настенное мозаичное полотно, задумана М.В. Ломоносовым как часть серии мозаик для внутреннего убранства Петропавловского собора, прославляющих деяния Петра I. Мозаика огромна (309,764 кв. м). Она состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, набранных и укреплённых на плоском медном подносе весом 80 пудов (1280 кг). Ломоносов работал над этой мозаикой с семью помощниками.

Творческое задание. Составить «мозаику». (Портреты заранее разрезаны.)

Ломоносов – химик

Слово классного руководителя.

 «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…
Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся – везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания».

М.В.Ломоносов

В своей лаборатории Ломоносов вел большую исследовательскую и научно-техническую работу, производил анализы минералов и образцов руд, солей; изобрел фарфоровую массу.
Ломоносов был создателем многих химических производств (неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора). Доказывал органическое происхождение нефтей, каменного угля, торфа и янтаря. Им описаны процессы получения железного купороса, меди из медного купороса, серы из серных руд, квасцов, серной, азотной и соляной кислот.

Выступление  студента.

Ломоносовым было написано много книг, касающихся химии: “Элементы математической химии” (1741 г.), “О слоях земных” (1742 г.), “Рассуждение о причинах теплоты и холода” (1744 г.), “Слово о пользе химии” (1751 г.), “Слово о пользе стекла” (1752 г.) и многие другие.
Он первым дал правильное понятие о рудных жилах (скоплениях рудных залежей на поверхности или в недрах земли) и их возрасте. Причину происхождения руд он видел в деятельности подземных сил, в последствиях извержений вулканов.

Демонстрация опыта «Вулкан»

Подведение итогов

Выразительное чтение студента (стихотворение «О, вы, которых ожидает…».)

О Ломоносов, бог познанья!
Мы отдаём тебе признанья.
Ты наш учёный, наш поэт,
Наш первый университет.
Достойны ль мы хвалу взносить
Тебе, о Человек, деянья чьи
Так велики и так могучи,
Сравниться с ними даже кручи
Гигантов-гор не смеют.
Нет, ты не бог,
Не наделён божественной ты властью.
Но разумом божественных высот достиг,
О Человек, что испытал всё и проник.
Ты умер, но деяния твои живут.
И будут помнить их не один век.
И люди память твою свято чтут.
О гений, ты — чудо-Человек!

                           (Н.Бутерина из оды Ломоносова «О, вы, которых ожидает…».)

Заключительное слово классного руководителя.

Михаил Васильевич Ломоносов скончался в Петербурге 4 апреля 1765 года на 54 году жизни. Похоронили его на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры. За две недели до смерти он написал: « Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества, для приращения наук и для Академии…».
Имя Ломоносова увековечено в названиях многих географических объектов на суше, в океанах и в космосе.
Достижения Ломоносова в астрономии отмечены присвоением его имени малой планете и кратерам на Луне и Марсе.
Во многих городах России есть улицы имени Ломоносова, в том числе и  нашем поселке.

Приложение 1