Культура Древнего Египта

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Образовательная: познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой, медициной, письменностью.
  • Развивающая: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты.
  • Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Учебное оборудование:

  • карта «Древний Восток «Египет»;
  • мультимедиопроектор;
  • видеофильм  «Древний Египет»;
  • рабочая тетрадь № 1;
  • компьютер;
  • учебник «История Древнего мира» 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний по теме «Древний Египет»

– Урок истории. На столе учебник, тетрадь. В течение урока буду наблюдать, кто самый активный, организованный, любознательный.
– Сегодня на уроке  мы продолжим изучение культуры Древнего Египта, а значит перед нами две задачи:

1. Узнать, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались?
2. Каковы достижения египтян?

(Презентация, слайд с планом урока открывается)

План урока.

1. Возникновение научных знаний.
2. Достижения египтян
Давайте вспомним про Египет, его географическое положение, а поможет нам карта,
–   Откройте страницу 33 учебника,
– Откройте тетрадь, запишите число, тему урока «Научные знания и письменность в Египте».
– Выполните самостоятельно задание в тетради, запишите только те слова, которые надо вставить, т.е. пропущенные (возможен устный вариант).
–  Поставьте цифру 1и запишите слова, пропущенные в первом предложении.
Презентация. Слайд 2 (текст на слайде, читаю предложения с пропущенными словами),
–  Проверим выполнение задания.

2. Зная, где находится Египет, вспомните, какое население жило в Египте, и распределите представителей египетского общества в определённом порядке в виде пирамиды.
Презентация. Слайд 3 (пользуются дидактическими материалами )

ФАРАОН – (кто такой?) повелитель египтян
ЖРЕЦ – слуга бога (каковы его обязанности?)
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЧИНОВНИКИ – (а это кто такие?, вельможи (каковы их обязанности?
КРЕСТЬЯНЕ – земледельцы, ремесленники (каковы их основные занятия?) они трудились
РАБЫ – а они откуда появились, при каких обстоятельствах попадали в рабство?
– С какой целью совершали военные походы?
– Как были вооружены египетские воины?
– Из каких стран привозили рабов?
– Молодцы, вы показали хорошие знания при ответах, но давайте узнаем о научных знаниях египтян.

III. Изучение новой темы по плану

В Египте получили развитие многие науки. Какие же это науки, ответ поможет дать решение задачи: фараон повелел выстроить для себя дворец на берегу Нила, в тени пальмовой рощи. Строители
собрались на совет, чтобы высчитать, сколько понадобится кирпичей для дворца его величества; сколько крестьян и рабов надо согнать на строительство; сколько времени будет продолжаться строительство.
– Какие знания, в какой области науки необходимы для решения задачи (по математике)?

Презентация. Слайд 5

Матеьатика

(прочитать, для чего была необходима математика: помогала в архитектуре, торговле, астрономии.)

Учитель:именно в Египте зародилась наука

Геометрия

Докажите, что знания по математике нужны строителям (строительство каналов, храмов, пирамид).
– Попробуем решить древнеегипетскую задачу на странице 35 № 41в рабочей тетради (даю 2-3 минуты).
– Дома закончите, а сейчас узнаем, какие ещё науки возникли? (Презентация. Слайд  6)

Астрономия – наука о звёздах и планетах (запишите).

Рассказ о науке  и календарях

Астрономия

Презентация. Cлайд 7

Календари

Древнеегипетский год  – 10 дней = 1 неделя

Презентация. Слайд 8

Ещё в глубокой древности у египтян появилась наука – медицина, а помог обычай. Вспомните, что делали с телом умершего? (Бальзамировали)

Медицина и её специализация

Следующая наука архитектура – это искусство возводить здания.

(Пока пишут включить телевизор)

– Какие архитектурные здания (сооружения) Египта знаете? (Пирамиды, храмы).
– А теперь внимание на экран – смотрите и слушайте внимательно фрагмент о научных знаниях.  (Будут вопросы)
– Кто был хранителем знаний? (Жрец)
– Смотрю до бальзамирования и выключаю.
– В Египте было много грамотных людей. Именно у египтян появились первые образцы письменности – их два вида.
_ Сначала это знаки для письма в виде рисунков, а вообще эта письменность известна под названием иероглиф.
Презентация. Слайд 4
– Древнеегипетское письмо очень трудное, 750 значков, 24 согласных, были двугласные знаки, передавали сочетание двух, трёх согласных.
– Писали на папирусе (рассказ о материале). Трудно писать, но все стремились к грамоте, хотели учиться.
– Как учили в школе? (Страница 63-64 учебника, читают)
– Рассказ «Конспекты Несмеловой» страница 202-203.
– Смотрим фрагмент о письменности.
– Как думаете, кому легче учиться грамоте – российскому школьнику или древнеегипетскому мальчикам?
– Почему умеющий читать и писать был настоящим мудрецом?
– Какими достижениями пользуемся?

IV. Закрепление

– Какие науки появились в Египте? Как называлось письмо в Египте? Чему учились в школе? В чём загадочность письма?

V. Итог

Что изучали, что узнали. Выставление оценок с комментированием учителя.

VI. Домашнее задание: параграф 12 читать, пересказывать, задачу закончить в  рабочей тетради № 38