Цели:
- Образовательная: познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой, медициной, письменностью.
- Развивающая: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты.
- Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.
Учебное оборудование:
- карта «Древний Восток «Египет»;
- мультимедиопроектор;
- видеофильм «Древний Египет»;
- рабочая тетрадь № 1;
- компьютер;
- учебник «История Древнего мира» 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний по теме «Древний Египет»
– Урок истории. На столе учебник, тетрадь. В
течение урока буду наблюдать, кто самый активный,
организованный, любознательный.
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение
культуры Древнего Египта, а значит перед нами две
задачи:
1. Узнать, какие научные знания возникли в
Древнем Египте, как и где использовались?
2. Каковы достижения египтян?
(Презентация, слайд с планом урока открывается)
План урока.
1. Возникновение научных знаний.
2. Достижения египтян
Давайте вспомним про Египет, его географическое
положение, а поможет нам карта,
– Откройте страницу 33 учебника,
– Откройте тетрадь, запишите число, тему урока
«Научные знания и письменность в Египте».
– Выполните самостоятельно задание в тетради,
запишите только те слова, которые надо вставить,
т.е. пропущенные (возможен устный вариант).
– Поставьте цифру 1и запишите слова,
пропущенные в первом предложении.
Презентация. Слайд 2
(текст на слайде, читаю предложения с
пропущенными словами),
– Проверим выполнение задания.
2. Зная, где находится Египет, вспомните, какое
население жило в Египте, и распределите
представителей египетского общества в
определённом порядке в виде пирамиды.
Презентация. Слайд 3
(пользуются дидактическими материалами )
ФАРАОН – (кто такой?) повелитель египтян
ЖРЕЦ – слуга бога (каковы его обязанности?)
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЧИНОВНИКИ – (а это кто такие?,
вельможи (каковы их обязанности?
КРЕСТЬЯНЕ – земледельцы, ремесленники (каковы их
основные занятия?) они трудились
РАБЫ – а они откуда появились, при каких
обстоятельствах попадали в рабство?
– С какой целью совершали военные походы?
– Как были вооружены египетские воины?
– Из каких стран привозили рабов?
– Молодцы, вы показали хорошие знания при
ответах, но давайте узнаем о научных знаниях
египтян.
III. Изучение новой темы по плану
В Египте получили развитие многие науки. Какие
же это науки, ответ поможет дать решение задачи:
фараон повелел выстроить для себя дворец на
берегу Нила, в тени пальмовой рощи. Строители
собрались на совет, чтобы высчитать, сколько
понадобится кирпичей для дворца его величества;
сколько крестьян и рабов надо согнать на
строительство; сколько времени будет
продолжаться строительство.
– Какие знания, в какой области науки необходимы
для решения задачи (по математике)?
Презентация. Слайд 5
(прочитать, для чего была необходима математика: помогала в архитектуре, торговле, астрономии.)
Учитель:именно в Египте зародилась наука
– Докажите, что знания по математике
нужны строителям (строительство каналов, храмов,
пирамид).
– Попробуем решить древнеегипетскую задачу на
странице 35 № 41в рабочей тетради (даю 2-3 минуты).
– Дома закончите, а сейчас узнаем, какие ещё
науки возникли? (Презентация.
Слайд 6)
Астрономия – наука о звёздах и планетах (запишите).
Рассказ о науке и календарях
Презентация. Cлайд 7
Древнеегипетский год – 10 дней = 1 неделя
Презентация. Слайд 8
Ещё в глубокой древности у египтян появилась наука – медицина, а помог обычай. Вспомните, что делали с телом умершего? (Бальзамировали)
Следующая наука архитектура – это искусство возводить здания.
(Пока пишут включить телевизор)
– Какие архитектурные здания (сооружения)
Египта знаете? (Пирамиды, храмы).
– А теперь внимание на экран – смотрите и
слушайте внимательно фрагмент о научных
знаниях. (Будут вопросы)
– Кто был хранителем знаний? (Жрец)
– Смотрю до бальзамирования и выключаю.
– В Египте было много грамотных людей. Именно у
египтян появились первые образцы письменности –
их два вида.
_ Сначала это знаки для письма в виде рисунков, а
вообще эта письменность известна под названием иероглиф.
Презентация. Слайд 4
– Древнеегипетское письмо очень трудное, 750
значков, 24 согласных, были двугласные знаки,
передавали сочетание двух, трёх согласных.
– Писали на папирусе (рассказ о материале).
Трудно писать, но все стремились к грамоте,
хотели учиться.
– Как учили в школе? (Страница 63-64 учебника,
читают)
– Рассказ «Конспекты Несмеловой» страница 202-203.
– Смотрим фрагмент о письменности.
– Как думаете, кому легче учиться грамоте –
российскому школьнику или древнеегипетскому
мальчикам?
– Почему умеющий читать и писать был настоящим
мудрецом?
– Какими достижениями пользуемся?
IV. Закрепление
– Какие науки появились в Египте? Как называлось письмо в Египте? Чему учились в школе? В чём загадочность письма?
V. Итог
Что изучали, что узнали. Выставление оценок с комментированием учителя.
VI. Домашнее задание: параграф 12 читать, пересказывать, задачу закончить в рабочей тетради № 38