ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Актовый зал украшен шарами, на стенах прикреплены изображения букв и иллюстрации к ним.
Под музыку дети заходят в зал и занимают свои места перед сценой лицом к зрителям.
Алеша.
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте
Родители, учителя!
Все мы такие разные,
А вместе – одна семья!
Маша.
Почему мы здесь, ребята, собрались все вместе?
От чего звучат стихи и поются песни?
В третьей четверти, друзья,
В школе праздник Букваря.
Мы прошли букварь до корки,
Нам по чтению «пятерки»!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
«Удостоверения»!
В том, что мы букварь прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей
И серьезных, и веселых
Всех своих учителей!
Первый класс первый раз
Пригласил на праздник вас.
Знают взрослые и дети,
И шахтер, и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый в школе класс.
Песня «Топ-топ». Музыка С.Пожлакова к песне «Топ-топ, топает малыш».
Слыхали радостную весть?
Мне скоро будет ровно шесть!
А если человеку шесть
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счетных палочек не счесть,
И он считать старается,
То, значит, он (вернее – я),
Он в школу собирается.
Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс:
Мама или я – Новиков Илья?
Наш букет уже готов.
Кто не спит из-за цветов?
Кто глядит чуть свет:
Не завял букет?
Мама или я – Новиков Илья?
Рассказала всем чужим:
– Скоро в школу побежим! –
Мама, а не я – Новиков Илья.
Перед первым сентябрем
Мама сбилась с ног:
– Ну-ка, книжки соберем!
Что на завтрак мы берем?
Не проспи, сынок!
Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс:
Мама или я – Новиков Илья?
Мы все надели форму школьную,
Пришли с букетами в руках,
Пришли счастливые, довольные
На праздник Первого Звонка.
А мамы, бабушки волнуются,
Нас, провожая в первый класс.
Цветы, цветы, цветы на улице.
Цветы у каждого из нас.
Первоклассник, первоклассник –
Нарядился как на праздник!
Даже в лужу не зашел,
Огляделся – обошел.
Уши вымыты до глянца,
Алый гриб на крышке ранца.
Да и сам он, как грибок, –
Из-под кепки смотрит вбок:
Все ли видят?
Все ли знают?
Все ль от зависти вздыхают?
Бегал в садике давно ли
Он за мыльным пузырем?
А теперь Сережа в школе,
Нынче встреча с Букварем!
Со стены, где спозаранок
Скачет зайчик золотой,
Смотрят ласково из рамок
Ломоносов и Толстой.
Смотрят прямо на Сережу
И как будто говорят,
Что они когда-то тоже
Начинали с букваря.
Песня «Мы теперь ученики». По стихам К.Ибряева. Музыка Г.Струве.
Букварь. Здравствуйте, первоклассники! Я ваш добрый друг БУКВАРЬ.
Я – Букварь, учу читать.
Меня никак нельзя не знать,
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в книжках есть про все, про все:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля,
Про космонавтов, к облакам
Летавших много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
Хочешь многое узнать –
Научись, малыш читать.
Ученик.
И зачем в школу идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас.
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать.
Букварь.
Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Грамотою не владеешь –
Подключаться толку нет:
Насмешишь ты целый свет!
Ученик.
Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
Букварь (показывая букву Р). Эту тоже?
Ученик.
Ну, а как же!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква «РЭ».
Буква Р.
Я не «РЭ», не «РЭ»,не «РЭ»,
Хоть пишусь я во ДВОРЕ.
Ты меня найдешь в ГОРАХ,
ТУНДРЕ, РЕЧКЕ, БЕРЕГАХ.
Рокочу я громким громом
И реву звериным ревом –
Вот тигриным, например.
Мое имя – буква «ЭР».
Букварь.
Да, читать – это полдела.
Потруднее написать.
Надо звуки, надо звуки,
Надо звуки различать.
Алфавит.
– Мы зовемся гласные, гласные.
– Ну а мы согласные с гласными.
– Обозначим твердость и мягкость им.
– Подчинимся полностью, зазвучим.
Ученик. Как это?
Букварь.
Смотри: образуем слово «РАД»,
Перестройтесь теперь в «РЯД»!
Ученик.
Ну, подумаешь он рад,
Что стоит со всеми в ряд!
Никакого нет труда,
Сложить слово – ерунда!
Букварь.
Тогда слово ты сложи
И уменье покажи.
Ученик.
Складывать всегда готов.
Соберу хоть сотню слов!
Букварь.
Образуй-ка слово «ЛЮК».
Прочитаем: это – «ЛУК».
(Дети хором читают слово по команде Букваря.)
Ученик. Как же ! Я произносил…
Букварь. А вот грамоту забыл!
Ученик.
Понял много я сейчас.
И пойду учиться в класс!
Многое узнаю,
Букварь прочитаю!
Маша.
Побежали скорей на урок!
Уже прозвенел звонок!
Песня «Первый раз в первый класс». Слова С.Якушиной, музыка С.Савенковой.
Нас встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая –
Подружек новых и друзей.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы буквари свои открыли,
Раскрыли чистую тетрадь.
Я на уроке первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс:
Вставать или садиться?
Мне говорят: «Иди к доске», –
Я руку поднимаю.
А ручку как держать в руке
Совсем не понимаю.
Я на уроке первый раз.
Теперь я ученица.
За партой правильно сижу.
Хотя мне не сидится.
– Кто-то где-то сделал парту
Для кого?
– Для меня!
– Начертили эту карту
Для кого?
– Для меня!
– Ручка, карандаш в пенале.
Для кого?
– Для меня!
– И звонок на перемене
Для кого?
– Для меня!
– Значит надо так учиться,
Значит надо так трудиться,
Чтобы людям не стыдиться
За кого?
– За меня!
Как сегодня мы довольны,
Обучаясь в нашей школе,
Мы ни капли не устали,
Много нового узнали.
Как садиться, как вставать,
Как с соседкой не болтать,
Как здороваться, прощаться,
Как с пеналом обращаться,
Как держать в покое руки –
Нет трудней для нас науки!
Теперь встаем мы каждый раз,
Когда учитель входит в класс.
Учитель спросит – надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Парта – это не кровать,
На ней нельзя сидеть, лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Желают очень наши дети
Знать все, все, все про все на свете,
Предметы точно называть
И ничего не забывать.
Но как запомнить буквы, звуки?
Эх, хорошо бы взять их в руки,
Погладить, вместе их собрать
И хорошенько поиграть!
Но видно это трудно слишком,
Ведь буковки живут лишь в книжках!
Но как запомнить? Их так много!
Конечно, в школе нам помогут.
Песня «Первое сентября». Слова Е.Румянцева, музыка К,Тугаринова.
Ровно в восемь тридцать,
Утром каждый раз,
Очень много школьников
Входят в первый класс.
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мне учиться очень нравится.
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь!
Выручайте, палочки,
Палочки-считалочки,
Становитесь по порядку
В мою первую тетрадку.
За строку не вылезать!
Спинку пряменько держать!
Что же вы не слушаетесь?
Что же плохо учитесь?
Что стоите как попало?
Мне опять за вас попало.
В школе прозвенел звонок,
Снова начался урок.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышны звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
С-с-с – змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш – шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж – шмели в саду жужжат.
Р-р-р – моторы тарахтят.
Дружат гласные с согласными,
Составляя вместе слог.
МА и ША, а вместе МА-ША
К нам явилась на урок.
Соединили мы два слова,
И предложение готово.
«Дождь идет. Гремит гроза.
Улетела стрекоза».
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем мы слова читать.
И постепенно, понемногу
Мы научились их писать.
Я чернилами сначала
Только палочки писала,
А теперь в букварь гляжу
Буквы смело вывожу.
Подрастет сестренка Маша,
Для нее куплю тетрадь,
Дам ей ручку, карандашик,
Усажу ее писать.
Ну-ка, милочка, пиши,
Да старайся, не спеши!
Песня «Урок». Слова К.Ивенсена, музыка Т.Потапенко.
Появляется Небосик. Здоровается с детьми.
Небосик. А где же Авосик? Опять, как всегда, опаздывает? Что на этот раз с ним приключилось?
(Появляется, спотыкаясь, Авосик. Шнурки на ботинках у него развязаны.)
Небосик. А, наконец-то! Ты не можешь не опаздывать даже в такой знаменательный день. Эх, ты! Поздоровайся с ребятами. А то, небось, забыл?
Авосик. Здравствуйте, ребята! Вы уж простите меня. Я опоздал не нарочно. Я очень торопился и, надев ботинки, не завязал шнурки. Авось и так сойдет! Побежал, да возле подъезда прямо в грязь и шлепнулся, в шнурках запутался! Пришлось домой возвращаться и переодеваться. Вот так!
Небосик.
Сегодня, друзья, мы сюда собрались,
Чтоб доброе слово сказать,
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час
Молчал, но учил вас читать.
Авосик.
У каждой девчонки и у мальчишки
Есть эта книжка – заветная книжка.
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книгу с названьем «БУКВАРЬ»!
(Авосик и Небосик выводят Букварь за руки.)
Букварь.
Только в школу вы пришли –
Встретились мы с вами.
Дни учебы потекли,
Стали мы друзьями
Научил я вас, ребята,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Вас сегодня не узнать!
Стали бойко вы читать.
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали.
И хочу сказать сейчас:
Очень рад,, друзья, за вас!
А где же мои помощники буквы? (Оглядывается по сторонам.)
Команда славная моя
Стройся в ряд от А до Я !
Гласные! – ЗДЕСЬ! –
Согласные! – ЗДЕСЬ! –
Буквы не обозначающие звуков! – … (Машут рукой.)
Алеша.
Буквы-значки, как бойцы на параде,
В четком равненье построились в ряд.
Маша.
Каждый в условленном месте стоит.
И называется он АЛФАВИТ!
Песня «Песенка-Алфавт». Слова Б.Заходера, музыка И.Брайловской.
Маша.
Что за город? Все поют!
Верно буквы в нем живут.
Алеша.
Даже музыка там льется!
Смех звучит, народ смеется!
Исполняется «Танец маленьких утят».
Букварь.
В этом граде Букваринске
Собралася вся семья:
Тридцать три родных сестрицы,
Буквы все от А до Я.
А сейчас я расскажу вам одну поучительную
историю. Слушайте и смотрите. Однажды не поладили
между собой буквы гласных и согласных звуков.
Разошлись они в разные стороны. Сбились буквы
согласных в кучку, хотели поговорить – и никак!
Кашлянули:
– КХ! КХ!
Чихнули:
– ПЧХ!
Хмыкнули:
– ХМ!
Зачем-то позвали кошку:
– КС, КС, КС!
И заскучали… Вдруг:
– ТС-С!
Показалось им, что кто-то где-то рыдает.
Прислушались согласные.
– А-А-А! О-О-О!
Кричали гласные. Они плакали как маленькие дети:
– УА! УА!
Аукали:
– АУ! АУ!
И тогда согласные крикнули, или, вернее, хотели
крикнуть, но у них получилось лишь невнятное
бормотание:
– БДМ! ВСГД! ВМСТ!
И услышали радостное, но такое же непонятное:
– У-Е, Е-А, Е-Е!
Заключили буквы мир, снова стали рядом и внятно
сказали:
– БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!
И с тех пор больше никогда не разлучались верные
друзья!
Песня «С нами друг». Слова Н.Соловьевой, музыка Г.Струве.
Алеша.
Ты эти буквы заучи,
Их в алфавите тридцать три,
Ведь для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Маша.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку,
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Алеша и Маша.
Тебе в чудесные края
Откроют путь от А до Я!
Выходит вперед буква Я и начинает хвастаться.
Я.
Посмотрите на меня,
Разве я не хороша?
Не худющая, как А,
И не толстая, как Ш!
Ножку вправо отведу
К букве я соседней,
Не хочу теперь в ряду
Я стоять последней.
Книжка первая моя,
Пожалей ты букву Я,
Разреши минут хоть пять
Первой в азбуке стоять.
Букварь.
Ай, ай, ай, мне очень стыдно
И за Алфавит обидно.
Как ты можешь, буква Я,
Подводить сейчас меня?
В Алфавите, всем известно:
Хвастунишкам тут не место.
Знают буквы все отлично:
Якать просто неприлично.
Буквы людям все нужны,
Этим буквы и дружны.
Дело тут совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Исполняется танец букв «Полька» под музыку песни «Добрый жук» ( к/ф «Золушка»).
Алеша.
Буквы, сядьте по местам.
Слушайте загадки
Как махну я вам рукой,
Скажете отгадки.
– Айболиту вы сперва,
Рот открыв, поете… (А)
– Давно известно детям всем:
Корова знает букву… (М)
– На одной стоит ноге,
Любят гуси букву… (Г)
– Целый час жужжит уже
На цветочке буква … (Ж)
– Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква … (Ы)
– Безголосый он добряк,
Все смягчает… (Ь)
Маша.
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
– Буква первая, друзья,
В алфавите – это… (А)
– Кусок от бублика я съел,
И получилась буква… (С)
– Видим мы в Москве метро,
А над входом букува… (М)
– Слово вкусное УХА
Начинается на… (У)
– Это вовсе не вранье
Звука нет у буквы… (Ь, Ъ)
– Последняя, совсем в конце,
В алфавите буква… (Я)
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать!
Не надо бабушку трясти:
– Прочти, пожалуйста прочти!
Не надо умолять сестрицу:
– Ну, прочитай еще страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Тридцать три богатыря
К нам пришла сюда не зря.
Изучая их секреты,
Ты на все найдешь ответы.
Знаем, кто уроки учит,
Ключик золотой получит.
С ним в мир знаний, ты поветь,
Ты всегда откроешь дверь.
Песня «Азбука». Слова З.Петровой, музыка А.Островского.
Учитель. Молодцы, первоклассники! Хорошо вы потрудились на уроках обучения грамоте и письма! Вы сделали первый и очень важный шаг в бескрайней Стране Знаний. Так держать! А сейчас, я предоставляю слово для приветствия гостям нашего праздника…
Беру букварь в последний раз,
Несу букварь в просторный класс.
И дорогому букварю
Я говорю: БЛАГОДАРЮ!
Ты – книга первая моя,
Теперь читать умею я.
На свете много книжек есть.
Все книги я смогу прочесть!
Авосик. Вот настал момент прощанья.
Небосик. Будет краткой наша речь.
Авосик и Небосик.
Говорим вам до свиданья!
До счастливых новых встреч!
Звучит музыка.