Цель: Закрепить произношение звука «Ж» в слогах и словах.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- уточнение артикуляции звука [Ж];
- автоматизация звука [Ж] в слогах, словах;
- закрепление умения согласовывать существительные единственного числа с прилагательными;
- упражнение в грамматически правильном построении фразы из отдельных слов;
- формирование навыка самоконтроля за собственной речью.
- Коррекционно-развивающие:
- развитие интонационной окраски речи;
- развитие фонематического слуха;
- продолжение работы над развитием мелкой моторики, внимания, памяти.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитание самоконтроля за речью, самостоятельности и активности в течение всего занятия;
- воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Оборудование: зеркала, ковролин, живые цветы – розы, игра «Цветочная полянка», игра «Эхо», игра «Домики для звука», картинный материал по теме занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Логопед: Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся на волшебную цветочную полянку. Для этого нужно отгадать загадку:
Я живу, не тужу
Все над ухом жужжу
И детишек бужу.
Кто это?
Дети: Жук.
Логопед: Правильно. Вот сейчас, я взмахну волшебной палочкой, и мы с вами превратимся в жуков. Каких жуков вы знаете?
Дети: Божья коровка, Майский жук, жук Солдат.
Логопед: Правильно, молодцы. Но чтобы превратиться в жуков, надо произнести волшебные слова.
Дети:
Жу-жу-жу
Жо-жо-жо –
Жы-жы-жы –
Жа-жа-жа
Превратились мы в жука.
Логопед: В кого мы превратились?
Дети: В жука.
Логопед: Что губки делают, когда вы произносите звук «Ж»?
Дети: Губки округляются и немного вытягиваются в трубочку.
Логопед: А зубки на что похожи?
Дети: На заборчик.
Логопед: Как держим язычок?
Дети: Чашечкой.
Логопед: А как еще можно сказать?
Дети: Похож на листочек, загнутый ветром вверх.
Логопед: Молодцы, правильно. Покажите, пожалуйста, форму язычка ладошкой. (Дети показывают)
Логопед: Голосок поет или спит?
Дети: Поет.
Логопед: А как мы можем проверить?
Дети: Поднести ладошку к подбородку и произнести звук «Ж».
Логопед: И сейчас все жуки полетят на цветочную поляну в страну «Жу-Жу». В этой стране живет королева жучков. Если нам повезет, мы ее встретим. Расправили свои крылышки и полетели.
(Дети имитируя полет жука под муз.сопровождение Римского-Корсакова «Полет шмеля», подбегают к живым цветам, расположенным на столе в углу группы).
Логопед: Посмотрите, сколько цветов! Жучки любят цветы. Они питаются цветочной пыльцой. Давайте мы покажем, как жуки нюхают цветы.
(Дети вдыхают через нос и выдыхают через рот)
Логопед: Ой, посмотрите, вы носики свои испачкали пыльцой. Давайте сдуем ее со своих носиков.
Дети выполняют дыхательное упражнение «Фокус». (рис.1)
Логопед: Вот и чистенькими стали ваши носики. Полетели дальше!
(Под музыкальное сопровождение Римского-Корсакова «Полет шмеля» логопед с детьми подбегают к столу, на котором расположены зеркала).
Логопед: Я предлагаю вам выполнить артикуляционную гимнастику для язычка.
Логопед:
1) Покажите свой длинный язычок (рис. 2).
2) Покачайте его на качелях (рис. 3).
3) Поедим вкусное варенье.
4) Попьем чаю, упражнение: «Чашечка» (рис. 4)
(Дети делают артикуляционную гимнастику)
Логопед: Летим дальше!
(Под муз. сопровождение Римского-Корсакова «Полет шмеля» логопед с детьми подбегают к столу, на котором вниз картинкой лежат карточки).
Логопед: Мы летали и нам стало жарко (жарко-жарко-жарко)…Ребята, снами Эхо играет. Давайте и мы с ним поиграем. Надо взять карточку, внимательно посмотреть на картинку и назвать её сначала громко, потом тише и ещё тише.
Игра «Эхо», слова: жало, жук, жаба… (рис. 5)
Логопед: Молодцы! Вы все справились с заданием! Посмотрите, какой необычный цветок вырос на полянке!
Дети подходят к ковролину, на котором расположен цветок «Ромашка». В середине цветка карточка с изображением буквы «Ж», рядом лежат картинки, в названиях которых есть звук «Ж». Дети берут по одной картинке и называя её, прикрепляют к лепестку. Логопед оказывает помощь детям в подборе прилагательных (рис. 6)
Логопед: Цветок, какой?
Дети: Желтый.
Логопед: Жаба, какая?
Дети: Зеленая.
(Прилагательные подбираются к каждой картинке. Дети стараются ответить небольшой фразой – желтый цветок, зелёная жаба и т.д.)
Логопед: Молодцы! Посмотрите, какой у нас получился цветок! А вы знаете игру «Алые цветочки»?
Пальчиковая гимнастика
Наши алые цветки ( Руки в кулачках,)
Распускают лепестки. (раскрываются «пальчики»,)
Ветерок чуть дышит ( дуем на ручки,)
Лепестки колышет. ( ладошки из стороны в сторону качаем,)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки. (пальцы сжимаются в кулачки,)
Головой качают ( качают кулачками из стороны в сторону,)
Тихо засыпают. ( кулачки соединить).
(Из-за ширмы появляется Королева жуков)
Королева: Кто вы такие?
Логопед: Мы жучки, путешествуем по цветочной поляне.
Дети представляются: Я – Божья коровка. Я – Майский жук. Я – Жук-солдат.
Логопед: А кто вы такая?
Королева жуков: Я королева этой цветочной. А играть вы любите?
Дети: Да.
Королева: Тогда поиграем в игру «Домики для звука». Я даю вам картинки со звуком «Ж», а вы должны разложить их по домикам (начало, середина, конец).
(Дети выполняют задание) (рис. 7)
Королева: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!
Логопед: Ребята, давайте сейчас отдохнём и разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимать-разжимать пальцы в кулаки.)
Насекомых надо знать: (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим).
Муха, бабочка, пчела, (Поочерёдно сгибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки).
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок..
И у каждого шесть ног! (Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв вверх большой палец – показать шесть пальцев) (рис. 8)
Королева: Молодцы, жучки, я долго за вами наблюдала. Вы все задания выполнили на «отлично». Вот вам за это призы. А теперь нам пора прощаться. До свидания.
(Королева раздает детям листы с изображением насекомых для разукрашивания)
Логопед: Вот наше путешествие закончилось. Пора возвращаться домой. Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы опять превратимся в детей. Раз, два, три – в детей нас преврати.
Логопед: С каким звуком мы сегодня
путешествовали?
– В кого мы превращались?
– Какие игры вам понравились?
– Кого мы встретили на своем пути?
– Что вам подарила Королева жуков?
– Мы сегодня вечером их раскрасим и оформим
выставку рисунков.
Использованная литература:
- И.В.Баскакина, М.И.Лынская. Логопедические игры. М., 2007.
- Е.А.Левчук. Музыка звуков.СПб. «Детство-Пресс» 2004.
- Г.А.Османова. Новые игры с пальчиками. КАРО, 2008.