Цель: Познакомить с процессами физической т химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов.
Задачи:
- Обучающая: дать понятие муцин, лизоцин, амилаза, пульпа, состав слюны и ее регуляция, познакомить с видами зубов, их строением, химической и физической обработкой пищи.
- Развивающая: развивать логическое мышление, умение составлять аналитическую таблицу, делать записи и выделять главное при объяснении, навыки практической работы.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к зубам и всей ротовой полости, правильного ухода за ними.
Оборудование:
- Таблица “Строение зубов”;
- Инструктивные карточки;
- Зеркало;
- Тестовое задание;
- Схемы зуба;
- Словарные слова.
Основное содержание:
Рассказ учителя.
1. Любой организм связан со средой через пищу. Эта необходимая или, как говорил И.П. Павлов, существенная связь. Не один раз в день, мы оставляем все свои дела, чтобы поесть. Пища не только источник энергии, необходимой для деятельности человека, но и материал для его роста и развития. В процессе пищеварения пища превращается в вещества, которые поступают в кровь. И.П. Павлов следующими словами выразил сущность пищеварения. “Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается известной механической и, главным образом химической обработке и через бесчисленные боковые ворота переводится в магазин тела. Кроме основной линии учреждений, по которой движется сырой материал, имеется ряд боковых химических фабрик, которые готовят химические реактивы для соответственной обработки сырого материала”.
Как вы можете объяснить слова И.П. Павлова о сущности пищеварения?
Длительный путь со сложной обработкой проходят продукты питания, прежде чем питательные вещества оказываются подготовленными для поступления в кровь. Весь путь пищевые массы у здорового человека совершают за 1–2 суток.
2. Процесс пищеварения начинается в ротовой полости. Различные органы ротовой полости: губы, язык, зубы – органы речи, язык еще и орган чувств. Зубы и язык выполняют механическую функцию дробления пищи.
А какова же история развития зубов?
Сообщения обучающихся.
3. У взрослых людей 32 зуба. Начертите таблицу. В результате выполнения практической работы мы с вами должны заполнить эту таблицу. Возьмите в руки зеркало и улыбнитесь. Я говорю, а вы подтверждаете мои слова, смотрите на зубы и язычком считаете, записываете в таблицу.
Типы зубов.
№ п/п | Название | Количество | Строение | Функция |
1 | Резцы | 4(8) | Плоские | Откусывание |
2 | Клыки | 2(4) | Заостренные | Откусывание |
3 | Коренные малые | 4(8) | Тупые | Пережевывание |
4 | Коренные большие | 6(12) | тупые | Пережевывание |
Проверяем заполнение таблицы. Одинакова ли форма зубов, почему?
4. Строение зуба. Перед вами лежит схема зуба, по ходу моего объяснения записываете название части зуба на схеме.
Каждый зуб сидит в глубокой ячейке десен. Видимая часть зуба называется коронкой. Она покрыта богатой неорганическими солями тканью т– эмалью. В ней нет клеток и нервных окончаний. Здоровая эмаль желтовато-белого цвета. Вся костная масса зуба под эмалью состоит из дентина примерно такого же состава и прочности, как и обычная кость. Прочность дентина близка к прочности чугуна. Она зависит от минеральных солей. Но в растворе соляной кислоты зубы смягчаются, теряя минеральные соли. Дентин – это живая ткань (по составу он схож с костью, но не так порист) дентинные клетки обеспечивают жизнь зуба. Если эти клетки связаны с нервами и сосудами, они выделяют в дентин и удаляют из него соли Са. Внутренняя часть зуба полая – пульпа, заполняют полость кровеносные сосуды и нервы. Корень зуба покрыт другим костным веществом – цементом. Он похож на обыкновенную кость. Дентин, эмаль и цемент обеспечивают прочность зуба. Корень зуба окружен сетью нервных окончаний. Они воспринимают давление на зуб. Нервы губчатого вещества в полости зуба особенно чувствительны к температуре.
Проверка схемы.
Зуб – это живой орган с хорошей эмалевой защитой. Если она разрушается, в него проникают микробы, обильно населяющие ротовую полость. Они быстро разрушают дентин, губчатое вещество, обнажая чувствительные к боли нервы.
Сообщение обучающихся – “Здоровые зубы – здоровое тело”.
А вы знаете как нужно ухаживать за зубами?
5. В ротовой полости пища подвергается химическим и физическим воздействиям. Физические воздействия заключаются в размельчении, перетирании пищи, смачивании ее слюной и формировании пищевого комка. Размельчение пищи во рту происходит за счет жевательных движений. Сокращаются жевательные мышцы, которые перемещают нижнюю челюсть относительно верхней. Самые сильные в нашем организме жевательные мышцы развивают усилие до 400 кг. Например: цирковой гимнаст на трапеции удерживает силой этих мышц партнершу, которая сжимая в зубах гимнастический мундштук, свершает стремительные вращения. При движении челюсти зубы разрывают, размельчают и перетирают пищу. Размельченная во рту пища пропитывается слюной и принимает вид, удобный для глотания. Жевание – это акт рефлекторный. Люди принимают пищу, подготовленную кулинарной обработкой. Однако, тщательное пережевывание даже такой пищи – это необходимое условие нормальной деятельности организма и прежде всего, его органов пищеварения. Хорошо прожеванная пища быстро пропитывается слюной и другими пищеварительными соками и подвергается необходимой химической обработке.
Плохо пережеванная и проглоченная кусками пища может повредить слизистую оболочку глотки, пищевода, желудка и, кроме того, не может быть в полной мере обработана пищеварительными соками. Очень часто это ведет к различным заболеваниям желудка. Несмотря на то, что хорошо пережеванная пища находится у человека во рту в среднем 15–18 секунд, она уже здесь подвергается химической переработке ферментами, содержащимися в слюне.
6. Слюнные железы. Записываем схему – состав слюны. (По ходу объяснения записывают ее состав.)
Слюна вырабатывается в слюнных железах. У человека три пары крупных слюнных желез: околоушные, подчелюстные, подъязычные и множество мелких микроскопических желез. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну, а подъязычные – самую вязкую. Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость – эта жидкость слабощелочной реакции, она содержит 98–99% воды и 1,5% плотного остатка. Плотный остаток на 2\3 состоит из органических веществ, главным образом белков и ферментов. Белок слюны – муцин делает слюну клейкой. Благодаря муцину пропитанная слюной пища легче проглатывается. В составе слюны есть вещество белковой природы – лизоцин – оно вызывает гибель микробов, этим видно, можно объяснить, что раны и царапины слизистой оболочки ротовой полости заживают быстрее, чем на поверхности тела. Ферменты в ротовой полости расщепляют крахмал до глюкозы. Избыток щелочных солей в слюне приводит к образованию зубного камня. Вы легко можете убедиться, что в слюне есть фермент – амилаза. Пожуйте подольше кусок булки, не глотая, и вы ощутите сладкий вкус. Крахмал под действием фермента слюны превратился в сахар. Убедиться в том, что под действием амилазы крахмал расщепляется до сахара, можно при помощи другого опыта, который вы сделаете дома.
Лабораторная работа “Действие слюны на крахмал”. Инструктивная карточка. Учебник под редакцией А.Г. Драгомилова и Р.Д. Маша. Стр. 133.
Проверяем правильность заполнения схемы – “Состав слюны”.
Существует два типа отделения слюны.
Отделение слюны | |
Безусловное | Условное |
отделение слюны, возникающее при раздражении механических, химических, температурных рецепторов ротовой полости
|
возникает в ответ на зрительные, обонятельные, слуховые и др. раздражители, они возникают только при условии, если действие этих раздражителей совпадало раньше с приемом пищи |
Что происходит с пищей дальше, мы узнаем на следующем уроке. У кого есть вопросы по данной теме урока? Как вы считаете, достигли ли мы цели урока?
Закрепление:
- Решите биологическую задачу:
Количество ошибок | Оценка |
0 | “5” |
1–2 | “4” |
3–4 | “3” |
5 и < | “2” |
Подведение итогов. Домашнее задание.
Тест.
- В ротовой полости не происходит:
а) механическое измельчение пищи
б) уничтожение микробов
в) расщепление жиров - Защитную роль по обеззараживанию веществ и заживлению ран в ротовой
полости выполняет:
а) мальтаза
б) лизоцим
в) муцин - Центр безусловного слюноотделительного рефлекса расположен в мозге:
а) продолговатом
б) промежуточном
в) среднем - Пища в ротовой полости задерживается на:
а) 70–90 сек
б) 10–15 сек
в) 40–60 сек - В ротовой полости ферменты действуют в среде:
а) кислой
б) щелочной
в) нейтральной - При расщеплении крахмала в ротовой полости образуется:
а) глицерин
б) глюкоза
в) аминокислоты - В ротовую полость открываются протоки слюнных желез в количестве пар:
а) 2
б) 3
в) 1 - Центр глотания расположен в мозге:
а) продолговатом
б) промежуточном
в) среднем - Пищеварительный канал состоит из органов расположенных в следующей
последовательности:
а) ротовая полость, желудок, пищевод, кишечник
б) ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник
в) ротовая полость, кишечник, желудок, пищевод - Характерное заболевание в ротовой полости – это:
а) гастрит
б) кариес
в) аппендицит