Преподавание биологии предполагает использование различных средств и методов обучения. Нет необходимости говорить, что в связи со спецификой предмета часто нужно выделить и обобщить существенные признаки изучаемого объекта, что возможно только при непосредственной работе с ним. При этом ведущими являются методы изучения живых объектов, т.е. наблюдение и эксперимент. Практическая деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении учащимися лабораторного практикума происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования.
В 2008–2009 учебном году в рамках Национального проекта наша школа получила кабинет биологии. Мой кабинет пополнился микроскопами, в том числе и цифровым, биологическими микролабораториями по всем разделам биологии, комплектом карточек, научно-познавательной литературой, комплектом таблиц, набором моделей органов человека, а главное компьютер с электронными наглядными пособиями для всех классов.
|
|
Рис.3 |
В школьном курсе биологии основные умения и практические навыки общения с живой природой учащиеся получают при проведении наблюдений, лабораторных опытов, практических работ. С получением лабораторного оборудования, у меня появилась возможность увеличить объем лабораторных и практических работ, что позволяет повысить интерес биологии как к школьному предмету, развивать практические умения и навыки учащихся, универсальные учебные действия, а в конечном итоге – повысить качество знаний.
Рис.4
Состав оборудования позволяет осуществить лабораторные работы по всем разделам в объеме, установленном программой. Каждая пара учеников на лабораторной работе имеет отдельный микроскоп, что позволяет выполнить работу самостоятельно. А использование цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличение изображения исследуемого объекта на экране.
Рис.5
При проведении лабораторных работ на уроках цифровой микроскоп оказывает значительную помощь. Он дает возможность:
- Изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера;
- Использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;
- Изучать объект в динамике;
- Создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме;
- Использовать изображения объектов на бумажных носителях
При использовании световых микроскопов всеми учащимися на лабораторных работах у учителя возникает трудность в контроле над правильностью настройки микроскопов у учащихся – элементарно не хватает времени заглянуть в каждый микроскоп. Одна из самых больших сложностей, подстерегающих учителя биологии при проведении лабораторной работы с традиционными микроскопами, это практически отсутствующая возможность понять, что же в действительности видят ученики. В поле зрения оказывается либо край препарата, либо пузырек воздуха, либо трещина.
Цифровой микроскоп позволяет решить и эту проблему: изображение выводится на большой экран и у учащихся появляется возможность сравнить увиденное на своем микроскопе с изображением на экране, в результате реальную помощь приходится оказывать только некоторым учащимся.
Как же происходит лабораторная работа с использованием цифрового микроскопа? В ходе такой работы использую традиционные микроскопы и один цифровой микроскоп.
Рис. 6 |
|
После того как дети рассмотрели приготовленные самостоятельно микропрепараты в своих микроскопах, вывожу изображение объекта на экран через проектор и акцентирую внимание учащихся на главном.
Рис.8
Теперь дети точно знают, что они должны будут увидеть в микроскоп.
Этапы лабораторной работы:
- Постановка целей и задач с помощью учащихся.
- Объяснение строения объекта, с помощью его изображения, выведенного на большой экран.
- Самостоятельная работа учащихся с микроскопами, при этом изображение с большого экрана убрано.
- Зарисовка увиденного объекта, ответы на поставлен6ные вопросы, запись выводов.
- Сравнение своего рисунка с эталоном на экране.
Надо сказать, что работа с микроскопом – один из наиболее любимых видов деятельности у учащихся любых возрастов. Использование цифрового микроскопа делает ее еще более яркой, запоминающейся, да и самому учителю такая работа доставляет удовольствие. При подготовке к работе эталонные изображения можно создать заранее, сфотографировав нужные объекты. Количество таких изображений со временем значительного увеличивается, поэтому мною созданы в компьютере несколько папок “6-й класс – ботаника”, “7-й класс – зоология”, “8-й класс – человек”., в перспективе работы планирую создать папки по общей биологии – 9, 10, 11 класс.
Эффективность использования цифрового микроскопа проявляется в:
- Формировании мотивации к изучению учебного материала
- Систематизации и углублении знаний учащихся
- Развитие их способностей к приобретению и усвоению знаний
- Приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы
Работа с цифровым микроскопом или разнообразными программными продуктами ни в коем случае не должна заменять классических приемов работы с натуральными объектами, гербариями, световыми микроскопами. Нужно понимать, что это всего лишь один из методических приемов, позволяющих разнообразить проведение урока.
В заключении хочется отметить, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся.