Цели урока:
– способствовать умению находить значение выражения – а при любом значении а,
– закрепить понятие “противоположные числа”,
– учить применять формулу – (-а) = а при нахождении значений выражений и решении
уравнений;
– развивать мышление, ориентацию на плоскости, речь учащихся,
– корректировать внимание, движение.
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Устная работа.
– Что называется координатной прямой?
– Назвать номер рисунка, где изображена координатная прямая. Обосновать.
3. Индивидуальная работа.
– Заполнить пропуски:
– (-100) =…
4 = – (…)
– (-240) =…
5,6 = – (…)
– Какую формулу использовали? Ответ: -(-а) = а.
4. Работа по теме урока.
4.1. На координатной прямой, единичный отрезок которой равен 1 клетке тетради, отметьте точки А(7), В(-2,5), О(0), С(4), Д(-7), Е(6), М(-4), К(2,5), N(). Назвать точки с противоположными координатами. Назовите противоположные числа для координат оставшихся точек.
– Какие числа называются противоположными?
4.2. Назвать противоположные числа. (Детям показывают карточки с числами. Они называют противоположные числа. )
14; – 12; – 9; 0; – (-12); – (-3); – (– (-81); – (– (– (-1).
4.3. Проверка индивидуальной работы. Рецензия. Оценивание.
4.4. Работа по учебнику.
№ 912. Найдите значение выражения:
Вопросы к заданию:
– Чем отличаются m и -m? Какими числами являются m и -m?
(№ 912 выполняется так: под а) и б) решают учащиеся у доски с объяснением, под в) самостоятельно)
№ 914.Выполняется устно. Целесообразно еще раз повторить вопрос предыдущего номера.
№ 916. Решите уравнение
Дополнительно: – (-х) = 12.
5. Физпауза. Выполнить упражнение на улучшение вентиляции легких и расслабление.
6. Задания на развитие мышления.
6.1. Игра “Третий лишний”.
– Найти лишнее, прокомментировать.
6.2. Отгадать логогриф.
В первой части логогрифа надо догадаться, о каком слове говорится, а затем в отгаданное вставить добавочно одну или две буквы и получить новое слово.
Арифметический я знак,
В задачнике найдешь меня
Во многих строчках.
Лишь “о” ты вставишь, зная как,
и я – географическая точка.
(Плюс-полюс)
Историческая справка: Знак + происходит от латинского слова et (и). При скорописи e опускали, оставшаяся буква t постепенно превратилась в знак “+”.
7. Самостоятельная работа.
Верные утверждения обозначьте знаком ^ , неверные –.
(Все утверждения заранее записаны на доске.)
8. Решение задач. (Устно)
8.1.Температура воздуха – 170, за ночь понизилась на 3, а утром повысилась на 5. Какой стала температура воздуха?
8.2. Подводная лодка сначала плыла на глубине 400 м., затем опустилась на 200 м. глубже, затем поднялась на 300 м. На какой глубине находится лодка? Сформулируйте задачу, используя слова “изменилась на +…”, “изменилась на -…”.
9. Домашнее задание.
П.27, № 929, 948.
10. Итог урока. Выставление оценок.
– О каких числах говорили на уроке. Что нового узнали, запомнили?