"Тригонометрические уравнения и методы их решения". Учебник А.Н. Колмогорова. 10-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (388 кБ)


Тип урока: Урок объяснения нового материала

Класс: 10-й, интересы детей разные, для большинства детей математика не является профилирующим предметом.

Образовательная программа: Колмогоров А.Н. «Алгебра и начала математического анализа» 10 класс. Базовый уровень

Определение места урока в изучаемой теме: Вводный урок (всего по плану 5 уроков).

Необходимое техническое оборудование: Проектор, ноутбук.

Универсальные учебные действия:

  • Личностные: Ценностно-смысловая ориентация: готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль.
  • Регулятивные: Определение целей и направлений своей дальнейшей работы по теме. Прививать навыки самостоятельной творческой работы. Прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля
  • Познавательные: Уметь организовать поиск в справочных пособиях, ЦОР с целью соотнесения уровня сложности решения уравнения со своими потребностями. Ориентироваться в разнообразии способов решения уравнений. Научиться распознавать типы уравнений и методы их решения.
  • Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Совершенствовать навыки работы в группе, учиться высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение.

Цель: Научиться самостоятельному поиску размышления и творчества в выборе математических знаний из разных разделов курса математики для решения поставленных на уроке задач, использовать определенную интуицию, разрабатывать алгоритм действий

Задачи:

  • Образовательные: актуализировать, обобщить теоретические знания по теме «Преобразование тригонометрических выражений», «Решение простейших тригонометрических уравнений»; совершенствовать навыки преобразования тригонометрических выражений, повторить формулы решения простейших тригонометрических уравнений.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, учить их видеть связь между математикой и окружающей жизнью; развивать умения осуществлять самопроверку; развивать грамотную математическую речь; развитие креативных способностей учащихся.
  • Воспитывающие: воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов; воспитание уважительного отношения к одноклассникам.

Основной дидактический метод: Проблемно-поисковый диалог, так как идеи методов решения обучающимся известны, необходимо показать их применение и для тригонометрических уравнений.

Частные методы и приемы: Практический. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

План урока (урок длится 40 минут):

  1. Орг. момент, приветствие, пожелания. 2 мин.
  2. Сообщение о вычислительном аппарате тригонометрии и использовании его Леонардом Эйлером для решения задач астрономии, гидравлики, инженерного дела, естествознания. 2 мин.
  3. Определение темы урока. 2. мин.
  4. Актуализация опорных знаний и умений: фронтальная работа и индивидуальная (коррекция). 5 мин.
  5. Поиск способов решения уравнений. 20 мин.
  6. Психологическая разгрузка. (3 м. внутри 5 этапа на 20-й минуте)
  7. Работа с дополнительной литературой. 3 мин.
  8. Домашнее задание. 2 мин.
  9. Выставление оценок. 2 мин.
  10. Итог урока. Рефлексия. 2 мин.

Используется личностно-ориентированный подход, т.к. потребности в уровне овладения математическим знаниями учащихся класса различен. Необходима мотивация изучения данного материала: для сильных учащихся (успешная сдача ЕГЭ), для слабых (этот класс задач может пригодиться для понимания физических вопросов, связанных с колебательными движениями)

Уравнения записаны на доске. Подобраны уравнения, по внешнему виду которых можно узнать и те, которые содержат условия разложения на множители, и те, для которых применима замена, и сводящиеся к квадратным, и те, которые требуют предварительного преобразования по формулам, а также однородные и нестандартные, решение которых основано на использовании свойств тригонометрических функций..

Ход урока

Слайд 1 ТЕМА УРОКА 

Слайд 2 Эмоциональный настрой нашей совместной работы.

«Великая книга природы открыта для нас, но научиться понимать ее можно лишь путем прилежания, любви, страданий. Язык этот-математика. Математика расцветает в результате практической деятельности.» (Я хочу пожелать вам, ребята, увеличить объём своих знаний.

Слайд 3. 

Давайте, совместно определим цели нашей работы на уроке. . Просмотрев информацию об уравнениях на доске обучающиеся высказывают предположение о том, что будем находить методы решения уравнений.

Цели и задачи урока формулируют обучающиеся, затем показываю на слайде. Они аналогичны!

Фронтальная работа. Какие вопросы надо знать, чтобы ориентироваться в выборе метода решения того или иного уравнения?

Слайды 4, 5.

1. Найти ошибку. (Цель: повторение понятий арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс числа.

Запись уравнений на доске.

Обращаемся снова к уравнениям, записанных на доске.

Что нам еще поможет для решения задач урока? Чем мы можем себе помочь в поиске методов решения?

Ведь задание включает большое количество уравнений, от нас требуется найти закономерность в построении уравнений, провести обобщение методов решения уравнений, объяснить и обосновать применение изученных методов решения к предложенным тригонометрическим уравнения

Учитель читает слова:

Есть у меня шестерка слуг,
проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг,-
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их КАК и ПОЧЕМУ,
КТО, ЧТО, КОГДА и ГДЕ!
(стихотворение Р. Киплинга в переводе С.Я. Маршака)

Учитель говорит: «Мы постараемся воспользоваться вопросительными словами.» Далее идет снова фронтальная работа в формате проблемно-поискового диалога. Дети выбирают сначала те уравнения, метод решения у которого предполагают.

  • ПОЧЕМУ выбрано именно названное уравнение?
  • КАК оно построено?
  • КОГДА еще можно названный метод применить?
  • КТО может назвать уравнение, решаемое предложенным способом?
  • ГДЕ надо указать особенности входящих в уравнение функций?

Процесс рассуждений прерывается прописыванием решений в группе, паре, индивидуально с согласованием возникающих вопросов.

После нахождения метода решения уравнение с доски убирается. В конечном итоге останутся те уравнения, методы решения которых нестандартны или специфические и , естественно. неизвестны ученикам. Поиск методов решения этих уравнений – задача последующих уроков, работа для учителя!!!

Момент разрядки

Метод эмоционально-цветовой аналогии, основанный на связи эмоционального состояния человека и цвета, который он выбирает.

Показываю детям цвета и прошу выбрать для себя цвет.

Дети делают выбор. Объясняю значение и предлагаю: если не удовлетворяет состояние, хотите его изменить, то надо некоторое время смотреть на интересующий вас цвет и эмоциональное состояние улучшается

(синий – спокойное, невеселое,
красный – активное, восторженное,
оранжевый – настроение радостное,
черный – состояние крайней неудовлетворенности,
фиолетовый – тревожное,
зеленый – спокойное, уверенное,
желтый – оптимизм.)

Существуют даже цветодиеты, цветотерапия!

Слайды 7, 8. Образец записи решения уравнения, в котором надо показать последовательное применение нескольких приемов.

Слайд 9. Итоги нашей работы.

Слайд 10. Планы на будущее!!!

Выводы:

  1. осталось уравнение, метод решения у которого не можем найти (задача будущего)
  2. предлагаю посмотреть уровень сложности в учебных пособиях для поступающих в ВУЗы, как можно тренироваться используя ЦОР (указать адреса)

Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории

При отборе типов уравнений можно варьировать построение процесса отработки методов решения:

  • фронтальное определение способа решения без записи решения в тетрадь;
  • с показом образцов решения одним и тем же методом нескольких уравнений;
  • показ метода решения только на одном уравнении;
  • рассмотрение с отдельными детьми ограниченного количества методов;
  • использование памятки для выбора метода для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • учащимся предлагается решить уравнения (по вариантам) предварительно определив, что это за уравнение и каким методом оно решается.
  • у доски данную работу выполняет один ученик – решение уравнения одного варианта, учащиеся, выполняющие работу другого варианта, решают уравнение на листочках(проверить, оценка)

Прогноз возможных учебных действий, реакции различных групп учащихся, желаемых результатов

Прогнозируемые затруднения:

  • При применении формул тригонометрии (подготовлю таблицу с формулами)
  • При решении простейших уравнений (подготовлю формулы для решения простейших уравнений)
  • При нахождении значений обратных тригонометрических функций (повторим на этапе актуализации знаний)
  • Медленный темп работы отдельных обучающихся (определю консультантов)
  • Слабое владение преобразованиями тригонометрических выражений (подготовлю памятку по алгоритму решения для отдельных обучающихся)

Дополнительная заготовка

Карточки с заданиями для групп (задания по теме из вступительных вариантов в различные учебные заведения разных лет, из вариантов ЕГЭ)

Методы решения тригонометрических уравнений

  • Метод замены переменный и подстановки
  • Метод разложения на множители
  • Метод приведение к однородному уравнению
  • Метод применения свойств функций
  • Метод предварительного преобразования с помощью формул

Учащимся для рассмотрения новой темы предлагается памятка, инструкции.

Для решения используем ПАМЯТКИ

Памятка 1 (для решения уравнений, сводящихся к квадратным)

  1. Запиши ограничения по ОДЗ и ОЗФ
  2. Преобразуй уравнение так, чтобы в нем содержалось название только одной тригонометрической функции.
  3. Выполни замену: имеющуюся функцию замени на значение другой переменной, например: sinx=y
  4. Реши полученное квадратное уравнение.
  5. Вернись к первоначальной функции и запиши решение получившихся уравнений по соответствующим формулам.
  6. Запиши ответ с учетом ОДЗ.

Информация 1 по содержанию некоторых преобразований и методов решения уравнений

  • Перенос слагаемых из одной части уравнения в другую,
  • Деление обеих частей уравнения на выражение, отличное от нуля,
  • Свойство пропорции (произведение крайних членов в верной пропорции равно произведению средних),
  • Формулы решения квадратного уравнения,
  • Разложение на множители,
  • Знание формул решения простейших тригонометрических уравнений.