Фольклор и музыкально-эстетическое воспитание учащихся

Разделы: Музыка


Сегодня неотъемлемой основой музыкально-эстетического воспитания является народный фольклор. Использование в работе со школьниками народной музыки служит эффективным средством решения воспитательных и познавательных задач.

Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Татарский музыкальный фольклор имеет тысячелетнюю историю. Великий татарский поэт Г.Тукай в одной из своих статей, посвященных народному творчеству, писал: “Народные песни – это самое дорогое и ценное наследие наших предков! Да, это дорогое и ценное наследие! Булгарские города с их оригинальной архитектурой и булгарские деревни исчезли без следа, разрушились, будто их не было. А наше драгоценное наследие – народные песни – пушки не разбили, их стрелы не пронзили. Пережив многие беды и напасти, они вопреки всем невзгодам сохранились в памяти народа. Они живы и здравствуют, они всегда будут звучать.

Народные песни дороже жемчугов и рубинов – и их надо беречь, знать. Надо помнить о том, что народные песни – никогда не тускнеющее, чистое и прозрачное зеркало народной души. Это особенное, волшебное зеркало. Потому что какую бы народную песню мы не взяли, при тонком исследовании и изучении она, без сомнения раскроет перед нами душу народа, расскажет о его чаяниях, поведает думы и мысли...”

Глубоко знать татарскую музыку, народные и профессиональные исполнительские традиции – это значит знать корни своего народа. Ведь изучение народной музыки не может вестись вне связи с историей. Поэтому музыкальное воспитание через музыку – это воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся и прежде всего на нравственность.

Музыкальная культура всегда связана с историей развития людей, со сменой общественно-политических формаций, поэтому она постоянно развивается, эволюционирует, соответствуя своему времени.

На раннем этапе развития человеческого общества музыкальный фольклор выполнял преимущественно материально-практическую функцию и был тесно связан с жизненной практикой человека. В дальнейшем музыкальная жизнь заметно усложняется: возрастает уже духовное значение музыки.

О возрождении фольклора, этой самобытной, неповторимой, неотъемлемой части культуры любого народа, в настоящее время идет много разговоров и даже споров: как, сколько, какой? Каждый человек должен знать корни того, чем он живет. Дерево без корней гибнет, так и человечество. М.И.Глинка сказал в свое время крылатые слова: “Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее лишь аранжируем”. С ним нельзя не согласиться.

Какая музыка живет? Та, которая вошла в душу народа. С каким трепетом они относятся к своей музыке, культуре, традициям, обычаям. Культура сближает и возвышает людей, делает их душевно богаче. Музыкальный язык любого народа не требует перевода. Расширяя кругозор учащихся, влияя на их мировоззрение и политические взгляды, мы формируем нового человека. Песенное богатство народа – это его духовное богатство. В ней, в песне, отражены не только широта и щедрость характера, в ней тайна его непобедимости. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни. Воздействие народной музыки в целом на человека позволяет сделать вывод, что она является эффективным средством обогащения духовной культуры человека.

Народная музыка – богатая и многообразная самостоятельная область культуры, развитие которой обусловлено законами формообразования, присущими всякому музыкальному творчеству устной традиции. Изучение живой народной музыки дает возможность проникнуть в подлинный жизненный смысл народной песенной культуры и понять организующие его силы. С жизнью народа неразрывно связана народная музыка, музыкальный фольклор. Жизнь предшествующих поколений, славные традиции предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. О них слагались песни и легенды, баллады и предания. Наблюдая за учащимися, приходишь к выводу, что они как “губка”, которая впитывает все, что им преподносят.

На народной музыке подросток воспитывается спокойный, ласковый, добрый. На классике – вдумчивый, рассудительный, интеллигентный. На “поп”, “рок” – музыке -жаргонный, разболтанный, резкий, с своеобразными манерами. А если проследить за умениями и навыками этих ребят, то приходишь к выводу: первые умеют красиво петь, слушать мелодику, ритм; вторые наряду с перечисленными выше чаще всего владеют также каким-либо музыкальным инструментом, стараются подобрать услышанное; третьи – хорошо разбираются с аппаратурой, без которой ничего не могут, а душа просит.

Музыка – неотъемлемая часть духовной жизни школьников; разнообразие и богатство музыкальных впечатлений – первое и обязательное условие развития специальных способностей ребенка. Пение основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. В процессе пения учащиеся обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Важнейшая задача школы – научить сегодняшних школьников не только переживать красоту музыки, но и воспринимать ее как факт общественной жизни. И лишь тогда, без менторства и чужого вмешательства, подталкивания и назидательных советов, человек сам пойдет навстречу музыке, зовущей его к самоутверждению и созиданию. И на этом славном пути должны стоять умные, заботливые учителя-энтузиасты, воодушевляющие школьников своим неуемным стремлением открыть им волшебный мир музыки. Основным залогом успеха в работе является увлеченность самого учителя пения, его интузиазм, не оставляющий вне сферы ни других учителей, ни учащихся. Тогда возникает тот творческий коллектив, которому по плечу все. Используя коллективные формы работы, в то же время необходимо уделять внимание и раскрытию индивидуальности каждого ребенка, помогать самостоятельно познать ему выразительную сущность ведущих элементов музыкального языка. Одновременно с этим учащиеся получают знания и в области музыкальной грамоты, и певческие навыки. Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них – влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Музыкальный фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может быть использован как одно из условий формирования в детях нравственного, эстетического, интеллектуального и физического потенциала.

Вместе с тем, учитывая тревожное состояние детей сегодня, мы отмечаем терапевтический эффект народного искусства, которое используется на занятиях с детьми. В силу своих художественных особенностей оно близко детям, доступно их пониманию, воспроизведено в самостоятельной деятельности, а это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешного осуществления деятельности, испытывая от этого чувство уверенности и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Итак, как мы видим, народное творчество, фольклорная музыка могут использоваться не только в эстетическом, нравственном, интеллектуальном образовании, но и в семейном воспитании. Для этого необходимо:
организовать совместные усилия педагога и семьи;
создать условия для заинтересовавшей ребенка творческой деятельности;
оказать помощь в самооценке воспитанника;
предоставить возможность свободы выбора в ситуации, при этом подводя ребенка к нужному выбору. Есть другое важное личностное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты. Чувство доброты составляет основу нравственной целостности личности. Доброта тоже имеет национальный оттенок, но она всеобща.

“Спеши творить добро!” – в этом латинском призыве сохранена именно общечеловечность чувства доброты. Добрый человек не может не любить глубже; в добром человеке не может возникнуть сострадание, сочувствие; добрый человек не может не быть милосердным; добрый человек не может не уважать людей, он не может быть завистливым, грубым, он не может не быть порядочным, заботливым; добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность. В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств.

Именно эти качества и многие другие легче всего воспитывать в ребенке через фольклор. От того, как учитель введет детей в мир народной музыки, в ее звуковую, эмоциональную и нравственные сферы, возможно на всю жизнь определить их внутреннее гармоничное отношение к миру. Подлинный фольклор составляет неотъемлемую часть жизни детей. Поэтому встает вопрос: а надо ли вводить детей в фольклор, ведь они в нем?! – Да! Надо! Потому что школьный фольклор переходит для ребенка в сферу специально организованного обучения. В жизни обучение идет исподволь, незаметно для ребят, а в специально организованном обучении появляется необходимость вводить учащихся в фольклор. И хочется верить, что учащиеся, воспитанные на народных песнях, традициях, обычаях вырастут настоящими людьми. Приобщение подрастающего поколения к сокровищам родной национальной музыкальной культуры, возрождение национальной духовности, нравственности – это решение задачи государственного масштаба.