В современном значении "задержка психического развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).
Значимость налаживания тесного
взаимодействия с семьей определяется тем, что
она, как важнейший институт, обуславливает
особенности социального развития ребенка.
Формирование и зоны ближайшего развития, и
социальной ситуации развития определяется
сложившейся в семье системой отношений ребенка с
близкими взрослыми, системой ценностей, норм и
правил. Поэтому родители должны стать
необходимым звеном в системе коррекционно –
развивающей работы с ребенком.
В нашем саду функционирует группа
компенсирующей направленности для детей с
задержкой психологического развития. Ее
посещает 11 воспитанников. Результат диагностики
этой группы выявили, что прослеживаются грубые
нарушения в эмоциональном развитии детей, внешне
это проявляется агрессивностью,
импульсивностью, двигательной
расторможенностью.
Мониторинг состава семьи показал, что 55% (6 семей) – неполные семьи (воспитывает одна мама), 36% (4 семьи) – полные, 9% (1 семья) является многодетной. Только 2 родителей имеет высшее образование и 14 средне специальное.
Для определения типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям в семье был использован тест-опросник родительского отношения А.Я Варга, который дает возможность определить базовый тип воспитания и характер восприятия родителя своей роли в жизни ребенка как качественно, так и количественно, благодаря наличию системы шкал. Анализ теста показал:
«Принятие — отвержение» (43% – 7 родителей). Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
«Кооперация» (6% – 1 родитель). Социально-желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается стать на его точку зрения в спорных вопросах.
«Симбиоз» (27% – 4 родителя). Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
«Авторитарная гиперсоциализация» (6% – 1 родитель). Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии стать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
«Маленький неудачник» (18% – 3 родителя). Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
По итогам диагностики семей воспитанников были поставлены следующие задачи по работе с родителями:
– помощь в осознании и принятии
особенностей развития ребенка;
– обучение способам и приемам эффективного
взаимодействия и коррекции эмоционально-волевой
сферы в соответствии с культурным уровнем
родителей;
– ознакомление с направлениями и содержанием
программы работы дошкольного образовательного
учреждения.
Важно «стабилизировать» стиль воспитания, помочь родителям адекватно относиться к проблемам своего ребенка. Такая необходимость обусловлена частыми нарушениями стиля воспитания.
Основные особенности семейного воспитания ребенка с ЗПР:
Чаще и легче, чем в других семьях, происходит деформация семейных ролей. Причины этого связаны с тем, что интересы семьи сосредоточены на ребенке, имеющем проблемы в развитии, и мать, занятая его воспитанием, становится лидером. Наиболее уязвимым к нарушениям во взаимоотношениях являются лица мужского пола, что позволяет говорить о необходимости психологической поддержки детско-отцовских отношений, особенно в семьях, где есть мальчики.
Амбивалентность чувств родителей к детям – с одной стороны – амбивалентность чувств детей к родителям – с другой – усиливаются при ошибочных позициях родителей по отношению к детям. Родители испытывают отрицательные чувства: гнев, горе, вину, которые мешают любить ребенка таким, какой он есть. Именно эти чувства родителей тормозят построение гармоничных взаимоотношений с ребенком. Нереализованные надежды, ожидание и цели подпитывают эти негативные чувства. Для того чтобы полюбить своего «особого» ребенка, родителям необходимо пройти через понимание и принятие естественности своих негативных чувств.
Стремление семьи изолироваться от общества ухудшается взаимоотношения родителя и ребенка, наносит вред его воспитанию и способствует его дезадаптации.
Заострение и легкость возникновения различных нервно-психических нарушений у ребенка. Перенапряжение нервной системы, невротические реакции, перерастающие в невротическое состояние и в невроз как заболевание, – такая цепочка нарушений в состоянии нервной системы у ребенка с проблемами в развитии происходит быстрее, чем у обычных детей. Родители, использующие дисгармоничные стили семейного воспитания, усугубляют проблемы в развитии ребенка и способствуют его невротизации.
Личностные нарушения родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии, негативно сказываются на состоянии нервной системы ребенка и создают проблемы во взаимоотношениях детей и родителей. Чувство неполноценности, недостаточность самоуважения и любви к себе, неадекватная самооценка родителей, при которой возникает неадекватное восприятие других, – вот лишь некоторые трудности родителей детей с ЗПР. Многие сильные чувства, которые испытывает родители таких детей, не находят выхода, не облекаются в словесную форму, а это чревато появлением психосоматических симптомов.
Основные пути решения психологических проблем семейного воспитания
- Гармонизация семейного воспитания с исключением дисгармоничных типов и с коррекцией воспитательных рычагов воздействия на ребенка. Формирование адекватных взаимоотношений в родительской и детско-родительской подсистемах.
- Психологическая коррекция личностных нарушений у родителей, оказание им превентивной помощи через повышение самооценки и гибкости реагирования на изменения детей и ситуации взаимодействия.
- Укрепление нервной системы ребенка, предупреждение у него дискомфортного состояния, страха, возбуждения.
Формы работы с семьей ребенка с ЗПР
Первоначально работу с родителями была начата с индивидуальных консультаций, основной задачей которой является информирование родителя об особенностях возрастного и функционального развития ребенка данного возраста, индивидуальных особенностях конкретного ребенка, трудностях его развитии и его сильных сторонах.
Были попытки проведения групповых форм работы таких как тренинга, которые не были эффективны. Родители вели себя скованно, замкнуто не шли на контакт, не было ответной реакции. Что послужило толчком к поиску и избранию новых форм взаимодействия.
Следующая форма работы – индивидуальные занятия с ребенком с обязательным участием родителя. Родитель имеет возможность наблюдать за действиями психолога, за приемами, способствующими развитию ребенка, управлению его поведением, разрешению конфликтов.
Малые подгрупповые занятия так же используются в работе. На занятие приглашаются родители с детьми (2-3 семьи), где они совместно занимаются психогимнастикой, играми на развитие навыков регуляции поведения, на развитие осознания детьми отрицательных черт характера, игры релаксационной направленности. На таких занятиях родители знакомятся с психолого-педагогическими приёмами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается родителям в рекомендательной форме. Родители могут сами выбрать, что для них приемлемо. Такой демократичный стиль общения позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребёнка.
Упражнения и игры для оптимизации родительско-детских отношений (групповое занятие)
"Знакомство"
Цель: сближение участников группы.
Дети и родители садятся в круг. Каждый родитель представляет своего ребенка и говорит, что тот любит, что не любит, какой у него характер. Дети подтверждают слова родителей. То же самое делают дети, представляя своих родителей.
"Игра без правил"
Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания и т.д.
Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало фразы: "Мне нравится, что ты:" и добавляя к ней свое утверждение. Тем самым возникает позитивный диалог.
"Зеркало"
Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого.
Участники становятся в две шеренги. Один человек в паре – водящий и показывает разные движения, другой – зеркало, все повторяет. Затем меняются ролями.
"Тень"
Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы, раскованности, умения подстраиваться под другого.
Все участники разбиваются на пары (родитель и ребенок). Звучит фонограмма спокойной музыки. Один человек – путник, другой – его тень путник идет через поле, а за ним, на 2-3 шага сзади идет его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Затем меняются ролями.
"Машины"
Цель: налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.
Работа в парах (родитель и ребенок). Ребенок в роли "машины", родитель – в роли "мойщика машины". В течение 5 минут машину приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используя как можно больше ласковых слов. Затем меняются ролями.
"Только вместе!"
Цель: физический контакт, возможность почувствовать друг друга, сотрудничество.
Работа в парах (родитель и ребенок). Надо встать спина к спине и попробовать медленно, не отрываясь от партнера, сесть на пол. И точно также встать.
"Сиамские близнецы"
Цель: развитие навыка действовать сообща, умения понимать намерения другого, физический контакт.
Участникам по парам (родитель и ребенок) обматывают предплечья и локти, так чтобы правая рука одного участника оказалась завязана с левой рукой другого участника. Затем им в руки даются два карандаша и просят что-нибудь нарисовать. Рисовать только связанными руками.
Обсуждение всех упражнений
– Что понравилось?
– Что не понравилось?
– Что легко было выполнять?
– Что сложно?
– Что нового вы узнали о друг друге?
Литература:
1. Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. Тренинг
эффективного взаимодействия с детьми.СПб., 2008.
2. Г.А.Широкова, Е.Г.Жадько. Практикум для
детского психолога. Ростов-на-Дону, 2011.
3. А.О.Дробина. Ребенок с задержкой
психического развития: понять, что бы помочь. М.,
2005.
4. Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. Работа
педагога-психолога в ДОУ.М., 2007
5. С.В.Крюкова,Н.П.Слободяник. Удивляюсь,
злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы
эмоционального развития детей дошкольного и
младшего школьного возраста. М., 1999.