Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу наиболее активно разрабатываемых в современной психологии. Теории профессионального самоопределения представлены в работах Голомшток А.Е., Климова Е.А., Пряжникова Н.С., Резапкиной Г.В., Холланда Дж., Чистякова С.Н. [2, 4, 5, 7, 8].
Интерес к проблеме профессиональной ориентации не ослабевает независимо от социальных или экономических изменений в любом обществе. Изменяются лишь акценты и ракурсы. Сегодня труд понимается как личностная потребность и условие развития личности человека, поэтому акцент в профориентационной работе целесообразно делать на процессе социализации и самоактуализации личности в учебной и трудовой деятельности, на постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов [1, 3, 6, 9].
В наше время социум, современная система образования зачастую требуют от учащихся определиться с выбором профильных предметов уже к 8-9 классу, однако большинство восьмиклассников и девятиклассников психологически еще не готовы к такому выбору. В данной связи педагог-психолог может оказать действенную помощь учащимся и способствовать повышению эффективности образовательного процесса, работая по направлению профессионального и предпрофильного самоопределения учащихся. Поэтому, наличие в арсенале школьного психолога программы психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся 8 классов, отвечающей потребностям учащихся и требованиям современного общества к будущему профессионалу, является весьма актуальным.
В 2010-11 учебном году в ГОУ СОШ №1360 с углубленным изучением математики ВАО г. Москвы педагогом-психологом старших классов была разработана и реализована программа психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся 8 классов. Данная программа является подготовительным этапом к более углублённой профориентационной работе в 9-10 классах. Основной целью программы является выявление преобладающего типа профессий (согласно классификации Е.А. Климова [2]) и освоение личного профессионального плана [6]. В основе программы лежит модель профессионального самоопределения восьмиклассников, представляющая собой модификацию личного профессионального плана, разработанного Г.В.Резапкиной (Приложение 2).
Основные задачи программы:
- Предоставление информации о мире профессий
- Изучение особенностей личности учащихся
- Формирование адекватной самооценки и реалистичного уровня притязаний учащихся при выборе дальнейшего профессионального пути
- Развитие способности к самоанализу и рефлексивного мышления в процессе выбора профессии
- Выбор учащимися пути дальнейшего профессионального образования и приблизительного спектра подходящих профессий
В возрасте 14-15 лет у учащихся возрастает потребность в самопознании, в общении со сверстниками, что отражает возрастные особенности старших подростков [10,11]. В связи с чем, большая часть занятий программы посвящена изучению и развитию личностной сферы учащихся. А использование различных форм и методов группой работы, и, прежде всего, активизирующих профориентационных игр и упражнений, позволяет подросткам реализовать себя в среде одноклассников. Примеры групповых профориентационных игр представлены в Приложении 1.
Специфика работы по предлагаемой программе заключается в сочетании диагностических, аналитических, исследовательских и игровых форм и видов деятельности на КАЖДОМ ЗАНЯТИИ.
Занятия имеют следующую структуру: вводная часть (разогревающая игра) – 5-10 мин.; диагностическая часть – 40 мин; информационная часть – 20 мин.; активизирующие профориентационные игры и упражнения – 15 мин.; рефлексия занятия – 5 мин.
Предлагаемая программа рассчитана на 8 занятий в течение учебного года с сентября по май. Частота встреч – 1 раз в месяц по 1ч 30 мин. Данное время оказалось оптимальным для занятий с учащимися, поскольку за 1,5 часа можно провести диагностику, обработать и проанализировать результаты, предоставить новую информацию и поработать в группах. Подростки не устают, поскольку в процессе работы различные формы и виды деятельности чередуются, и с каждого занятия уходят с новой информацией о себе, своих способностях, склонностях, интересах. Многим ребятам удаётся отработать навыки эффективного межличностного взаимодействия, самопрезентации.
Содержание и структура программы:
Занятие1. Вводное анкетирование (сентябрь)
Цель: Получение первичной информации от родителей, учащихся и классных руководителей, информирование о целях, содержании и структуре курса
Занятие 2. «Семейное дерево профессий» ( октябрь)
Цель: закрепление материала
по классификации профессий (по
результатам занятий в 7 классе), знакомство с
семейными профессиональными традициями и
ценностями
На этом этапе учащиеся впервые соотносят ранее
полученные знания с личным профессиональным
планом (ЛПП), обучаются алгоритму постановки
целей и планирование их достижения.
Личный профессиональный план имеет три составные части: «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО», где
Хочу – это личные цели и ценности,
профессиональные интересы и склонности;
Могу – это психофизиологические
возможности, здоровье, способности, т.е.
профессиональная пригодность.
Надо — это потребность в кадрах на
рынке труда, востребованность профессии, пути и
средства достижения цели.
Задача учащихся максимально эффективно совместить три данные составляющие, тогда профессиональный выбор будет удачным [6]. Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
- интересна и привлекательна для учащегося;
- соответствует его способностям;
- пользуется спросом на рынке труда.
Занятие 3. Формула выбора профессии: ХОЧУ – МОГУ – НАДО (ноябрь)
Цель: предоставление учащимся информации о факторах, влияющих на успешный выбор профессии; выявление их интересов и склонностей («ХОЧУ»)
Занятие 4. «Я МОГУ» Способности, задатки, личностный потенциал (декабрь)
Цель: изучение способностей, сильных и слабых сторон личности учащихся; формирование мотивации для дальнейшей работы над собой, над познанием и развитием собственного «Я».
Занятие 5. «Я МОГУ» Самооцека, уровень притязаний. Характер (январь)
Цель: изучение индивидуально-психологических характеристик личности учащихся
Занятие 6. «Я МОГУ» Интеллектуальный потенциал (февраль)
Цель: Изучение индивидуальных особенностей мышления, эмоционального интеллекта, работоспособности
Занятие 7. «НАДО» Профессиональные ценности и перспективы (март)
Цель: активизация процесса профессионального самоопределения, осознания собственных профессиональных целей, ценностей, перспектив
Занятие 8. Интегрирующее занятие «Моя идеальная профессия» (апрель)
Цель: подведение итогов работы за год, повторение, обобщение изученного материала
Занятие 9. Интегрирующее занятие «Творческое оформление работ» (май)
На этом занятии учащиеся оформляют итоговую творческую работу
В каждом занятии все результаты диагностических обследовании соотносились с типологией профессий Е.А. Климова, что позволило к концу учебного года выявить преобладающий тип профессий для каждого учащегося (рис.1 и 2)
Рис. 1. Направление профессиональной деятельности учащихся 8 «А» кл. Итоги работы за 2010-11 уч.год
Рис. 2. Направление профессиональной деятельности учащихся 8 «Б» кл. Итоги работы за 2010-11 уч.год
Согласно типологии Е.А. Климова можно выделить 5 основных направлений профессиональной деятельности [2]:
Человек — человек — все
профессии, связанные с воспитанием,
обслуживанием, обучением людей, общением с ними.
К этой группе относятся все педагогические и
медицинские профессии, профессии сферы услуг и
другие.
Человек — техника — все профессии,
связанные с созданием, обслуживанием и
эксплуатацией техники. Это такие профессии как:
инженер-конструктор, автослесарь, системный
администратор и другие.
Человек — художественный образ — все
профессии, связанные с создание, копированием,
воспроизведением и изучением художественных
образов. К этой группе относятся такие профессии
как: художник, актер, певец, реставратор,
искусствовед и другие.
Человек — природа — все профессии,
связанные с изучением, охраной и преобразованием
природы. К этой группе относятся такие профессии
как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и
другие.
Человек — знаковая система — все
профессии, вязанные с созданием и использованием
знаковых систем ( цифровых, буквенных, нотных). К
этой группе относятся переводчики
художественных и технических текстов, аналитики,
финансисты и другие.
Как видно из рис. 1 и 2, у учащихся преобладающим
является направление «Человек – человек», что
отражает особенности переходного возраста,
когда межличностное общение и сфера отношений
становятся в центре внимания учащихся. Многие
ребята хотят стать руководителями, менеджерами,
журналистами, бизнес-тренерами и проч. Однако,
говорить о том, что данный выбор является
окончательным, преждевременно. В 2011-12 учебном
году началась углублённая работа с личным
профессиональным планом, продолжается изучение
интересов, склонностей, способностей,
профессиональной направленности,
профессионально важных личностных качеств
учащихся, подростки знакомятся с требованиями
современного рынка труда, что может повлиять на
выбор направления дальнейшей профессиональной
деятельности. Положительный результат
проведённой работы заключается не только в
выборе учащимися подходящего для них типа
профессий, но и в формировании умения соотносить
свои интересы и представления о
профессиональном будущем со своими
способностями, возможностями и требованиями
современного общества к
специалисту-профессионалу.
Литература:
1. Климов Е.А. Психолого-педагогические
проблемы профессиональной консультации, М., 1983
2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1991.
3. Митина Л.М. Психология развития
конкурентоспособной личности. М.; Воронеж, 2003.
4. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М., 1991.
5. Пряжников Н.С. Психологический смысл
труда. М.; Воронеж, 1997.
6. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии,
или Путеводитель выпускника. М., 2005.
7. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы,
М., 2005.
8. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление
профессионала. М., 2003.
9. Самопознание и выбор профессии / И.А. Волошина и
др. М., 2001.
10. Снайдер Д. Практическая психология для
подростков, или Как найти свое место в жизни. М.,
2000.
11. Фопель К., На пороге взрослой жизни:
Психологическая работа с подростковыми и
юношескими проблемами, М., Генезис, 2008.