Интегрированный урок (ИЗО + музыка) в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Мы победили!" (произведения искусства о Великой Отечественной войне)

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО, Коррекционная педагогика


Цели урока: познакомить учащихся с произведениями искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны (картина А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя», песня «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова); изготовить поздравительную открытку.

Задачи урока:

  • Дидактические:
    • обучать детей высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства;
    • закреплять умения и навыки, полученные ранее на уроках декоративного рисования.
  • Коррекционно-развивающие:
    • коррекция и развитие у учащихся эмоционального и целенаправленного восприятия музыки  и произведений изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощённые в них.
  • Воспитательные:
    • воспитывать умение выслушивать другого ученика и отвечать на поставленный вопрос;
    • воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: магнитофон; аудиозаписи песен о Великой Отечественной войне; баян; портрет художника  А.А.Дейнеки; репродукция картины А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя»; вспомогательный материал с опорными словами и названиями произведений искусства; образец
поздравительной открытки; у учащихся: заготовки поздравительной открытки (чистый альбомный лист, сложенный пополам), простой карандаш, ластик, акварельные краски, кисточки, баночки с водой.
Часть классной доски оформлена иллюстрациями о Великой Отечественной войне.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Все готовы? Молодцы! Улыбнулись друг другу. Садитесь.

Дети садятся полукругом около классной доски.

II. Мотивация. Постановка учебной задачи

– Сегодня у нас необычный урок: музыка и рисование вместе. И посвящён он большому, радостному празднику, который будет отмечать вся страна в начале мая. Какой это праздник? (День Победы, 9 мая)

– 22 июня 1945 года началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Сегодня на уроке об этих страницах в истории нашей страны расскажут произведения искусства, созданные в годы войны. Вам надо запомнить эти произведения и постараться понять их содержание.

III. Слушание песни "Священная война" Сл. В.Лебедева-Кумача, муз. Александрова

– 27 июня 1941 года, шёл шестой день войны. Белорусский вокзал Москвы. Отсюда бойцы отправлялись на фронт. Неожиданно в зале ожидания раздались звуки песни. Наступила тишина. Все встали со своих мест, как при исполнении гимна.

Аудиозапись "Священная война" (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова).

(Дети слушают первый куплет песни, затем учитель убавляет звук и на фоне музыки продолжает беседу).

– Строга, исполнена благородной ярости мелодия песни, упруг и энергичен маршевый ритм. Хор поёт песню сурово, мужественно, произносит слова твёрдо и решительно. Песня звучит, как клятва. Песню "Священная война" написал композитор А. Александров и поэт В. Лебедев-Кумач.

На доску прикреплены опоры с фамилиями композитора и поэта, а также название песни.

– Внезапное нападение врага на нашу Родину вызвало у композитора, как и у всех людей, чувство возмущения, гнева, мести. Александров не был военным специалистом, но у него всё же оказалось могучее оружие в руках, это песня. Песня, которая так же может разбить врага.

И трубы медью пламенеют,
Над миром рассыпая гром,
Мы с грозной музыкой,
Мы с нею, непобедимые идём…(читает ученик)

Учитель вывешивает на доске опорные слова:

  • Грозная
  • Справедливая
  • Мужественная
  • Суровая
  • Призывная

– Выберите слова, наиболее ярко характеризующие эту песню.
– Какие чувства людей выражает эта песня? (Возмущение, гнев, месть, ненависть к врагу).
– Какие чувства песня пробуждает в людях? (Гордость за свою Родину, придаёт уверенность в Победе).
– Песня "Священная война" стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Люди, взволнованные и потрясённые, уносили в своих сердцах эту мужественную, суровую, справедливую музыку. Песня звучала много раз, пока не раздалась команда: "По вагонам!"

IV. Беседа по картине А. Дейнека "Оборона Севастополя"

– В годы войны не только композиторы и поэты сочиняли музыку, но и создавали свои произведения художники. Своими произведениями они призывали людей мужественно защищать Родину, вселяли в них веру в Победу. О творчестве одного из них мы узнаем сегодня на уроке.

Доклад о художнике. (На доске портрет художника А. Дейнеки)

Александр Александрович Дейнека родился в 1899 году в городе Курске, в семье железнодорожника. Вначале он думал выбрать для себя профессию отца, но любовь к рисованию привела его в художественное училище. После окончания училища Дейнека много ездил по стране. Любимым городом художника был Севастополь. Он любил этот город за его весёлых людей, за красивое Чёрное море. В 1942 году, после ранения художник вернулся с фронта. В немецкой газете он увидел снимок Севастополя, снятый немцами с самолёта. Страшный снимок, весь город был разрушен. Дейнека отчётливо представил, как всё взлетает на воздух, как женщины и дети перестали смеяться. Поэтому и решил писать картину о своём любимом городе, которую назвал "Оборона Севастополя".
– Что значит "оборона"? ("Оборона" значит защита)

(На доску вывешивается картина). (Приложение 1)

– Посмотрите на картину. (Дети в течение минуты рассматривают картину).
Она изображает один из боёв за Севастополь. На картине изображены две группы людей.
– Можете ли вы показать, где находятся защитники, а где враги? (Ученик показывает указкой: слева – защитники, а справа – враги).
– Как вы догадались? (Они по-разному одеты. У них разная форма).
– Кто защищает Севастополь?
– Какая форма у защитников?
– Чем они вооружены?
– Кто затрудняется, может воспользоваться опорными словами:

Моряки                                  фашисты
Белая форма                           немецкий солдат
Тельняшка                             зелёная форма
Синий воротник                   каски
Бескозырка                            винтовки со штыками
Гранаты                                 танки
Ручной пулемёт

– Какая форма у немцев? Чем они вооружены?
– Идёт сверхнапряжённый бой. Давайте рассмотрим, как художнику удалось это передать.
– Кого мы видим на переднем плане картины?
– Кто изображён слева от него?
– Рассмотрите внимательно выражения лиц моряков. Что можно сказать, глядя на них?
– Какие чувства они испытывают? (Опорные слова)

Храбрые
Смелые
На лицах не видно страха
Суровый, зоркий взгляд
Ненависть

– Кто ещё изображён на переднем плане картины? (Немецкий солдат лежит вниз лицом, неподвижно, видны следы крови).
– Обратите внимание на моряка на втором плане картины. Что с ним произошло? (Он ранен. Моряк как бы приостановился, опустил голову, винтовку выронил из рук).
– Что ещё говорит о том, что идёт напряжённый бой? (Моряки и фашисты близко подошли друг к другу. Моряки готовы пронзить противника штыками).
– Как называется бой на ближнем расстоянии? (Такой бой называется рукопашным).
– Обратите внимание на задний план картины. Что мы видим? (Мы видим разрушенный город. Виден самолёт, обстреливающий город).
– Посмотрите в окно, какое сегодня небо? (Небо ярко голубое, безоблачное).
– Какое небо на картине? (Небо красное от взрывов и пожаров, валит густой чёрный дым).
– Наступления немцев всегда поддерживали фашистские самолёты. Иногда Севастополь обстреливали 200 – 250 немецких самолётов.
– Краски, цвета в картине помогают раскрыть её содержание. Какие краски преобладают в этой картине: светлые или тёмные? (На этой картине преобладают тёмные краски: серые, чёрные, тёмно зелёные, коричневые).
– Такие краски создают тревожное, печальное настроение. Бой тяжёлый, но по лицам моряков мы видим, что они полны решимости победить врага.
– Понравилась вам картина? Чем?
– Кому посвятил её художник?
– Назовите фамилию художника и название картины.
– Картина написана в 1942 году, почти за 3 года до Победы, но Дейнеку никогда не покидала уверенность в Победе, он верил, что фашисты будут разгромлены. Героически защищали севастопольцы свой родной город. Бои шли почти 8 месяцев или 250 дней. Но героев становилось всё меньше, и Советские войска были вынуждены оставить его. На катерах уходили черноморцы в открытое море. И моряк, что последний покидал Севастополь, взял с собою гранитный камень от разрушенного города. Он поклялся вернуть его только на свободный берег.

V. Слушание песни "Заветный камень". Композитор Б. Мокроусов, поэт А. Жаров

– Наш земляк, композитор Борис Мокроусов и его друг, поэт Александр Жаров в годы войны служили на Черноморском флоте. Они были очевидцами этих событий, и, конечно слышали историю про моряка – севастопольца, которая стала легендой. Они сочинили песню. Вы слушали её на уроке музыки.

Аудиозапись песни "Заветный камень". Муз. Б. Мокроусова, сл. А. Жарова, 1 куплет

– Как называется песня?
– О чём рассказывается в этой песне? (В этой песне рассказывается о моряке, который последним покидал Севастополь. Он взял с собою гранитный камень от разрушенного города. Его раненного, умирающего подобрали друзья – моряки. Он завещал им этот камень. Поэтому песня называется "Заветный камень". Моряк, который взял у умирающего матроса этот гранитный камень, поклялся, что вернёт его только на свободный берег, и слово сдержал).
– Песня сразу полюбилась и стала одной из самых любимых в годы войны. И каждый раз, когда мы слышим эту песню, она напоминает нам о стойкости и мужестве советских солдат в годы войны.

VI. Физминутка

– Теперь пройдите на свои рабочие места. Давайте споём песню А. Филиппенко "Солнце Победы».

(Дети поют стоя, маршируя на месте)

VII. Рисование поздравительной открытки

а) Вступительное слово учителя

– В День Победы мы поздравляем ветеранов войны, тех людей, которые завоевали для нас мирную жизнь.
– Сегодня на уроке мы начнём рисовать поздравительную открытку. Готовую открытку вы подпишите на уроке письма и подарите ветеранам войны.

(Учитель вывешивает образец поздравительной открытки – Приложение 2)

б) Анализ открытки

– Из каких элементов составлена открытка? (Открытка состоит из трёх элементов: лента, звезда, веточка).
– Это символы Победы. Красной звездой награждали героев войны; лавровые венки вручали с давних времён победителям; на ленту чёрно-жёлтого крепилась медаль "За взятие Берлина". Берлин – главный город Германии.
– Как расположены элементы открытки? (Сверху открытки нарисуем ленту, ниже ленты по середине листа – звезду. Под звездой – лавровую ветку).
– Из скольких полосок состоит лента?
– Ширина полосок разная или одинаковая?
– Какого цвета полоски? (Чёрного и жёлтого).
– Звезду рисовать будем по шаблону. Каким цветом раскрасим?
– Какую форму имеют листочки?

в) Показ выполнения рисунка на доске учителем

– Сверху провожу три линии на одинаковом расстоянии друг от друга. Прикладываю шаблон звезды посередине открытки, левой рукой придерживаем шаблон, обводим чётко по контуру. В нижней части открытки рисую лавровую веточку. Провожу дугообразную линию. Рисую листочки овальной формы. Из одной точки выходят сразу два листочка, рисую 4 пары листочков, последний, девятый, листочек рисую на конце дуги.

г) Самостоятельная работа

– Вы получаете разные задания.

  • 1 группа рисует открытку самостоятельно: выполняете рисунок в карандаше и акварельными красками.
  • 2 группа выполняет рисунок простым карандашом, закрашивает ленту и звезду.
  • 3 группа выполняет открытку простым карандашом. Обратите внимание на опорные точки на ваших открытках, они вам помогут правильно нарисовать открытку.

(Звучит аудиозапись песен военных лет. Учитель контролирует ход работы и при необходимости оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

– Сравниваем свою работу с образцом. Обратите внимание на ширину полосок, расположение звезды и т.п.
– Красками работаем по плану. (На доске план работы акварельными красками).

(Приложение 3)

VIII. Подведение итогов урока

– С какими произведениями искусства мы познакомились на уроке?
– Какое практическое задание выполняли?

Учитель выставляет оценки тем учащимся, которые активно работали на уроке, закончили рисовать открытку, комментирует оценки.

IX. Домашнее задание

– Дорисовать и подписать поздравительную открытку.