Цели урока: познакомить учащихся с произведениями искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны (картина А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя», песня «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова); изготовить поздравительную открытку.
Задачи урока:
- Дидактические:
- обучать детей высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства;
- закреплять умения и навыки, полученные ранее на уроках декоративного рисования.
- Коррекционно-развивающие:
- коррекция и развитие у учащихся эмоционального и целенаправленного восприятия музыки и произведений изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощённые в них.
- Воспитательные:
- воспитывать умение выслушивать другого ученика и отвечать на поставленный вопрос;
- воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной войны.
Оборудование: магнитофон; аудиозаписи
песен о Великой Отечественной войне; баян;
портрет художника А.А.Дейнеки; репродукция
картины А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя»;
вспомогательный материал с опорными словами и
названиями произведений искусства; образец
поздравительной открытки; у учащихся:
заготовки поздравительной открытки (чистый
альбомный лист, сложенный пополам), простой
карандаш, ластик, акварельные краски, кисточки,
баночки с водой.
Часть классной доски оформлена иллюстрациями о
Великой Отечественной войне.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Все готовы? Молодцы! Улыбнулись друг другу. Садитесь.
Дети садятся полукругом около классной доски.
II. Мотивация. Постановка учебной задачи
– Сегодня у нас необычный урок: музыка и рисование вместе. И посвящён он большому, радостному празднику, который будет отмечать вся страна в начале мая. Какой это праздник? (День Победы, 9 мая)
– 22 июня 1945 года началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Сегодня на уроке об этих страницах в истории нашей страны расскажут произведения искусства, созданные в годы войны. Вам надо запомнить эти произведения и постараться понять их содержание.
III. Слушание песни "Священная война" Сл. В.Лебедева-Кумача, муз. Александрова
– 27 июня 1941 года, шёл шестой день войны. Белорусский вокзал Москвы. Отсюда бойцы отправлялись на фронт. Неожиданно в зале ожидания раздались звуки песни. Наступила тишина. Все встали со своих мест, как при исполнении гимна.
Аудиозапись "Священная война" (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова).
(Дети слушают первый куплет песни, затем учитель убавляет звук и на фоне музыки продолжает беседу).
– Строга, исполнена благородной ярости мелодия песни, упруг и энергичен маршевый ритм. Хор поёт песню сурово, мужественно, произносит слова твёрдо и решительно. Песня звучит, как клятва. Песню "Священная война" написал композитор А. Александров и поэт В. Лебедев-Кумач.
На доску прикреплены опоры с фамилиями композитора и поэта, а также название песни.
– Внезапное нападение врага на нашу Родину вызвало у композитора, как и у всех людей, чувство возмущения, гнева, мести. Александров не был военным специалистом, но у него всё же оказалось могучее оружие в руках, это песня. Песня, которая так же может разбить врага.
И трубы медью пламенеют,
Над миром рассыпая гром,
Мы с грозной музыкой,
Мы с нею, непобедимые идём…(читает ученик)
Учитель вывешивает на доске опорные слова:
- Грозная
- Справедливая
- Мужественная
- Суровая
- Призывная
– Выберите слова, наиболее ярко
характеризующие эту песню.
– Какие чувства людей выражает эта песня? (Возмущение,
гнев, месть, ненависть к врагу).
– Какие чувства песня пробуждает в людях? (Гордость
за свою Родину, придаёт уверенность в Победе).
– Песня "Священная война" стала музыкальной
эмблемой Великой Отечественной войны. Люди,
взволнованные и потрясённые, уносили в своих
сердцах эту мужественную, суровую, справедливую
музыку. Песня звучала много раз, пока не
раздалась команда: "По вагонам!"
IV. Беседа по картине А. Дейнека "Оборона Севастополя"
– В годы войны не только композиторы и поэты сочиняли музыку, но и создавали свои произведения художники. Своими произведениями они призывали людей мужественно защищать Родину, вселяли в них веру в Победу. О творчестве одного из них мы узнаем сегодня на уроке.
Доклад о художнике. (На доске портрет художника А. Дейнеки)
Александр Александрович Дейнека родился в 1899
году в городе Курске, в семье железнодорожника.
Вначале он думал выбрать для себя профессию отца,
но любовь к рисованию привела его в
художественное училище. После окончания училища
Дейнека много ездил по стране. Любимым городом
художника был Севастополь. Он любил этот город за
его весёлых людей, за красивое Чёрное море. В 1942
году, после ранения художник вернулся с фронта. В
немецкой газете он увидел снимок Севастополя,
снятый немцами с самолёта. Страшный снимок, весь
город был разрушен. Дейнека отчётливо
представил, как всё взлетает на воздух, как
женщины и дети перестали смеяться. Поэтому и
решил писать картину о своём любимом городе,
которую назвал "Оборона Севастополя".
– Что значит "оборона"? ("Оборона"
значит защита)
(На доску вывешивается картина). (Приложение 1)
– Посмотрите на картину. (Дети в течение
минуты рассматривают картину).
Она изображает один из боёв за Севастополь. На
картине изображены две группы людей.
– Можете ли вы показать, где находятся защитники,
а где враги? (Ученик показывает указкой: слева
– защитники, а справа – враги).
– Как вы догадались? (Они по-разному одеты. У
них разная форма).
– Кто защищает Севастополь?
– Какая форма у защитников?
– Чем они вооружены?
– Кто затрудняется, может воспользоваться
опорными словами:
Моряки фашисты
Белая форма немецкий солдат
Тельняшка зелёная форма
Синий воротник каски
Бескозырка винтовки со штыками
Гранаты танки
Ручной пулемёт
– Какая форма у немцев? Чем они вооружены?
– Идёт сверхнапряжённый бой. Давайте рассмотрим,
как художнику удалось это передать.
– Кого мы видим на переднем плане картины?
– Кто изображён слева от него?
– Рассмотрите внимательно выражения лиц
моряков. Что можно сказать, глядя на них?
– Какие чувства они испытывают? (Опорные слова)
Храбрые
Смелые
На лицах не видно страха
Суровый, зоркий взгляд
Ненависть
– Кто ещё изображён на переднем плане картины? (Немецкий
солдат лежит вниз лицом, неподвижно, видны следы
крови).
– Обратите внимание на моряка на втором плане
картины. Что с ним произошло? (Он ранен. Моряк
как бы приостановился, опустил голову, винтовку
выронил из рук).
– Что ещё говорит о том, что идёт напряжённый бой?
(Моряки и фашисты близко подошли друг к другу.
Моряки готовы пронзить противника штыками).
– Как называется бой на ближнем расстоянии? (Такой
бой называется рукопашным).
– Обратите внимание на задний план картины. Что
мы видим? (Мы видим разрушенный город. Виден
самолёт, обстреливающий город).
– Посмотрите в окно, какое сегодня небо? (Небо
ярко голубое, безоблачное).
– Какое небо на картине? (Небо красное от
взрывов и пожаров, валит густой чёрный дым).
– Наступления немцев всегда поддерживали
фашистские самолёты. Иногда Севастополь
обстреливали 200 – 250 немецких самолётов.
– Краски, цвета в картине помогают раскрыть её
содержание. Какие краски преобладают в этой
картине: светлые или тёмные? (На этой картине
преобладают тёмные краски: серые, чёрные, тёмно
зелёные, коричневые).
– Такие краски создают тревожное, печальное
настроение. Бой тяжёлый, но по лицам моряков мы
видим, что они полны решимости победить врага.
– Понравилась вам картина? Чем?
– Кому посвятил её художник?
– Назовите фамилию художника и название картины.
– Картина написана в 1942 году, почти за 3 года до
Победы, но Дейнеку никогда не покидала
уверенность в Победе, он верил, что фашисты будут
разгромлены. Героически защищали севастопольцы
свой родной город. Бои шли почти 8 месяцев или 250
дней. Но героев становилось всё меньше, и
Советские войска были вынуждены оставить его. На
катерах уходили черноморцы в открытое море. И
моряк, что последний покидал Севастополь, взял с
собою гранитный камень от разрушенного города.
Он поклялся вернуть его только на свободный
берег.
V. Слушание песни "Заветный камень". Композитор Б. Мокроусов, поэт А. Жаров
– Наш земляк, композитор Борис Мокроусов и его друг, поэт Александр Жаров в годы войны служили на Черноморском флоте. Они были очевидцами этих событий, и, конечно слышали историю про моряка – севастопольца, которая стала легендой. Они сочинили песню. Вы слушали её на уроке музыки.
Аудиозапись песни "Заветный камень". Муз. Б. Мокроусова, сл. А. Жарова, 1 куплет
– Как называется песня?
– О чём рассказывается в этой песне? (В этой
песне рассказывается о моряке, который последним
покидал Севастополь. Он взял с собою гранитный
камень от разрушенного города. Его раненного,
умирающего подобрали друзья – моряки. Он завещал
им этот камень. Поэтому песня называется
"Заветный камень". Моряк, который взял у
умирающего матроса этот гранитный камень,
поклялся, что вернёт его только на свободный
берег, и слово сдержал).
– Песня сразу полюбилась и стала одной из самых
любимых в годы войны. И каждый раз, когда мы
слышим эту песню, она напоминает нам о стойкости
и мужестве советских солдат в годы войны.
VI. Физминутка
– Теперь пройдите на свои рабочие места. Давайте споём песню А. Филиппенко "Солнце Победы».
(Дети поют стоя, маршируя на месте)
VII. Рисование поздравительной открытки
а) Вступительное слово учителя
– В День Победы мы поздравляем ветеранов войны,
тех людей, которые завоевали для нас мирную
жизнь.
– Сегодня на уроке мы начнём рисовать
поздравительную открытку. Готовую открытку вы
подпишите на уроке письма и подарите ветеранам
войны.
(Учитель вывешивает образец поздравительной открытки – Приложение 2)
б) Анализ открытки
– Из каких элементов составлена открытка? (Открытка
состоит из трёх элементов: лента, звезда,
веточка).
– Это символы Победы. Красной звездой награждали
героев войны; лавровые венки вручали с давних
времён победителям; на ленту чёрно-жёлтого
крепилась медаль "За взятие Берлина". Берлин
– главный город Германии.
– Как расположены элементы открытки? (Сверху
открытки нарисуем ленту, ниже ленты по середине
листа – звезду. Под звездой – лавровую ветку).
– Из скольких полосок состоит лента?
– Ширина полосок разная или одинаковая?
– Какого цвета полоски? (Чёрного и жёлтого).
– Звезду рисовать будем по шаблону. Каким цветом
раскрасим?
– Какую форму имеют листочки?
в) Показ выполнения рисунка на доске учителем
– Сверху провожу три линии на одинаковом расстоянии друг от друга. Прикладываю шаблон звезды посередине открытки, левой рукой придерживаем шаблон, обводим чётко по контуру. В нижней части открытки рисую лавровую веточку. Провожу дугообразную линию. Рисую листочки овальной формы. Из одной точки выходят сразу два листочка, рисую 4 пары листочков, последний, девятый, листочек рисую на конце дуги.
г) Самостоятельная работа
– Вы получаете разные задания.
- 1 группа рисует открытку самостоятельно: выполняете рисунок в карандаше и акварельными красками.
- 2 группа выполняет рисунок простым карандашом, закрашивает ленту и звезду.
- 3 группа выполняет открытку простым карандашом. Обратите внимание на опорные точки на ваших открытках, они вам помогут правильно нарисовать открытку.
(Звучит аудиозапись песен военных лет. Учитель контролирует ход работы и при необходимости оказывает индивидуальную помощь учащимся.)
– Сравниваем свою работу с образцом. Обратите
внимание на ширину полосок, расположение звезды
и т.п.
– Красками работаем по плану. (На доске план
работы акварельными красками).
VIII. Подведение итогов урока
– С какими произведениями искусства мы
познакомились на уроке?
– Какое практическое задание выполняли?
Учитель выставляет оценки тем учащимся, которые активно работали на уроке, закончили рисовать открытку, комментирует оценки.
IX. Домашнее задание
– Дорисовать и подписать поздравительную открытку.