Цели:
- работать над числовым рядом от 1 до 20;
- отрабатывать навыки табличного сложения и вычитания;
- совершенствовать вычислительные навыки, умение решать простые задачи, сравнивать выражения.
Оборудование: числа, знаки, флажки, рисунки почтальона Печкина, кота Матроскина, кораблей, корабликов, пиратов, мышек, числовой ряд, кассы цифр, индивидуальные наборные полотна, карточки с заданиями, бинокль, медали.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока.
– Добрый день, мои юные друзья! Сегодня у нас в гостях почтальон Печкин, который будет следить за вашими успехами. Он сообщил, что на уроке математики нас ждет сюрприз. А сейчас... Ой! Что такое? Кто это возится? Вот такой сюрприз приготовил Печкин... Ребята, к нам в гости пришел кот Матроскин. Ему почтальон Печкин рассказал, как мы путешествовали на уроках, и ему захотелось попутешествовать с нами. Мы сегодня отправляемся в плавание на корабле. Вы согласны? А для того, чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательными, правильно выполнять задания (не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение). Если все это будем соблюдать (выполнять), то повторим материал, который мы изучили. Прежде чем отправиться в путешествие, давайте скажем волшебные слова:
Плыви, плыви кораблик,
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.
III. Устный счет
1. Работа по числовому ряду. (Заранее вкладываю в тетради некоторых детей вырезанных мышек, но так, чтобы они не знали. Мышка имеет порядковый номер.)
– Ребята, я знаю, что на нашем корабле раньше жили мышки, а сейчас как появился кот Матроскин, они исчезли. Видимо, мышки испугались кота и спрятались, и мне кажется, что они где-то у вас. Посмотрите. Нашли? Как хорошо! Так берите же мышек и выходите к доске!
(Дети выходят к доске. В руках держат мышку с порядковым номером)
– Сколько всего мышек? (6)
– У каждой мышки есть число. Давайте прочитаем
числа. По порядку они разложены? Поставьте их так,
чтобы они расположились по порядку: от 15 до 20.
– Какое число идет при счете за числом 15? 17? 19?
– Перед числом 16? 18? 20?
– Назовите «соседей» числа 16, 18.
– Какое число больше 16 на 1? Какое число меньше,
чем 18 на 1?
– Каких чисел не хватает в числовом ряду от 10 до
20?
– Мышки помогли нам поработать над числовым
рядом. И кот Матроскин их обижать не будет.
2. Решение задач
– А теперь проведем математическую разминку.
1) Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал шесть окуней,
Рыбак Евсей –
Пять карасей.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки? (6 + 5)2) Саша с Колей рыб удили
Двадцать рыбок наловили.
Кот к рыбам подобрался
Одну схватил и умчался.
Сосчитайте, ребята, скорей, сколько осталось рыб у друзей? (20 – 1)
Ученик, назвавший ответ, считается хорошим рыбаком, т.е. он награждается рыбкой.
На одной рыбке задача:
В порту стояло 4 корабля
К ним приплыло еще 2.
– Сколько кораблей стало в порту? (Разбор
задачи по вопросам). Придумайте обратную задачу.
Поплыли дальше.
– На пути у нас остров «Веселые друзья». Там
дружно живут звери и птицы. Нужно у каждой
семейке поставить число, которое обозначало,
сколько членов в этой семье. Был сильный ураган, и
ветер унес все числа. И теперь звери и птицы не
смогут сосчитать, сколько их в семье. Они так
расстроились, что стали делать все наоборот:
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
– Давайте ребята, поможем котятам. Сосчитайте, сколько их и положите число. (14)
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата, квакать!»
– Сосчитайте утят и положите число. (12)
Свинки замяукали:
«Мяу! Мяу!»
– Каким числом вы обозначите свинок? (4)
Цыплята закрякали:
«Кря, кря, кря!»
– Сколько цыплят? (5)
А вот заиньки
Были паиньки
Не мяукали
И не хрюкали
– Наш корабль встречали,
И весело танцевали.
– Сколько их? (2)
– Посмотрите ребята, вы запомнили все? Но числа
расположены не по порядку. Давайте попробуем
назвать их в порядке убывания.
– Птицы и звери снова веселы, а мы прощаемся с
жителями острова и плывем дальше. Говорят
волшебные слова:
Плыви, кораблик в море
И дальше – в океан.
IV. Закрепление пройденного
Работа в тетради
– Нам необходимо сделать записи в бортжурналах. Проверьте свои рабочие места, сядьте поудобнее. Постарайтесь, чтобы бортжурналы лежали правильно, а записи были аккуратными.
1) Решение примеров. Игра «Точно по курсу»
На доске написаны примеры:
7 * 8 = 15
12 * 4 = 8
14 – 5 * 817 – 9 * 10
18 – 8 * 14 – 4
15 * 1 = 16
Вокруг примеров рисунки корабликов. На парусе каждого из них записаны знаки «=, +, +, –, <, >», которые являются ответами к данным примерам. Количество корабликов соответствует числу примеров, записанных на доске.
– Мы уже далеко от родного берега. Какое здесь темное небо! И много кораблей. Видимо был шторм, и корабли сбились с курса. Надо помочь провести каждый корабль точно по курсу.
Вызываю к доске два ученика. Они решают пример, находят кораблик с соответствующим ответом, и подставляют его. Кто быстрее «проведет» по курсу свои корабли, т.е найдет знак к каждому примеру своего столбика, тот становится капитаном.
V. Физкультминутка
– Все ли на море спокойно, капитан? (Капитан
смотрит в бинокль)
– На море легкий ветерок плещутся рыбы, качаются
на волнах чайки, давайте и мы отдохнем, проведем
физкультминутку.
Рыбки весело плескались
В чистой голубой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Присядем столько раз,
Сколько рыб здесь у нас!
Сколько чаек у нас?
Столько мы подпрыгнем раз.
2) Работа над задачей
– Капитан, все ли спокойно в океане? Мне
кажется, кто-то показался вдали. Кто там? Пираты?!
– Они хотят на нас напасть. Приготовьтесь к бою,
взяли оружие! А им, вы знаете, являются ум,
быстрота и смелость. Правильно решим задачу и тем
самым уничтожим пиратов.
Задача на смекалку. Штурман, прокладывая путь своему кораблю, начертил три отрезка. Первый – длиной 9 см, второй – на 2см короче первого, а третий на столько же короче второго. Чему равны длины второго и третьего отрезков? (Решение задачи по действиям записать в тетради).
3) Игра «Точные штурманы»
– Штурманы очень важные люди в экипаже, они
прокладывают путь кораблям и самолетам. Сегодня
наша задача продолжить путь нашего корабля. (Дети
прокладывают маршрут, тем самым решая,
записывают примеры в тетрадь).
– Мы плывем к берегу. Нам необходимо сделать
записи в бортжурналах.
13 – 1 – 2 3 + 8 + 1 5 – 3 + 6 |
0 + 4 + 9 14 – 1 – 3 2 + 1 – 10 |
– Ребята, коту Матроскину очень понравилось путешествовать с нами. И он в знак благодарности для каждого из вас приготовил штурвалы и просит, чтобы мы ему построили на берегу дом из геометрических фигур. (Прямоугольник, квадрат, 2 круга, треугольник)
VI. Итог урока
– Вот и путешествие наше успешно подошло к концу. Благодаря дружной работе мы снова на родной земле. Во время путешествия мы работали над числовым рядом, решали задачи, примеры; повторили состав чисел; соотносили числа с группами предметов.