Статус документа
Программа курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, а также содержательных линий национально-регионального компонента образовательного стандарта основного общего образования Свердловской области, программы учебного курса для учащихся основной и средней школы по географии Свердловской области авторов В.Г. Капустина и И.Н. Корнева.
Элективный курс знакомит учащихся 6-го класса с географией и историей родного края, позволяет школьникам овладеть приемами работы с географическими картами, коллекциями минералов, дополнительными источниками информации. Данный элективный курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся знаниями по краеведению, вводит в интересный мир минералогии, развивает их географическую память, повышает интерес к предмету географии, воспитывает чувство сопричастности к историческим событиям «малой» Родины. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, в том числе 3 практические работы, 2 творческие работы и 1 экскурсия.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации и со школьными коллекциями минералов, экскурсионную работу.
Изучение данного элективного курса направлено на достижение целей:
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни;
- воспитание любви к своей «малой» Родине, позитивного отношения к окружающей природе;
- через высокую научность и творческую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании географического пространства региона.
Требования к учащимся:
- Усваивать и воспроизводить учебный материал.
- Уметь использовать различные источники учебной информации и правила техники безопасности при работе с коллекциями минералов.
- Овладеть приемами переструктурирования географической информации (графики, схемы, таблицы, картосхемы) и передачи ее собеседнику в зависимости от коммуникативно-деятельностных установок.
- Определять степень географической правильности суждений, диагностировать географические ошибки.
В результате изучения данного курса, при обязательном выполнении всех практических работ, учащиеся получают зачет.
Учебно-тематический план
№ | Название тем курса |
Всего часов | Формы работы |
1 | Вводное занятие | 1 | Викторина «Знаешь ли ты свой край». Творческая работа «Малахитовая шкатулка», рисунок. |
2 | История Демидовых на Урале. | 1 | Беседа, просмотр презентации старшеклассников, знакомство с портретами Никиты и Акинфия Демидовых, сообщения учащихся, практическая работа с картами краеведческого атласа «География демидовских заводов» |
3 | Вотчина Демидовых – Невьянск. Невьянская наклонная башня. | 1 | Беседа, просмотр иллюстраций и фотографий, просмотр презентаций старшеклассников. |
4 | Тайны уральских подземелий | 1 | Сообщения учащихся, знакомство со схемой расположения подземных ходов в Невьянске. |
5 | Битвы с Татищевым, или «горная война». | 1 | Сообщения учащихся о Татищеве, просмотр
презентаций старшеклассников, изучение
научно-популярной литературы. Викторина «Демидовы». |
6 | Урал – минералогический уникум планеты. | 1 | Практическая работа «Горные породы и минералы, добываемые на Урале и в Свердловской области». Знакомство учащихся с условными знаками полезных ископаемых. |
7 | Основы минералогии | 2 | Лекция «Минералы и горные породы». Техника безопасности и организация рабочего места при работе с минералами и горными породами. Обучающая практическая работа «Знакомство со шкалой твердости, или шкалой Мооса» ( до 7 ступени включительно). Оформление результатов работы. |
8 | Малахит – символ Урала. | 2 | Сообщения учащихся «История добычи малахита от Демидовых до наших дней», «Малахитовые произведения искусства», просмотр фотографии изделий уральских мастеров из малахита, знакомство с работами старшеклассников о малахите, работа с коллекцией минералов, работа с географической картой. Практическая работа «Определение уральских минералов». |
9 | Ласковый горный хрусталь. | 1 | Занятие проводится по тому же плану. |
10 | Любимец графа Орлова – родонит. | 1 | Занятие проводится по тому же плану. |
11 | Первый минерал шкалы Мооса – тальк. | 1 | К вышеизложенному плану работы необходимо добавить сообщение о геологическом, историческом и археологическом памятнике природы на территории Свердловской области – Тальковом Камне. |
12 | Первое русское золото – уральское золото. | 1 | Рассказ учителя о первом золоте на Урале. Сообщение учащихся о Ерофее Маркове. Работа с географической картой. «Золотая лихорадка» на Урале. Способы добычи золота. Разновидности и пробы золота. |
13 | Урок-экскурсия | 1 | Организация экскурсии в геологический или краеведческий музей. |
14 | Самостоятельная творческая работа учащихся. | 1 | Оформление отчета об экскурсии. Формирование коллекции минералов. По желанию учащихся (для личностно-ориентированного обучения): эссе на тему «Радостный камень малахит», «Дневник Акинфия Демидова», «Тайны Невьянской башни». |
15 | Итоговое занятие | 1 | Представление работ учащихся. Самооценка. Оценка коллектива. |
Список литературы.
- Географические карты для средней школы.
- Е. Савенко. Путешествуем по Уралу. Екатеринбург. 2006.
- Н.П. Архипова. Природные достопримечательности Екатеринбурга и его окрестностей. Екатеринбург, 2001.
- Астрономия и география. Универсальная энциклопедия школьника. Минск. 1995.
- В.М. Слукин. Тайны уральских подземелий. Свердловск. 1988.
- И. Шакинко. Невьянская башня. Свердловск. 1989.
- Ф. Немец. Ключ к определению минералов и горных пород. Москва. 1988.
- В.И. Соболевский. Замечательные минералы. Москва. 1983.
- Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. Екатеринбург. 1999. Изд-во Дома учителя.
- Юному географу. Справочник школьника. 1987. Свердловск.
- С. Лаврова. Урал. Кладовая Земли. Москва. 2007.