«Я не могу себе представить школу без уроков, но считаю, что урок требует очеловечивания и обновления»
Ш.А. Амонашвили
Современные проблемы ставят перед
образованием и педагогической наукой новые
проблемы, связанные со становлением человека
нового культурного типа, живущего в
постиндустриальном мире, свободно владеющего
компьютерными и коммуникативными технологиями,
понимающего и принимающего ценности нового мира,
самостоятельно решающего проблемы, умеющего
самостоятельно учиться.
Все инновационные идеи современного образования
тесно связаны с уроком – необыкновенным
педагогическим феноменом.
Инновационные ресурсы урока повышаются за счет:
- открытости пространства урока культуре, природе, социуму, науке, человеку;
- изменения на уроке позиций субъектов образовательного пространства – ученика и учителя;
- привлечения на урок инновационных средств обучения: современных линий учебников, современных технических средств;
- педагогической поддержки учащихся;
- применения на уроке педагогических технологий, ориентированных на становление «человечности» в учащихся, самостоятельности, креативности, обеспечивающих подготовку их к жизни в постиндустриальном (информационном) обществе;
- учета правовых ресурсов современного урока.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления
Цель: создать условия для получения, осознания и осмыления блока новой учебной информации в форме фронтальной и групповой работы с ориентацией на формирование предметных, социальных, информационных, коммуникативных компетенций.
Задачи:
- Образовательные:
- базовый уровень – формирование представления о видах и масштабах использования ресурсов Мирового океана;
- повышенный уровень – создание условий для выявления причинно-следственных связей географии размещения ресурсов Мирового океана;
- углубленный уровень – умение давать оценку влияния хозяйственной деятельности человека на Мировой океан, умение находить пути решения сложившихся проблем.
- Развивающие:
- развитие общеучебных умений школьников посредством включения их в самостоятельную поисковую деятельность;
- развитие у школьников творческих умений и навыков;
- формирование креативного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
- формирование умений и навыков отбора информации в Интернет-ресурсах.
- Воспитательные:
- формирование ценностного отношения школьников к самообразованию, саморазвитию;
- воспитание уважения к мнению окружающих, экологических ценностей на примере рационального использования ресурсов Океана.
Технология обучения: проектная с использованием ИКТ.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Форма урока: урок- конференция.
Средства обучения:
- География: Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреж. Авторы Е.М. Домогацкий, Н.И. Алексеевский.
- Атлас по географии школьника.
- Настенные карты: «Мировой океан», «Политическая карта мира».
- План-схема темы (Приложение 1).
- Лист самоконтроля (Приложение 2).
- Электронное обеспечение кабинета.
- Электронные презентации мини-проектов школьников.
- Выставка дополнительной литературы.
- Выставка рисунков «Царство Нептуна».
Презентации:
- Мировой океан – кладовая богатства (презентация к уроку);
- Кладовая жизни мирового океана (биологические ресурсы);
- Пресная вода и океан (водные ресурсы)
- Минеральные ресурсы Мирового океана
- Рекреационные ресурсы Мирового океана
- Энергетические ресурсы и океан
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Оргмомент | Приветствует учащихся. Создает позитивный эмоциональный настрой для работы конференции. |
Настраиваются на творческую работу, готовят рабочие места. |
Актуализация | Воспроизводит в памяти учащихся систему базовых знаний, используя прием работы с карточками (каждому ученику на парту кладется карточка, но только половина имеет вопросы – Приложение 3). | Открывают карточки, если есть вопрос, дают ответ. Дополняют и уточняют ответы одноклассников. |
Целеполагание и мотивация | Организует самостоятельную работу по
формулированию: 1) темы урока, используя план-схему темы «Мировые природные ресурсы и экологические проблемы» (Приложение 1) 2) целей урока на основе листа самоконтроля (Приложение 2) Анализирует ответы учащихся, формулирует тему и цели урока. Обращает внимание на значимость позитивных результатов каждого ученика. |
Анализируют план-схему темы, лист самоконтроля, самостоятельно формулируют тему и цели урока, озвучивают результат, после обсуждения с учителем записывают в тетрадь. |
Изучение нового материала |
1. Вступление: Вы знаете, что природные
ресурсы играют огромную роль в жизни человека,
т.к. без них невозможно создание всех благ,
поэтому они выполняют связующую роль между
природой и обществом. Ресурсы мирового океана
очень специфичны в изучении, освоении и экологии
, поэтому приобрели известную самостоятельность.
2. Организует работу творческих групп по презентации результатов работы над проектами, озвучивая группе проблему их работы (опережающее задание); (Приложение 6) 3. Поясняет прием отбора и структуирования материала урока всем учащимся (Приложение 4) 4. Организует работу оппонентов, рецезентов (Приложение 5) 5. Обобщение Итак, мы выяснили – Мировой океан – это действительно кладовая богатств. В наше время экономика освоения Океана понимается более широко. Она включает не только использование его ресурсов, но и заботу об их охране и восстановлении. Океан способен отдавать свои богатства, но и люди должны рационально их использовать. При таком подходе Океан поможет решить человечеству многие насущные проблемы. |
Группы отчитываются по результатам
информационных мини-проектов, представляя,
вниманию класса электронные презентации. Учащиеся отбирают нужную информацию, заполняют таблицу (Приложение 4). Рецензенты ведут анализ работы творческих групп, используя рейтинговую таблицу (Приложение 5). |
Первичное закрепление и применение | 1. Предлагает воспроизвести основное
содержание блоков учебной информации. 2. Корректирует совместно со всеми учащимися основные блоки информации. 3. Дает возможность задать вопросы оппонентам. 4. Предлагает творческой группе библиографов представить дополнительную литературу по обсуждаемой теме. |
Озвучивают результаты работы с
таблицей. Корректируют, дополняют информацию содержания урока. Оппоненты задают группам интересующие их вопросы. Весь класс участвует в дискуссии по выявленным проблемам. Группа библиографов представляет выставку литературы. |
Рефлексия | Предлагает группе рецензентов озвучить
результаты их работы, если есть необходимость,
корректирует, дополняет вместе с классом свои
мнения. Подводит общий итог урока. |
Группа рецензентов определяет
результативность работы творческих групп. Учащиеся высказывают по желанию свои мнения. |
Домашнее задание | Параграф 17 учебника. Составить 2 вопроса для взаимопроверки. Предлагает индивидуальное опережающее задание (по желанию) | Записывают домашнее задание в дневник. Изъявляют желание выполнять индивидуальное задание. |