Урок социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Уход за волосами"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели:

  • познакомить с правилами ухода за волосами в зависимости от типа волос, научить подбирать причёску.
  • коррегировать аналитико-синтетическую деятельность.
  • воспитывать опрятность.

Оборудование: слова для словарной работы, инструкция «Мытьё головы», средства для ухода за кожей, шампуни для разных типов волос, иллюстрации и литература по теме урока, зеркала, лекарственные травы, запарник, куклы, тазы, ковши, полотенца, фены, расчёски, фартуки, правила, фильм «Красота и здоровье», компьютерная программа «Салон красоты».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие.

II. Актуализация знаний

1. Д/и «3-й лишний».

На столе: пенка, шампунь, лосьон.

Задание: найти лишний предмет и объяснить свой выбор.

2. – Для какой процедуры используют пенку?
–  С какой целью используют лосьон?
– Какое средство применяют для лечения кожи?

3. – В зависимости от чего выбираются средства ухода за кожей лица?

III. Сообщение темы и целей

– Только ли кожа требует тщательного ухода?
– Мы сегодня узнаем, какие типы волос существуют, и научимся правильно ухаживать за волосами в зависимости от типа волос. Один урок будет проведён в кабинете СБО, второй в компьютерном классе.

IV. Изучение нового материала

1. Типы волос

А) – Какие типы волос вы знаете?

Появляется таблица «Типы волос».

– Сейчас я расскажу, как узнать свой тип волос. Возьмите зеркала и послушайте описание типов волос.

Сухие волосы – выглядят тускло, без блеска, плохо отражают свет. При расчесывании они легко рвутся, путаются, секутся на концах.

Жирные волосы – определить не трудно. Вскоре, после мытья, на 2-й же день, они слипаются, кажутся грязными, неопрятными.
Можно определить с помощью зеркала. Для этого нужно приложить зеркало к корням волос, на макушку, и немного надавить (показ учителем на одном из учеников). Если остались на зеркале жировые пятна, то тип волос жирный.

Нормальные волосы – на вид живые, с блеском, при скручивании не ломаются, а сразу восстанавливают свою форму, не склеиваются в отдельные пряди.

Б) словарная работа.

В) Письменная работа.

Запись темы и типов волос.

– Запишите типы волос, около своего типа поставьте галочку.

2. Правила ухода за волосами

– Что значит ухаживать за волосами? (Мытьё волос)
– Как часто нужно мыть волосы? (Ответы детей, правило появляется на доске)

Мой волосы по мере загрязнения.

– Как называется средство, которым моют волосы?
– В зависимости от чего различают шампуни? (От типа волос)

Показ шампуней для разного типа волос.

  • Шампунь для жирного типа волос содержит вещества, которые быстро удаляют жир, подсушивают волосы у корней, помогают сальным железам нормально работать.
  • Шампунь для сухих волос – увлажняет корни и кончики.
  • Шампунь для всех типов волос подходит как для сухих волос, так и для жирных.

– Выберите шампунь для вашего типа волос. Прочитайте название, найдите способ применения.

Чтение вслух. Запись правила в тетрадь.

– Расскажите в какой последовательности моются волосы (по-цепочке).
– А теперь проверим. Прочитайте инструкцию «Мытьё головы» про себя.
– Прочитайте вслух.
– Как, по-вашему, что должно быть 6-м пунктом? (Высушить волосы)
– Какой самый распространённый способ сушки вы знаете? (Сушка полотенцем)
– Какие ещё есть способы сушки? (Феном. Ладонями)

  • Начинай сушить с нижних прядей, а верхние – подбери и заколи на макушке.
  • Сначала высуши волосы сзади, потом на висках и макушке, а чёлку суши в последнюю очередь.
  • Фен держи на расстоянии 10 см от волос и не выключай его, пока волосы не станут совсем сухими.

– Если у тебя коротенькая стрижка, волосы можно высушить с помощью ладоней, пропуская пряди между пальцами.

V. Словарная работа «Способы сушки»

VI. Практическая работа «Мытьё волос у кукол»

Задание: вымыть волосы, подобрав нужный шампунь. (Учитель заранее сообщает детям тип волос кукол). Высушить волосы, выбрав способ сушки.

Дети работают в парах под руководством учителя.

VII. Изучение нового материала (продолжение)

3. Использование лекарственных трав.

– Иногда на коже головы и в волосах появляются белые и желтоватые чешуйки. Их может быть немного, а может казаться, что вся голова обсыпана мукой. Как называется такое явление? (Перхоть)
– С помощью чего можно полечить волосы?
– Для того, чтобы волосы были красивыми, шелковистыми, сохраняли естественный цвет и блеск, полезно ополаскивать волосы настоями трав.
Показ трав учителем.
– Например, при перхоти и выпадении волос полезно ополаскивать волосы настоем из мать-и-мачехи. Для этого нужно взять 3ст.л. травы и залить 0,5л. кипятка (показ учителем).
– Рецепты по приготовлению настоя из трав можно найти в литературе (Выставка книг по теме).

Используй настои лекарственных трав для оздоровления волос. (Запись правила в тетрадь)

4. – А теперь посмотрите на наших кукол. Выглядят ли они красивыми и опрятными? Почему? Как часто нужно расчёсывать волосы?

Расчёсывай волосы утром и вечером.

Показ видов расчёсок.

– Выберите расчёску для длинных волос.
– Выберите расчёску для коротких волос.
– Из какого материала расчёска не вредит волосам?
– Можно ли пользоваться одной и той же расчёской многим людям? Почему? (Можно приобрести кожные заболевания другого человека, педикулёз)
– А нужно ли мыть расчёску? (Промывать от загрязнений необходимо 1 раз в неделю)

Запись правила в тетрадь.

5.– Прочитайте правило, объясните его.

Стриги волосы в парикмахерской не реже 1 раза в месяц.

– Чтобы обеспечить волосу поступление кислорода, нужно обязательно подстригать кончики волос.

Запись правила в тетрадь.

VIII. Итог

–  Что значит красивые и опрятные волосы? (Ухоженные)
– Что нужно делать для того, чтобы волосы выглядели ухоженными? (Соблюдать правила ухода за волосами)
– Перечислите эти правила.

Оценивание работы детей.

2-й урок в компьютерном классе

I. Просмотр фрагментов учебного фильма «Красота и здоровье»

1-й фрагмент. Сейчас мы научимся делать самомассаж для укрепления волос. Глядя на экран, выполняем движения.

2-й фрагмент. Очень часто у подростков встречается жирный тип волос. Сейчас вы посмотрите, как правильно ухаживать за жирными волосами. (Просмотр)

– Какие средства для волос применялись?

С опрятным ребёнком приятно общаться
И всякий ему поспешит улыбаться.
Причёска, поверьте мне, многое значит:
Красивая точно приносит удачу.
Давайте, скорее, научимся с вами,
Ребята, творить чудеса с волосами.

– Что нужно учитывать при подборе причёски? (Форму лица)

– Сейчас мы узнаем, какие формы лица существуют.

II. На экране формы лица, а учитель даёт им описание

  • Овальное лицо. Такое лицо гораздо шире на уровне висков и лба, чем в подбородке. Сужение к низу плавное, подбородок аккуратно закруглён.
  • Круглое лицо. Вертикальные и горизонтальные размеры почти равны, скулы широкие, подбородок закруглённый.
  • Квадратное лицо. Горизонтальный размер лица почти равен вертикальному. Ширина на уровне лба и челюстей одинаковая, поэтому лицо выглядит квадратным.
  • Продолговатое лицо. Вертикальный размер такого лица превосходит горизонтальный. Ширина на уровне лба равна ширине на уровне челюстей.
  • Ромбовидное лицо. Такое лицо имеет узкие лоб и подбородок, но скулы и челюсти выдаются в стороны. Шире всего лицо в скулах.
  • Сердцевидное лицо. Такое лицо шире на уровне лба и скул и сужается к подбородку.
  • Треугольное лицо. Самая широкая часть лица – на уровне нижней челюсти, к щекам оно сужается и далее ещё более сужается к центру. Скулы не выдаются.

Определение формы лица с помощью зеркал.

III. Физминутка на внимание

 – Если прозвучит средство ухода за волосами, то приседаем. Если другие предметы, то аплодируем.

Расчёска, платок, заколка, шампунь, тетрадь, фен, книга, ленты, ободок.

IV. – Сейчас на слайдах вы увидите, как можно подобрать причёску в зависимости от формы лица и его черт.

На экране появляется лицо, а в ходе рассказа учителя причёска.

  • Если черты лица у тебя мелкие, то выбирай пышные причёски. А для крупных черт лица больше подойдут гладкие причёски, не закрывающие лицо.
  • Тем, у кого лицо сердечком, советую причёсывать волосы так, чтобы они надо лбом лежали гладко, а за уши заходили мягкой закруглённой линией.
  • Если у тебя лицо круглой формы, выбирай причёски с гладко зачёсанными висками, а на макушке сооруди что-нибудь пышное.
  • Удлинённое же лицо требует причёски, где волосы по бокам лежат пышно, а на темени сохраняются гладкими. Пышная длинная челка тоже зрительно укорачивает удлинённое лицо.
  • Для квадратного лица больше всего подойдёт стрижка «каре». Хорошо будут смотреться чёлка и средней длины волосы, подстриженные лесенкой.

Придумали люди причёсок немало.
Какую же сделать? Подумай сначала!
Хвосты и косички неплохи для школы.
Но если идёшь ты на праздник весёлый
И хочешь немного взрослее казаться,
То лучше причёской серьёзно заняться.

– Выбор причёски зависит не только от формы лица, но и от того мероприятия, на которое мы идём. Попробуйте подобрать модель причёски к мероприятиям, которые на экране.
– Итак, что нужно учитывать, подбирая причёску?

Подбирай причёску, учитывая форму лица, черты лица и мероприятие на которое идёшь.

V. Зрительная гимнастика

VI. Работа с компьютерной программой

Сложно самому подбирать себе причёску? Для этого существуют специалисты, которые в салоне помогут разработать вам причёску. Но это очень дорого, да и не всегда доступно. Поэтому мы с вами попробуем этот салон устроить здесь и сейчас. А поможет в этом нам компьютерная программа «Салон красоты».

  • Знакомство с программой проводит учитель информатики.
  •  Задание: подобрать модель лица похожее на ваше.
  • Подобрать оптимальную длину волос, попробовав подставить короткие, средние и длинные волосы.
  • Подобрать подходящий цвет волос, выбрав оттенки из программы.
  • Вывести на экран готовую фотографию.

VII. Итог

С какими правилами ухода за волосами мы с вами познакомились?

Чтение правил с экрана.

Оценивание работы детей на уроке.