1. Введение
В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. В дошкольном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллектуальное. Именно поэтому одним из самых острых вопросов дошкольного воспитания является проблема нравственных представлений личности и развития гуманных чувств. Недостаточное развитие этой сферы психики влечет за собой возникновение многих внутриличностных и межличностных конфликтов: расизма, дискриминации, непринятия себя, других, неспособность управлять своими эмоциями, неумение работать в команде и др. В основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект, т. е. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способность сотрудничать с другими людьми. Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Г.Орме, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие. Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).
Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Таким образом, актуальность работы данном направлении определяется, во-первых, усилением значимости такого принципиально важного для межличностного взаимодействия и общения феномена, как эмпатия, во-вторых, недостаточной разработанностью проблемы в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, и, в-третьих, состоянием вопроса в практике, связанного с необходимостью установления приоритета личностного взаимодействия на основе эмпатии, как общечеловеческой ценности.
Возможны два подхода к развитию эмоционального
интеллекта: можно работать с ним напрямую, а
можно опосредованно, через развитие связанных с
ним качеств. Сегодня уже доказано, что на
формирование эмоционального интеллекта влияет
развитие таких личностных свойств, как
эмоциональная устойчивость, положительное
отношение к себе и эмпатия. Таким образом,
развивая эти качества ребенка, можно повысить
уровень его эмоционального интеллекта.
Этим обоснована необходимость разработки
системы педагогических мероприятий, которая
направлена на развитие эмоциональной сферы
дошкольника, воспитание доброжелательного
отношения к сверстнику.
2. Технология работы. Цели, задачи, методы работы
Цель: повышение уровня развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста посредством психолого-педагогического сопровождения формирования их эмоциональной сферы.
Задачи:
- Создание условий эмоционального благополучия дошкольников, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств.
- Включение в рамки воспитательно-образовательного процесса обоснованной системы мероприятий психолого-педагогического сопровождения, способствующих развитию эмоциональной сферы дошкольников.
- Практическая реализация технологии психолого-педагогического сопровождения.
При работе с детьми акцент делают на развитии следующих умений:
- умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;
- умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т.д.);
- умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
Направления работы:
- научить понимать и осознавать потребности и эмоции тела, развить мышечное внимание и свободу;
- формировать у дошкольников потребность и умение накапливать положительные эмоции, распознавать и справляться с неполезными эмоциями;
- научить позитивно (без раздражения, капризов, агрессии) реагировать на различные жизненные ситуации и заранее создавать желаемые ситуации;
- заложить у дошкольников основы умения анализировать и понимать себя и собственное поведение (что происходит и почему), поведение других людей, управлять своими эмоциями, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
- способствовать адекватному для дошкольников ролевому развитию, а также формированию эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения;
- научить дошкольников поддерживать сотрудничество;
- обеспечить осознанное участие семьи.
Эмоциональный интеллект становится основным капиталом современного человека. Развивать его необходимо с самого раннего возраста – с 4 лет. К этому моменту ребенок отделяется от матери и становится способным к восприятию социальной и психологической информации.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
– самосознание (образ "Я", понимание
"психологического устройства" себя);
– самоконтроль (способность совладать со своими
чувствами, желаниями);
– социальная чуткость (умение устанавливать
контакты с разными людьми);
– управление отношениями (способность к
сотрудничеству, умение поддерживать, развивать,
укреплять контакты).
Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения.
Используются такие методические средства, как:
- ролевые игры;
- психогимнастические игры;
- коммуникативные игры;
- игры и задания, направленные на развитие произвольности;
- игры, направленные на развитие воображения;
- релаксационные методы;
- использование эмоционально-символических методов.
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:
- комфортная организация режимных моментов;
- оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т.д.);
- игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.);
- арттерапия (рисование, ритмопластика, танец);
- занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;
- психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
- телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;
- посещение комнаты психологической разгрузки;
- задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т.п.;
- использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.);
Действующие эффективные методы обучения – интерактивные беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами, творческая индивидуальная и групповая деятельность (совместное пение, танец, рисование, работа с природными материалами, пантомима, декламация), элементы телесной терапии.
Раскроем конкретное содержание некоторых компонентов.
Комфортная организация режимных моментов
Этот вариант включает набор технологий
организации режимных моментов: приема детей,
приема пищи, сборов на прогулку, укладывания,
проведения закаливающих процедур и др. Главным
при этом является умелый выбор модели общения,
способствующей психологическому комфорту
ребенка, не подавляющей его свободу и
индивидуальность. Наличие четких правил,
создание специфической атмосферы (как, например,
при укладывании, описанном выше), предоставление
детям максимально возможной самостоятельности
являются основными условиями предупреждения
психоэмоционального напряжения детей. При
организации режимных моментов предпочтителен
партнерский стиль общения с детьми,
соответствующий модели "взрослый –
взрослый", но иногда (особенно с малышами)
уместно использование модели общения "дети –
дети".
Это организация жизни детей в определенные
временные периоды, способствующая снятию
накопившегося утомления, предупреждающая
возможные психоэмоциональные срывы. Время
проведения определяется на основании изучения
утомляемости детей. Эту работу выполняет
психолог. Полученные им данные сопоставляются с
данными заболеваемости детей и карт, в которых
дети отмечают свое настроение. Это помогает
выбрать оптимальное время.
Каждый день должен максимально отличаться от
предыдущего по форме организации занятий.
Поскольку ничто так не угнетает психику, как
череда однообразных будней. В режиме дня
предусматривается время для индивидуальных
контактов воспитателя с детьми на основе
неформального общения. Утро и вечер должны
посвящаться играм воспитателя с детьми.
Причем роль воспитателя в игре определяют дети.
В режиме дня выделяется время для проведения
лечебно-профилактических мероприятий,
психотренингов, релаксационных пауз и т. п.
Выделяется также время для самостоятельной
деятельности детей, когда они могут позаниматься
в изоуголке, библиотеке, физкультурной зоне.
В дни, когда запланированы занятия с высокими
интеллектуальными нагрузками, в режим дня
включаются специальные комплексы гимнастик,
позволяющих снять накопившееся
психоэмоциональное напряжение. Релаксационные
паузы разумно включать в дни с повышенными
физическими нагрузками.
Двигательный режим
Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь, как указывают специалисты, между двигательным ритмом и умственной работоспособностью ребенка. Вредна, отмечают они, как недостаточная, так и излишняя двигательная активность.
Отправной точкой при организации
двигательного режима детей должна стать
естественная потребность организма в движении.
Отмечено, что дети с нормальной двигательной
активностью имеют лучшие показатели в развитии.
У них более устойчивы психика и настроение.
У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершенны. Мало того, исследователи отмечают, что у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность агрессивность, неуравновешенность и т. д. Эти дети нуждаются в индивидуальном медицинском и психолого-педагогическом сопровождении.
Одним из способов нормализации двигательной активности моторных и малоподвижных детей является их дружба, основанная на общности интересов.
Положительное влияние физкультурной терапии на психоэмоциональное состояние детей наблюдается уже через месяц после начала регулярных занятий. Программы физкультурной терапии по своей структуре могут различаться, но четыре основных компонента в них должны быть обязательными: утренняя терапевтическая гимнастика, пешие прогулки, закаливающие процедуры. Ниже каждый из этих компонентов рассмотрен более подробно.
Оздоровительная утренняя гимнастика
Цель утренней гимнастики – поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка. Этой целью и определяется методика ее организации.
Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренней гимнастики должны быть включены только хорошо знакомые детям физкультурные упражнения. Использование элементов обучения неизбежно создает ситуацию напряжения, поскольку не все дети успешно справляются с заданиями. Если они это осознают, то их астенические реакции могут усилиться.
Интерес к гимнастике поддерживается большим
разнообразием упражнений и игр. Например,
сегодня утренняя гимнастика может состоять из
серии подвижных игр, завтра дети могут
поработать на полосе препятствии, в следующий
день это будет танцевально-имитационная
деятельность.
Во время гимнастики детям должна быть
предоставлена возможность самостоятельных
действий на игровой или спортивной площадке.
Взрослым необходимо позаботиться о том, чтобы им
было чем заняться.
Например, поиграть в мяч или покачаться на качелях, погонять шайбу или попрыгать через скакалку. На самостоятельную двигательную деятельность отводится от 6 до 10 минут. Она является своеобразной психической разгрузкой для детей. О физической нагрузке в данном случае беспокоиться не стоит, дети всегда в состоянии регулировать ее и никогда не перегружаются.
Утренняя терапевтическая гимнастика – это комплекс мер физического и психического воздействия, способствующих профилактике психоэмоционального напряжения детей, тренировке сердечно-сосудистой системы, развитию способности организма лучше усваивать кислород. Благодаря вариативности гимнастики, а также предоставлению детям возможности выбора деятельности, специфике субъектно-объектных отношений взрослых и детей, комплексное терапевтическое влияние на физическое и психическое состояние воспитанников весьма значительно.
Терапевтическая утренняя гимнастика всегда (кроме случаев неблагоприятной погоды) проводится на свежем воздухе не менее 30 минут. По существу это насыщенная разнообразной двигательной деятельностью утренняя прогулка. Ее место в режиме дня определено достаточно точно для каждой возрастной группы, начиная с 3-летнего возраста.
Закаливание, оздоровление
Известно, что наиболее эффективным средством тренировки терморегуляционного аппарата организма человека являются водные закаливающие процедуры. Не менее эффективно воздействуют водные процедуры на психоэмоциональное состояние, снимая стресс и напряжение. Не случайно возбужденному человеку предлагают выпить воды, уставшему – умыться или принять душ, а человека, упавшего в обморок, обрызгивают водой.
Регулярные закаливающие процедуры повышают устойчивость нервной системы человека к неблагоприятным воздействиям, повышают его работоспособность. Поэтому приучать ребенка к водным процедурам не только полезно, но и необходимо. Классическими принципами закаливания являются постепенность и последовательность. В современном понимании – это постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени воздействия на определенные участки тела ребенка. Такой подход называют щадящим. Ребенка как бы проводят по ступенькам закаливания, поднимаясь от щадящих, простых процедур к более сложным и жестким. Чтобы закаливающие процедуры являлись тренингом не только для сосудистой, но и нервной системы, такое движение по восходящей просто необходимо. "Ступеньки" закаливания определяются, учитывая имеющиеся возможности и специфику детского контингента. Важно, чтобы детям процедуры нравились, и они могли бы их выполнять самостоятельно. В принципе не имеет особого значения, какая "лесенка" закаливания выстроится. Важно, чтобы организм не привыкал к процедурам и постоянно тренировался. Следует, научив детей разнообразным приемам закаливания, предоставить им возможность выбора.
Пешие прогулки
Польза прогулки для здоровья ребенка несомненна. И возможность вдоволь побегать и подышать свежим воздухом оказывает терапевтическое воздействие на организм детей. Но не всегда прогулка для малыша является еще и хорошей психической разрядкой. Поссорился, например, ребенок с друзьями, пришел с прогулки в слезах – и весь ее оздоровительный эффект из-за стресса практически сводится к нулю. А вот на психотерапевтической прогулке такого не бывает. Она поднимает и мышечный, и психический тонус детей, а также способствует их личностному развитию. Психотерапевтическая прогулка – это пешая прогулка, основную часть которой составляет ходьба. А она в плане профилактики психоэмоционального напряжения не менее полезна, чем оздоровительный бег.
Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования, выполнение которых дает им возможность отключиться от беспокоящих их проблем и дать мозгу своеобразный отдых.
В "туристическом агентстве" дети приобретают путевки – маршруты. Цена путевки – демонстрация детьми своих возможностей и достижений. Приобретение "путевок" демонстрацией своих достижений и возможностей укрепляет уверенность детей в своих силах. В свою очередь осознание детьми своих успехов развивает у них чувство самоуважение и формирует такое важное свойство социального познания, которое зовется самоэффективностью. На таких прогулках дети имеют возможность узнать не только свои достоинства и особые способности, но и способности своих товарищей.
На остановках педагог проводит с детьми мини-тренинги, в соответствии с психотерапевтической задачей, которая, в свою очередь, обусловлена спецификой психического состояния данной группы детей. Это могут быть упражнения на психосаморегуляцию состояния, коммуникативно-лингвистические игры, развлекательные, оздоровительные игры и др., смотря по ситуации и местоположению.
Оздоровительные игры
Игры этой серии предназначены для профилактики
утомления, вызванного интенсивными
интеллектуальными нагрузками. Кроме
релаксационной они выполняют коммуникативную,
развлекательную и воспитательную функции.
Физическая и психическая компоненты в
оздоровительных играх тесно взаимосвязаны.
Непринужденность обстановки, свобода
импровизации, возможность отступления от
заданных правил, бесконечность вариаций,
нацеленность педагога на создание у детей
эмоционального подъема, отсутствие проигравших
– все это создает у игроков состояние особого
психологического комфорта.
Организация оздоровительных игр не требует
создания специальной площадки или наличия
особого оборудования. Но хорошая подготовка
ведущего обязательна. Кроме того, эти игры
проводятся при наличии объективной
необходимости восстановления у детей
комфортного психологического состояния или
предупреждения писхоэмоционального напряжения,
которое может быть вызвано характером
предстоящей учебной деятельности.
Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно.
Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него.
Игры не должны повторяться (может быть изредка), чтобы детям было интересно. Поэтому в арсенале педагога их должно быть много. Особых возрастных требований к оздоровительным играм нет. Если четырехлетние дети понимают что такое пропеллер, то можно играть с ними в игру "Пропеллер". Описание нескольких игр, по аналогии с которыми педагоги дошкольного учреждения могут разработать свои.
Ритмопластика
В плане профилактики психоэмоционального напряжения ребенка ритмопластика решает задачи раскрепощения его личности и поведения, ориентирует на позитивное восприятие окружающего мира.
Ритмопластика может проводиться как самостоятельное занятие или входить составной частью в физкультурное и музыкальное занятия.
На занятиях ритмопластикой дети движениями передают образы сказочных и литературных героев, окружающие предметы, свои ощущения и чувства, отношение к себе, повадки различных животных, свое восприятие растений, а также учатся красивым походке, жесту, позе, поклону.
Особая ценность в занятиях ритмопластикой заключается в выработке своего понимания и видения явления и предмета, вслед за которым развивается способность к принятию правильных собственных, личных решений. В психотерапевтической практике это самый эффективный путь. Фактически ребенок учится давать совет самому себе, что очень ценно, но в то же время и чрезвычайно трудно. По мнению многих специалистов, для этого лучше всего подходят сказки. Причем сказки не только известные, но и специально придуманные.
"Проживание" ребенком сказочной ситуации не только мысленно, но и как бы наяву, через движение, позу, пластику, оказывает положительное влияние на его психоэмоциональное состояние. Для этого необходимо, чтобы ребенок идентифицировал себя с главным героем сказки, разделял его судьбу.
По мнению Д. Соколова, целебность сказок заключается в подстройке к состоянию потенциального слушателя. И не следует опасаться передавать состояния лени, страха, жадности и других отвергаемых человеческих чувств. Необходимо учить детей разбираться с самыми грустными сторонами человеческой жизни. Через осознание и ситуативное переживание их в создаваемых сказочных ситуациях ребенок дает им верную оценку.
Занятия серии "Наш дом – Земля" направлены на расширение знаний ребенка об окружающем мире, осознание себя его значимой частью. На них дети осмысливают и изображают движения Земли, Солнца, Луны, состояние стихий, придумывают характер и движения разных растений. Темами занятий могут быть следующие: "Почему Землю называют живой планетой", "Моря и океаны", "Язык цветов", "О чем шепчутся деревья", "Черной ночью черный кот белу мышку стережет" и т. п.
Ритмопластику лучше проводить в дни, когда у детей были высокие психоэмоциональные нагрузки.
Издавна музыкально-ритмические движения считаются одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоционального напряжения. Большая двигательная активность на фоне эмоционального подъема при выполнении музыкально-ритмической гимнастики несет мощный оздоровительный заряд. Значение музыкальных ритмов для снятия психоэмоционального напряжения велико. То, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет выделение пищеварительных соков, ритм дыхания и сердцебиения, доказано еще в прошлом веке русским физиологом И. Р. Тархановым.
Такое же действие оказывает и воспоминание об этой музыке. В. М. Бехтерев установил, что при спокойной музыке дыхание человека становится глубоким и равномерным, а гармоничные созвучия замедляют пульсацию крови. Способны вызвать замедление пульса и удары метронома.
Ритмическая музыкальная деятельность чрезвычайно эмоционально насыщенна. Эту насыщенность можно дозировать: в зависимости от ситуации давать тот или иной (по качеству и количеству) заряд эмоций. Например, использовать "Утро" Грига, чтобы снять переутомление, а произведение "Король гномов" Шуберта помогает справиться с депрессивным психозом.
Но слушать музыку – это одно, а вот двигаться ей в такт – совсем другое. Ритмическая гимнастика гармонично соединяет в себе дозируемую двигательную активность и эмоциональность, диктуемую современными музыкальными ритмами. В этом ее преимущество как средства профилактики психоэмоционального напряжения по сравнению с другими видами физкультурной деятельности.
Ритмическая гимнастика более демократична, она допускает нечеткие движения, импровизацию, "нечемпионские" движения. Она всегда создает хорошее настроение; разучив несколько элементов ритмической гимнастики, можно заниматься и без тренера, внося в нее творческие коррективы; при занятиях ритмической гимнастикой быстрее формируется сплоченность детского коллектива. Ограничений для организации ритмической гимнастики в дошкольном образовательном учреждении практически не существует.
Единственное условие – не допускать перегрузки. В форме ритмической гимнастики можно организовывать в плохую погоду утреннюю гимнастику, проводить днем музыкально-ритмические паузы между интеллектуально нагруженными занятиями. Она хорошо поднимает тонус и настроение детей после дневного сна. Не имеет особого значения возраст детей. Именно малыши любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей. Важно научить детей нескольким несложным движениям и их комбинации, чтобы они могли подвигаться самостоятельно. Для этого воспитателю необходимо в режиме дня продумать включение нескольких музыкальных пауз, а, кроме того, научиться ритмично двигаться самому.
Сказкотерапия – современный, органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта.
Дошкольники получают необходимые
психологические знания, активизируют
собственные творческие ресурсы, учатся
противостоять неблагоприятному воздействию
стресса, находить оптимальные способы решения
своих проблем, развивают самосознание,
самоконтроль, социальную чуткость и способность
управлять отношениями.
Помимо развития эмоционального интеллекта и
связанных с ним коммуникативных способностей,
данный метод позволяет:
- развивать внимание, память, мышление,
- развивать креативность,
- активно формировать систему ценностей ребенка.
Взаимодействие с дошкольниками организуется в малых подгруппах, что позволяет найти особый, индивидуальный подход к каждому ребенку. В некоторых сказочных путешествиях участвуют и родители.
Игра. Игра в дошкольном возрасте – это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.
Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
Игровая деятельность детей может быть
использована в целях выявления некоторых
особенностей эмоционального неблагополучия
дошкольника.
В то же время внесение в игру нового
эмоционального опыта (переживания радости от
общения со сверстниками или от перевоплощения в
роли и т.д.) способствует нейтрализации
отрицательных эмоциональных проявлений у детей,
приводит к формированию у них новых
положительных качеств и стремлений, новых
побуждений и потребностей.
Психолого-педагогические приемы, осуществляемые в процессе игры должны нормализировать эмоциональную сферу, снимать эмоциональные барьеры и вести к появлению более высокоразвитых, прогрессивных форм эмоционального поведения.
С учетом специфики эмоционального поведения следует применять различные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игра с правилами, и руководить игрой таким образом, чтобы нежелательные качества личности ребенка или отрицательные эмоции успешно им преодолевались.
Однако, часть детей дошкольного возраста не умеет играть. Одна из причин этого заключается в том, что с этими детьми никто в семье не играет, поскольку родители предпочитают другие виды деятельности (чаще всего этот разные виды развития интеллекта, которым ребенок обучается в ущерб игре). Большой эффективности можно достичь при участии самого воспитателя в игре. Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их. Это особенно удается в тех случаях, если воспитатель хорошо знает жизненные ситуации и игровые интересы детей и деликатно, ненавязчиво использует свои знания для поддержания положительного отношения к игре и партнерам. Взрослый также поддерживает сотрудничество дошкольника с другими детьми.
Ролевое поведение взрослого является стержнем, на котором держится деловое взаимодействие ребенка со сверстниками.
Ребенок получает от успешной игры громадное удовольствие. Он самоутверждается в своей роли, испытывает неподдельную гордость. Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуществление замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость, требование повторения игры, обрастающей все новыми подробностями.
Эмоциональный подъем в игре помогает дошкольнику преодолевать негативизм по отношению к другим детям, принять их как партнеров.
Сюжетно-ролевые игры оказывают разное влияние на эмоциональные проявления детей в тех случаях, когда роли распределены, но качества партнеров-персонажей не названы. В этих случаях ребенок трактует нормы и правила человеческих взаимоотношений в зависимости от своего жизненного опыта.
При перестройке эмоционального опыта детей с негативным отношением к сверстникам, в основе которого лежат их социальная пассивность, отсутствие творческого начала в отношениях с людьми, полезно обратиться к играм-драматизациям на темы сказок. В них добро и зло разграничены, даны четкие оценки поступкам героев, определены положительные и отрицательные персонажи. Поэтому в условиях игры на тему сказки ребенку легче войти в роль, создать образ, допустить условность. Ведь создание воображаемой ситуации обязательно требует связи с жизнью и исходными представлениями дошкольника о ней.
Игра с правилами предполагает выход за рамки ролевых отношений к отношениям личностным, развивает у детей коллективистскую направленность, служит фундаментом для развития подлинных человеческих эмоций. Это особенно важно в связи с тем фактом, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переноситься ими в дальнейшем в реальную жизнь. Игры с правилами способствуют снятию у ребенка имеющихся трудностей эмоционального развития.
Для получения устойчивого эффекта от игр очень важно участие родителей в этих играх. Это способствует образованию у родителей другой точки зрения на взаимоотношения с детьми. В совместной игре они как бы заново открывают для себя детей, познают их внутренний мир, и взаимоотношения с детьми становятся более теплыми и содержательными. Важное значение имеет здесь перемена ролей, взятие родителем на себя роли ребенка, а ребенком – роли родителя. Это помогает им лучше понять и принять друг друга.
Только в тесном единстве родителей и воспитателя можно перестроить эмоциональную сферу детей. Развитию эмоциональной компетентности способствуют такие отношения в семье, когда родители внимательны к личной жизни детей, когда ребенка выслушивают и помогают ему разобраться в своих эмоциях и чувствах, когда поощряют и разделяют интересы ребенка, считаются с его мнением. Не способствует ее развитию напряженный эмоциональный фон в семье, раздражительность, недовольство матери, ее нежелание общаться с ребенком. Высокая эмоциональная компетентность помогает находить выход из сложных ситуаций. При ее снижении возрастает уровень агрессивности ребенка. Чем меньше тревога ребенка, тем уровень его эмоциональной компетентности выше. На формирование эмоциональной компетентности влияет развитие таких личностных свойств ребенка, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, ощущение внутреннего благополучия, высокая оценка своей эмпатии. На развитие этих качеств, прежде всего, влияет общая семейная атмосфера, отношения ребенка с родителями. Эмоциональную компетентность можно развить, если в семье обсуждаются проявления чувств и последствия поступков ребенка для других людей, причины эмоциональных ситуаций, делаются попытки рассмотреть ситуацию со стороны другого человека.
Все вышеперечисленное распределяется в перспективном планировании работы и реализуется в рамках воспитательно-образовательного процесса средней, старшей и подготовительной групп детского сада.
Для проведения занятий по блокам: «Я – человек», «Я и мое тело», «Я и мои чувства, эмоции», «Я и моя семья», используется время, когда дети в хорошем настроении, не утомлены, лучше поле дневного сна один раз в неделю. Длительность занятий 15-20 минут. Темы занятий зависят от желания и настроения детей. Общение организуется сидя на ковре или за круглым столом. Круг – возможность открытого общения ощущение целостности, завершенности, облегчает взаимопонимание. Оптимально взаимодействие одновременно с подгруппой из 6 человек, с обеспечением действия в парах.
Цель занятий: обучение детей свободному выражению эмоций, чувств, осознание детьми собственной ценности, умение принимать себя, таким как есть. Дети научились видеть и ценить в себе индивидуальность, управлять своими эмоциями и чувствами.
3. Заключение
Эффективность работы подтверждается стабильными позитивными результатами реализации мероприятий психолого-педагогического сопровождения по развитию эмоциональной сферы дошкольников:
- Успешно формируется детская компетентность в соответствии с возрастом.
- Правильно строятся взаимоотношения в детском социуме.
- Дети проявляют активность и самостоятельность в разных видах деятельности. Они стали отзывчивее, проявляют навыки взаимодействия со сверстниками.
- Бескорыстно предлагают свою помощь, настойчивы при выполнении начатого дела, инициативны. Внимательно выслушивают собеседника.
На сегодняшний день убедительно доказана
центральная роль эмоциональной стабильности в
успешности школьного обучения, а развитие
эмоциональной сферы ребенка признано главным
элементом понятия «психологическая
готовность к школе».
Обобщая все вышеизложенное можно сделать вывод,
что, способности, являющиеся составной частью
эмоционального интеллекта, поддаются развитию.
Поэтому начинать воспитание и развитие
эмоционального интеллекта следует уже в самом
раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению
личности и профилактике разных отклонений и
проблем в развитии.
4. Список используемой литературы
- Балакирева Т.С. Эмоции и дети – комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.
- Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. – Новосибирск: ГЦРО, 2000.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.
- Вимонас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.,1984.
- Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982.
- Данилина Т.А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ, – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников / под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988.
- Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М., 1986.
- Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е. Ольшанниковой. – М.: Изд-во МГУ, 1980.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2001. – 160 с.
- Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 80 с.
- Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 64с.
- Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48с.
- Нгуен М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. 2007. №3.
- Нъюкомб Н. Развитие личности ребенка. С-Пб, 2002.
- Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.В. Стеркиной. – М., 1990.
- Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.