Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.
Методы ведения урока: проблемный, исследовательский.
Форма деятельности учащихся: групповая.
Цель урока: создать у учащихся представление о том, что в XIV-XV веках наблюдается кризис европейского средневекового общества.
Задачи урока:
Образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний о причинах, ходе, результатах крестьянских восстаний в период Столетней войны.
Развивающая: продолжить работу по формированию умений сравнивать исторические события, делать выводы.
Воспитательная: определение и объяснение учащимися своих чувств и своего отношения к событиям крестьянских войн во Франции и в Англии.
Оборудование урока: ПК, мультимедийный проектор, экран, карта “Англия и Франция во время Столетней войны”, учебник по Истории средних веков 6 класс, Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М. , “Просвещение”, 2009 г.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление полученных знаний.
V. Подведение итогов.
I. Учитель приветствует учащихся и проверяет их готовность к уроку.
II. Вопросы к учащимся:
А) Какая тема изучалась вами на предыдущем уроке?
Б) Назовите годы Столетней войны.
В) Какие слои населения больше всего страдали от войны?
Г) Как эти страдания влияли на народные настроения?
Д) К каким последствиям могли привести изменения народных настроений?
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
III. Тема: “Крестьянские восстания во Франции и в Англии” (слайд 1. Презентация).
Проблемный вопрос для учащихся: какое из восстаний было более организованным? (Cлайд 2)
Для работы класс делится на группы и представитель группы выбирает карточку с названием крестьянского восстания.
План изучения крестьянского восстания. (Cлайд 3)
А) Год события.
Б) Причины крестьянского восстания.
В) Ход восстания.
Г) Итоги и последствия восстания.
Работая по плану, учащиеся оформляют страничку для исторического журнала Жакерия. (Cлайд 4)
А) 1358 г.,
Б) - рост налогов,
- грабежи в стране со стороны обеих армий,
- неудачи в Столетней войне,
В) - до 100 тысяч участников,
- восстанием охвачена обширная область с десятками городов,
- восставших поддержали не все города,
- французских феодалов поддержали английские войска,
Г) - причины поражения восстания:
1) стихийность выступления,
2) разрозненность отрядов,
3) плохое вооружение восставших,
4) отсутствие поддержки со стороны горожан,
5) доверчивость восставших к врагам,
последствие восстания:
- феодалы прекратили увеличение крестьянских повинностей.
Восстание Уота Тайлера. (Слайд 4)
А) 1381 г.
Б) - рост налогов для продолжения войны,
- неудачи в Столетней войне,
- жестокие законы против бездомных,
В) - восстанием охвачена большая часть страны,
- с помощью городской бедноты была захвачена столица страны,
- восставшие вручили королю свои требования,
- часть восставших покинула Лондон,
- оставшиеся в городе крестьяне предъявили королю дополнительные требования,
Г) - причины поражения восстания:
1) стихийность выступления,
2) разрозненность отрядов,
3) отсутствие поддержки со стороны богатых горожан,
4) доверчивость восставших к врагам,
последствия восстания:
- большинство крестьян обрело личную свободу,
- многие феодалы отказались от барщины,
- свободные крестьяне вносили точно установленные платежи за пользование землёй,
- смягчены законы против бедняков.
Представители групп отчитываются о проделанной работе. Сравнив два исторических события (слайд 4), учащиеся дают аргументированный ответ на проблемный вопрос.
Более организованным было восстание в Англии:
1) восстанием была охвачена большая часть страны,
2) участники восстания захватили столицу страны,
3) крестьяне сформулировали свои требования и предъявили их королю,
4) после восстания английские феодалы пошли на большие уступки для своих крестьян, чем французские.
IV. Опираясь на полученные знания сделайте выводы о положении крестьян в средневековой Европе.
Учитель отмечает, что ответы учащихся позволяют сделать вывод о кризисе средневекового европейского общества XIV-XV веков.
V. Учитель выставляет учащимся оценки за работу на уроке.
Домашнее задание: повторить параграф № 20 и ответить на вопросы 4 и 5 после параграфа. Для наиболее сильных учащихся – рассказ от лица феодала или крестьянина о событиях одного из крестьянских восстаний.