Данная статья посвящена проблеме развития творческих способностей учащихся. В нашей школе для решения этого вопроса широко используется метод проектов. На уроках информатики данная технология позволяет расширить сферу творческого, самостоятельного труда путём проведения нетрадиционных учебных занятий развивающего характера индивидуальных и групповых занятий по выбору учащихся. Каждый ученик включается в активный творческий процесс и реализовывает себя в предметно-практической деятельности.
Главным звеном технологии метода творческих проектов является детальное определение конечного результата и точное его достижение. При этом используются индивидуальный, парный, групповой, коллективный режимы работы с учащимися. Функция педагога при реализации технологии проектов сводится к роли консультанта, партнера, организатора познавательной деятельности своих учеников.
На первом этапе работы над проектом учащиеся выбирают тему творческого проекта, определяют цель, которая должна быть достигнута, подбирают и прорабатывают научно-популярную и техническую литературу и т.д.
На следующем этапе разрабатывается модель проекта. Разработка сценария приучает к планированию, видению конечного результата работы, выбору средств достижения цели. В процессе работы учащиеся получают консультации специалистов по мере необходимости. Наконец, исследовательская деятельность учащихся, связанная с решением какой-либо проблемы изучаемого вопроса, творческой, исследовательской задачи по теме, есть достижение самого высокого уровня творческой самореализации и обучения (самообучения).
На основе широкого использования компьютерной графики, мультимедийных информационных технологий, глубокого изучения языков программирования, ориентированных на развитие способностей человека к творчеству, мы с учениками создаем компьютерные программы, тесты, презентации, базы данных, Web-сайты.
Начиная с 5 класса, в рамках пропедевтического курса, учащиеся выполняют различные творческие проекты. Так, при изучении темы “Кодирование информации” учащиеся придумывают ребусы, отгадать которые предлагается классу. В ходе изучения темы “Как устроен компьютер” создают кроссворды, содержащие основные понятия данной темы. В дальнейшем эти работы используются для проверки знаний учащихся класса по данным темам. Этим достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата. При изучении темы “Программирование в среде Logo” учащимся предлагается творческий проект на тему “Создание движущихся изображений”. В ходе изучения темы “Компьютерная графика” учащиеся выполняют проекты: “Любимые животные”, “Моя школа”, “Графические работы в среде Power Point”. Подготовительным этапом проектной деятельности является выполнение тренировочных упражнений для освоения основных приемов работы в графическом редакторе Paint, подготовка рисунков на бумаге. Практическая часть выполняется за компьютером с использованием изученных основных приемов работы в графическом редакторе. В заключении учащиеся демонстрируют свои работы, обосновывая выбор методов и форм реализации задач проекта. Рисунок 1. Рисунок 2.
Фрагменты компьютерных творческих проектов учащихся младших классов
Учащиеся 7-9 классов, при изучении отдельных тем базового курса, используют проектный метод. Семиклассники, изучив на начальном уровне текстовый процессор Word, графический редактор Paint и освоив работу со сканером, создают проект “Моя семья”: сканируют свои фотографии, с помощью графического редактора редактируют их , пишут в текстовом редакторе истории из жизни своей семьи. Данная работа нацелена на повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личной позиции учащегося в образовательном процессе. В 8 классе в ходе изучения темы “Электронные таблицы” реализуется проект “Руководитель предприятия”. Учащимся предлагается разработать модель своего предприятия, провести расчеты, необходимые для его успешного функционирования, построить диаграммы и графики, отражающие развитие производства. Основная цель данной проектной деятельности заключается в закреплении навыков работы с программой Excel и развитие творческих способностей учащихся через решение поставленной задачи.
В 9 классе при изучении темы “Программирование” учащиеся работают над творческими проектами “Диалоговая программа”, “Работа с массивами”, “Простейшая тестирующая программа”. Разрабатывают цели и задачи проекта, пишут алгоритм, программу, готовят реферат по данной теме. По окончании работы ученики защищают свои проекты. При защите учащиеся обосновывают причины и актуальность выбранной темы, доказывают правильность выбранной структуры, ее оригинальность, описывают проблемы, возникшие при создании проекта и пути их реализации, представляют полученный продукт. При оценивании проекта учитываются мнения и рекомендации одноклассников. Лучшие творческие работы затем демонстрируются в школе, в рамках проведения недели информатики.
В старших классах, где содержание образования имеет профильную и углубленную направленность, использование метода проектов принимает особое значение. Темы учебных проектов предлагает учитель или сами учащиеся, которые ориентируются при этом на свои собственные интересы, не только познавательные, но и творческие, прикладные.
Иногда темы проектов определяются необходимостью углубить знания обучающихся по какому-либо разделу программы. Например, при изучении темы “Программирование”, учащимися были выполнены следующие проекты “Оценка и анализ функциональных возможностей языков программирования (Basic, Pascal, C++) для создания прикладных программ учебного процесса”, “Программа тестирования знаний”, “Создание Windows приложений в среде Visual Basic”. Осуществляя работу над данными проектами, учащиеся самостоятельно рассмотрели ряд возможностей изучаемой среды программирования.
При изучении темы “Базы данных”, учащимся 10-х классов были предложены проекты “База данных учащихся”, “Фонотека”, “Библиотека”, “Видеотека”, “Компьютеры”. Учащиеся творчески подошли к выполнению работ. Успешно применили на практике полученные знания и умения. Конечные результаты - творческие проекты были вынесены на всеобщее обсуждение. Победителем стала работа “База данных “Учащиеся лицея №1 им.Г.С.Титова”. Данный проект и был представлен на школьной научно-практической конференции, проводимой в нашем лицее ежегодно. Немного об этой работе. Целью работы было создать базу данных для помощи учителям при отчетах об успеваемости учащихся лицея №1 за год и возможность сравнить их с успеваемостью других лет, а также в хранении информации об учащихся. Практическая направленность работы получила высокую оценку, данная база данных широко используется в школе. Рисунок 3.
Фрагмент работы “База данных “Учащиеся лицея №1 им.Г.С.Титова”
Подводя итоги вышесказанному, хочется сказать, что главным результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению информатики, развитие познавательной активности учащихся; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности.
Метод компьютерных творческих проектов в сочетании с обучением в сотрудничестве и сотворчестве способствует развитию интеллекта, творческого потенциала личности учащихся. Нет ничего важнее воспитания творческой и самостоятельной личности.
На своих уроках я и в дальнейшем буду использовать метод проектов, как плодотворный и перспективный метод обучения.
Литература
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии 10-11 классы. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001 г.
- Н.Угринович,Л. Л. Босова, Н.И. Михайлова. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2001 г.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–6 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 338 с.
- О.Б.Ставрова Использование компьютеров в школьных проектах: методическое пособие по созданию проектов по технологии – М.:Интеллект-Центр, 2005 – 95 с.
- С.И. Мелехина Проектная деятельность учащихся 8-9 классов на уроках технологии- Вятка.: Вятский госуниверситет, 2003.