Цели урока:
- изучить природное явление – листопад;
- развивать интерес детей к предмету;
- развивать речь учащихся, внимание, слуховую память;
- воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: учебник “Я и мир вокруг”, рабочая тетрадь к учебнику по окружающему миру; мультимедийный проектор, экран, слайды с пейзажем “Осень”, раздаточный материал (листья клена, дуба, березы).
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель:
Звонок прозвенел – отвечай поскорей,
Время года какое стоит у дверей?
Ученики: Осень.
Учитель:
Сегодня, ребята, урок листопада.
Вспомнить, узнать нам многое надо.
II. Актуализация полученных знаний.
Ученица:
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый солнца в небе круг,
Желтый двор, желтый дом –
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна!
Значит, осень – не весна.
Учитель: И сегодня мы узнаем некоторые тайны осени. Как изменялась погода осенью? Чем богата осень? Как изменились растения? Почему осенью с растений облетают листья?
Ответы на некоторые вопросы вы знаете, но не на все.
III. Сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока: “Осень: природа готовится к зиме”. С нами сегодня путешествуют Лена и Миша, но вы главные ученые-исследователи. Вас ждут открытия. У каждого они будут свои.
Какой месяц сейчас идет? Что вы о нем знаете?
Ученик: Идет октябрь, это середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
Учитель: Существует примета: если листья, осыпаясь, ложатся изнанкой вверх – это к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.
IV. Практическая работа.
У детей на партах листья.
Учитель: Рассмотрите осенние листья. Как вы понимаете “изнанка” и “лицевая сторона”?
Физкультминутка:
Дети несколько раз показывают внешнюю и внутреннюю стороны ладошек.
Покажите ладошки вот так – это внутренняя сторона, а так – внешняя. А на листьях изнанка, то есть внутренняя сторона, выглядит вот так… А это лицевая сторона, то есть внешняя. По дороге домой понаблюдайте, как легли листья на землю, и сделайте вывод, какая будет зима по этой примете.
V. Работа с учебником.
Учитель: А теперь поработаем с учебником, страница 48.
Посмотрите на картинку. Можно ли сразу определить время года? По каким признакам вы определили время года?
Сейчас я прочитаю вам текст, а вы прослушав его ответите на вопрос: “Какие признаки осени встретились в этом тексте?
Физкультминутка:
- У вас на партах лежат разные листья, они у всех разные, у одних лежат листья дуба, у других – клена, у третьих – березы. И сейчас мы немножко поиграем, а заодно и вспомним с какого дерева какой лист. Я буду называть дерево, а у кого с этого дерева лист – тот будет подниматься с своего места. Будьте внимательны.
VI. Исследовательская работа.
Учитель: А вы знаете почему осенью листья с деревьев осыпаются, а на хвойных деревьях они бывают и зимой? Рассмотрите листики и веточки с хвоей у вас на парте.
“Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по- другому: сбрасывают на зиму листву. Листьям надо очень много влаги. А вода в почве зимой замерзает, и корни не могут ее выкачивать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Груды снега, навалившиеся на них, поломали бы ветки и сучья. Рассмотрите конец черешка, видите какой он гладкий, округлый: листья опали не оставив ранки на ветках. Почему?
Ученики: листики отмирают постепенно, закупоривая все ранки специальным соком.
Учитель: Летом черешки листьев прочно соединены с ветками, и по ним проходят питательные вещества. Осенью, там где черешок крепится к ветке, вырастает особый пробковый слой и постепенно отделяет черешок от ветки, словно перегородкой. И, когда перегородка полностью закупорит черешок, лист отделяется от ветки, не оставляя ранки.
А хвоя – это тоже листики, но они покрыты восковым налетом, плоские и узкие. Они испаряют меньше влаги, чем пластинки лиственных деревьев, поэтому зимняя засуха им не страшна. Но все же и у хвойных деревьев бывает листопад. Но он идет понемногу и постоянно. На месте опавших хвоинок вырастают новые, а нам кажется, что на ели одни и те же листья. Эти и другие сведения вы сможете узнать из Энциклопедий немного позже, когда научитесь читать.
Физкультминутка:
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает листву.
Листья запорхали,
Как бабочки на карнавале.
Да, ребята, щедра художница осень на яркие краски! Посмотрите, какая бывает золотая осень в нашем родном крае.
И весь этот пейзаж вдохновил нашу землячку, учителя нашей школы Бурьян В. М. на поэтические строки:
Обронила осень платье
Что даровано весной
И попробуйте, узнайте,
Чей ковер расшит листвой.
То ли осени глубокой,
То ль превратницы – зимы,
Белоснежной, белоокой,
Вмиг вступившей на холмы.
Учитель: Итак, в течение урока вы были учеными-исследователями. Какие открытия вы сделали?
Ученики: У листа есть изнаночная и лицевая стороны; у хвойных деревьев листья называют хвоей; деревья сбрасывают листья потому, что зимой им не хватает влаги.
VII. Работа в тетради.
Теперь давайте еще раз вспомним, какими бывают осенние листья. Откройте тетради (стр. 18). У вас изображены листья, но их забыли раскрасить. Это сделаете вы. Найдите листья, которые зимой останутся зелеными. Возьмем зеленый карандаш и закрасим их. Листья березы – желтые, клена – красные, а дуба – коричневые.
P.S.: В тетради на пустом квадрате зарисуйте осень цветными карандашами.
VIII. Итог урока.
У: Молодцы! Вы многое узнали и многому научились на уроке: вести наблюдение, анализировать, сравнивать и делать выводы.
Спасибо за работу! Урок окончен!