Урок по теме "Сила Архимеда". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Тип урока: работа в группах.

Цели урока.

Образовательные: Обнаружить наличие силы Архимеда; установить от каких факторов зависит и от каких – не зависит выталкивающая сила, выяснить условия плавания тел в зависимости от плотностей тела и жидкости.

Развивающие: способствовать развитию знаний о Архимедовой силе, к изучению предпосылок открытия конкретных явлений; заинтересовать процессом мышления первооткрывателей, полетом их мысли; продолжить развитие мышления, умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы.

Воспитательные: развитие навыков коллективной работы; развитие навыков культуры общения; воспитание основ нравственного самосознания; толерантного отношения друг к другу; умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, набор грузов, небольшое тело.

Учитель: Ребята, сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое сила Архимеда, установить от каких факторов зависит эта сила и выяснить условия плавания тел в зависимости от плотностей тела и жидкости. Чтобы ответить на первый вопрос каждому из вас нужно выполнить эксперимент. План выполнения эксперимента написан на доске. Приступайте.

План.

1. Определите вес данного вам тела в воздухе: P1.

2. Определите вес этого же тела в воде: P2.

3. Сравните результаты измерений и сделайте вывод.

Ученики: Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе.

Учитель: Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?

Ученики: Существует сила, действующая на тело в воде и направленная вертикально вверх.

Учитель: Действительно, существует такая сила. Она называется выталкивающей или архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда. А как можно найти величину выталкивающей силы?

Ученики: Из веса тела в воздухе вычесть вес тела в воде.

Учитель: Первая цель урока достигнута, далее начинается работа в пяти группах по 3-5 человек. Ваша задача выяснить от чего зависит сила Архимеда?

Задание первой группе.

Необходимое оборудование: сосуд с водой, динамометр, медный и алюминиевый цилиндры, нить.

1. Определите архимедовы с илы, действующие на первое и второе тела.

2. Сравните плотность тел и архимедовы силы.

3. Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности тела.

Задание второй группе.

Необходимое оборудование: сосуд с водой, тела разного объёма, динамометр, нить.

1. Определите архимедову силу, действующую на каждое из этих тел.

2. Сравните эти силы.

3. Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от объёма.

Задание третьей группе.

Необходимое оборудование: сосуды с водой, сосуд с солёной водой, динамометр, медный цилиндр.

1. Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде и соленой воде.

2. Чем отличаются эти жидкости?

3. Сравнить архимедовы силы.

4. Сделать вывод о зависимости архимедовой силы от плотности жидкости.

Задание четвёртой группе.

Необходимое оборудование: сосуд с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.

1. Определите архимедовы силы, действующие на тело на разных глубинах.

2. Сделайте вывод о зависимости выталкивающей силы от глубины погружения.

Задание пятой группе.

Необходимое оборудование: тела из пластилина различной формы (шара, куба, цилиндра), сосуд с водой, нить, динамометр.

1. Определите архимедову силу, действующую на каждое из этих тел.

2. Сравните полученные результаты.

3. Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от формы тела.

Учитель: После проделывания экспериментов каждая группа должна подготовить отсчет о своей работе и свои выводы.

Выводы записываются в тетрадь в виде таблицы:

Архимедова сила

Зависит от:
  • объёма тела.
  • плотности жидкости.
Не зависит от:
  • формы тела.
  • плотности тела.

Итак, достигнута вторая цель урока.

Теперь переходим к выяснению условия плавания тел.Какие силы действуют на тело погруженное в жидкость и как они направлены?

Ученики: Сила Архимеда и сила тяжести. Сила Архимеда вверх, а сила тяжести вниз.

Учитель: Как себя будет вести тело, если сила тяжести будет больше силы Архимеда?(нарисовать на доске рисунок)

Ученики: Тело будет тонуть.

Учитель: А если сила Архимеда будет больше силы тяжести?

Ученики: Тело всплывёт.

Учитель: А что будет с телом, если эти силы будут равны.

Ученики: Очевидно, что тело будет плавать.

Далее учитель проводит демонстрации: маленькая картофелина тонет в воде, а в соленой всплывает, шарик из пластилина тонет в воде, а кораблик из пластилина плавает.

Учитель: Что же происходит ?Почему одни тела плавают, а другие тонут? Почему гаечка тонет в воде, а огромное судно корабля плавает? Чтобы ответить на этот вопросы нам предстоит выполнить с вами ещё одно задание.

Задание.

Необходимое оборудование: тела состоящие из различных веществ (кусочек меди, алюминия, стальной гвоздь, шарик из пробки и парафина), сосуд с водой.

1. Выясните какие из них тонут, какие плавают.

2. Сравните плотность жидкости и плотности погружаемых в неё тел.

3. Сделайте вывод.

Вывод все ученики записывают в тетрадь.

Если плотность тела больше плотности жидкости – то тело тонет.

Если плотности тела и жидкости равны – тело плавает.

Если плотность тела меньше плотности жидкости – тело всплывает.

Вот мы и ответили на все поставленные вопросы. Запишите домашнее задание: параграф 49, упр. №24, 2, 3.