Цели:
1. Познакомить учащихся с картиной К.Ф. Юона “Волшебница зима”.
2. Учить читать картину, правильно и последовательно излагать мысли.
3. Развивать художественный вкус, умение сравнивать, переживать.
4. Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: Портрет Ю.Ф.Юона, репродукция картины “Волшебница зима” и другие его работы, творческие тетради, словари настроений, индивидуальные карточки, музыка Чайковского “Времена года”, альбомные листы, краски, мультимедийное оборудование, снежинки с образными выражениями.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Подготовительная работа.
- Ребята, как картину зимы можно сохранить даже весной, летом, осенью? (Можно сфотографировать, нарисовать.)
- Многие писатели и художники любили русскую зиму и называли ее различными ласковыми именами.
- Как можно назвать это время года, с кем или с чем сравнить? (Зиму можно назвать красавицей, гостьей, рукодельницей, чародейкою)
(1 ученик читает стихотворение Пушкина “Вот север тучи….”)
- Следующее задание: “Кто быстрее и правильнее соберет стихи?”
(Работа в парах. На листочках предлагаются стихи, дети собирают, а затем эти стихи зачитываются)
1 пара: А.Пушкин, С. Есенин.
1. Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов.
2. Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.
3. Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
4. Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
2 пара: Ф. Тютчев, А. Фет
1. Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит.
2. Не колючий, светло- синий
По ветвям развешан иней
Погляди хоть ты.
3. И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
3 пара: И. Никитин, С. Маршак
1. На дворах и домах
Снег лежит полотном.
2. Вы проворные ткачи
Вихри и метели.
3. И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
4. Дайте радужной парчи
Для мохнатой ели.
- Ребята, назовите наиболее образные выражения, которые характеризуют русскую зиму? Запишите их в корреспондентскую тетрадь.
(Работа в корреспондентских тетрадях)
3. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы будем говорить о репродукции картины К. Ф.Юона “Волшебница зима”.
Кто будет активно работать на уроке, будет получать “снежинки-помощницы”, которые помогут вам при составлении рассказа и написании сочинения.
(Снежинки с образными выражениями и словами на зимнюю тематику)
4. Проверка домашнего задания
- Вам надо было самостоятельно подобрать о художнике материал и записать в корреспондентских тетрадях.
(Ученица читает сообщение, портрет художника)
- Юон - один из замечательных русских живописцев. Рисовать Юон начал с 8 лет и всю жизнь посвятил живописи. Юон очень любил весну и зиму. Он писал “Я искал новые краски в природе – в русской зиме”. Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, животных, птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют единое целое.
- Широко известны его и другие картины (рассматриваются и другие работы Юона).
5. Рассматривание картины “Волшебница зима” под музыку Чайковского “Времена года”
- Перед вами репродукция картины Юона “Волшебница зима”. Чтобы говорить о картине, ее надо прочитать, т.е. очень внимательно, детально рассмотреть и обдумать.
6. Беседа по картине
- У каждого на партах есть таблицы – помощницы, в ходе урока будете записывать в карточки самые удачные подходящие к сочинению выражения.
- Ребята, какие чувства вызывает эта картина у вас? На этот вопрос нам поможет ответить “словарь настроений”. (Чувства радости, легкости, восхищения, восторга и т.д.)
(Работа со словарями)
- Перечислите, что вы видите на картине? (Окраина деревни, речка, деревья покрытые инеем, люди, лошади…)
- Что видите на переднем плане? (Берег речки, деревня, мальчишек, которые катаются на коньках.)
- Этот вид напоминает строки А. Пушкина.
Опрятней модного паркета
Блистает речка льдом одета
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
- Можно ли сказать о том, что больше всего нравится художнику на картине? (Ему нравятся люди, которые вышли на улицу. У них радостное настроение, от того что выдался хороший денек. Каждый занят чем-то своим. И все это делается с большим настроением)
(Работа по таблицам)
- Что вы заметили в изображении среднего плана? (Деревья. Они очень большие, красивые, зима укутала их снежком, посыпала инеем)
- Зима - это, прежде всего снег. Как изображает снег художник? (Серебристый, синеватый, белый, пушистый…)
- Почему художник назвал свою картину “Волшебница зима”? (Много снега, все кругом становится сказочным, большие сугробы, деревья покрытые инеем, морозный воздух).
7. Физминутка
- У вас впереди рабочий день. Постарайтесь сделать так, чтобы он был успешным. Для этого пожелайте себе удачи с помощью поглаживаний.
Вначале - обнимите себя руками. Затем положите руки на шею, и погладь себя, затем погладь себя по голове, по лицу, помассируй свои ноги, руки.
Гимнастика для глаз.
- Что мы видим на заднем плане? (Деревенские улицы, темный лес, фигурки людей на лошадях)
- Ребята, попробуйте использовать прием олицетворения, опишите какие превращения совершила зима? (Взмахнула зима одним рукавом - укрыла землю одеялом. Взмахнула другим рукавом – превратила деревья в сказочных великанов, серебристым инеем накрыла деревья, украсила все вокруг, заморозила речку и осталась очень довольна.) – работа с таблицей.
- Что можно сказать о чувстве, которая вызывает эта картина? (Торжества, восторга, радость русской зиме) – работа с таблицей.
8. Составление плана
- Для чего мы составляем план?
Самостоятельная работа. (Восстановление плана)
- Зимние забавы.
- Волшебница зима.
- Чувство и настроение картины.
- Сказочные деревья.
9. Пересказ по частям (цепочкой)
- Ребята, скажите, какой это вид текста?
10. Физминутка
- Если слова относятся к зимней тематике – хлопаем, если не относятся – топаем. (Морозный, волшебница, унылая, серая, иней, листопад, коньки, сосульки и т.д.)
- Прежде чем приступить к сочинению, что вы должны подобрать? (Эпиграфы)
11. Орфографическая работа (у каждого ученика карточка)
- Прочитайте слова, записанные на карточках. Вы можете их использовать в своем сочинении.
- На какие группы можно разделить слова по наличию в них орфограмм? (Стоит, лошадям, зима, веселый, показал, коньками, снежком. Картина, мороз, лед, природа, деревня, переливаются.)
12. Иллюстрирование картины под музыку. (На альбомных листах воском нарисована зимняя природа, затем эти листы разукрашиваем голубым цветом)
- Какие волшебные превращения совершила зима на ваших рисунках? (Выпал снег, стало все бело, дети слепили снеговика. Снежинки танцуют вальс с холодным ветром. Земля оделась в белоснежный наряд. И др. варианты)
13. Домашнее задание (дифференцированный подход).
- Дома будете работать в роли писателя:
1 группа. Написать сочинение в черновом варианте.
2 группа. Устно составить рассказ по картине.
3 группа. Дописать слова и образные выражения в таблицу.
14. Итог урока
- Так почему художник назвал свою картину “Волшебница зима”? (Все кругом становится сказочным, много снега. Деревья покрыты инеем, большие сугробы)
15. Оценивание учащихся
- Мы сегодня работали в роли корреспондентов. Кто же лучший корреспондент сейчас мы узнаем. (Подсчет снежинок, показ результатов веерами)