Слайд 1. Презентация
Цели урока.
Обучающие:
- подвести учащихся к пониманию причин Столетней войны,
- ознакомить учащихся с основными событиями войны,
- показать героическую роль в войне Жанны д, Арк.
Развивающие:
- продолжить формировать умения изучать исторические источники,
- логически мыслить, обобщать, сравнивать, анализировать, участвовать в обсуждении, работать с картой,
- определять свое отношение к событиям.
Воспитывающие: воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Оборудование урока: карта “Англия и Франция во время Столетней войны 1337–1453 гг.”, атласы, муьтимедийная презентация, исторические источники.
Ход урока
I. Актуализация знаний необходимых для изучения темы.
- Беседа по вопросам на стр. 197 (учебник).
Слайд 2.
- Понятия (какие понятия из изученных нам нужны для изучения темы?
Вассал, сеньор, феодальная раздробленность, сословно – представительная монархия, парламент, Генеральные штаты, междоусобные войны, сословия, инквизиция, ересь, народ.
II. Постановка цели и темы урока.
- По названию § 16-18 ответь на вопрос: мы изучаем Англию и Францию вместе или по отдельности? Какие процессы происходили в Англии и Франциив XIII–XVI веках?
- Чит. документ на стр. 206, ответить на вопросы к документу.
- Что мы должны выяснить на уроке?
Слайд 3.
Проблема урока. Почему мир между Англией и Францией сменился продолжительной Столетней войной?
III. Изучение новой темы.
По какому алгоритму мы изучаем любую войну?
Слайд 4.
План урока.
- Причины войны.
- Ход войны.
- Подвиг Жанны д, Арк и ее смерть.
- Итоги Столетней войны.
1) Причины войны.
Слайд 5.
Карта. Работа по карте.
- По легенде карты ответьте на вопросы: какие земли Франции до начала войны принадлежали Англии? (Аквитания, Кресси)
- C каким районом Франции у Англии могли быть тесные хозяйственные связи? (Фландрия)
Слайд 6.
Работа с документом. (Документы на партах)
Фруассар. “Хроники”
Вы слышали перед этим рассказ о том, как король Англии запер все морские проходы и не пропускал ничего во Фландрию, а особенно шерсть и овечьи шкуры. Этим все страны Фландрии были глубоко поражены, так как суконное производство - главный предмет, которым они' живут, и было уже много разорившихся благородных людей и богатых купцов. Приходилось выбираться из земель Фландрии многим честным мужчинам и женщинам, которые перед этим были обеспечены трудом по производству сукон... из Франции к ним приходит много хлеба, но так как им не на что его покупать и нечем платить, все по недостатку заработка, то в этом-то и беда их, потому что мера хлеба стоит денье, а у кого нет его, тому нехорошо. Из Англии же к ним идет шерсть и с нею вместе большие выгоды, которые позволяют им поддерживать свое благосостояние и жить в довольстве...
Степанова BE., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков. (V-ХV века). Часть I. M., 1980. С. 249-250.
Вопросы к документу.
- Чем недоволен английский король Эдуард I? (Он недоволен потерей Англией земельна территории Франции. В данном случае речь идет о Гасконии.)
- Из-за какого района Франции идет спор между двумя государствами? (Из-за Фландрии.)
- Почему Англия интересовалась Фландрией? (Из Англии во Фландрию поступает шерсть, овечьи шкуры, там развивалось производство сукна. Французы продавали жителям Фландрии хлеб.)
- Из-за чего началась война между Англией и Францией? (Англия не хотела терять свои земли во Франции; французские короли хотели объединить страну, а этому мешали английские владения на их территории; интересы двух государств столкнулись во Фландрии.)
Итак мы пришли к выводу, что…
Слайд 7.
Причины войны.
1) Англия не хотела терять свои земли во Франции.
2) Французские короли хотели объединить страну, но мешали анг. владения во Франции.
3) Интересы двух государств столкнулись во Фландрии.
4) Претензии английского короля на французский престол.
(Записать в тетради)
Слайд 8-26.
Рассказ ученика. Схема
Схема (ход войны) записывается учениками в тетрадь.
Слайд 27.
3) Итоги войны.
Конец Столетней войны
После гибели Жанны народная освободительная война развернулась с новой силой. В Нормандии против англичан действовали десятки тысяч крестьян. Вооруженные кольями и вилами, они наносили захватчикам неожиданные удары. Война становилась для Англии разорительной.
Большим успехом короля Франции было примирение с герцогом Бургундским. Получив по договору приобретенные территории, герцог с войском перешел на сторону короля. В Париже началось восстание против англичан, и столица Франции была освобождена.
Король Франции создал постоянную наемную армию, увеличил артиллерию. В войске укреплялась дисциплина. Французская армия успешно изгоняла англичан из страны. При поддержке восставших крестьян и горожан она освободила Нормандию, а затем полностью вытеснила англичан из Аквитании. В 1453 году последний оплот англичан в Аквитании город Бордо сдался. На этом Столетняя война закончилась. У англичан на французской земле еще на столетие остался один порт Кале.
Учитель. Вы прочитали документ. Каковы итоги войны?
Вопросы к документу.
1. К каким последствиям привела Столетняя война в самой Франции (к усилению роли короля, вокруг которого сплотилась нация).
2. В чем причина поражения Англии? (Англичане не смогли противостоять общенациональному освободительному движению.)
Слайд 28.
Итоги войны.
- Усилилась роль короля Франции.
- Англичане не смогли противостоять освободительному движению народа Франции.
- Территория Франции была освобождена от англичан.
Вопрос учителя: Какие мы сделаем выводы по уроку?
Слайд 29.
Выводы.
1. Столетнею войну начали короли, а участвовали в ней народы воюющих стран.
2. В эти десятилетия жители Англии и Франции начинают осознавать себя англичанами и французами.
3. Эпоха рыцарства закончилась. (Почему? Государи должны были думать об армиях нового типа, существующих на постоянной основе, появилось огнестрельное оружие)
IV. Рефлексия урока: что нового вы узнали на уроке?
V. Вопросы закрепления. Стр. 206 учебника + решение задачи (листы с заданиями лежат на партах).
Д.з. § 18. Выписать новые понятия по словарю.
Урок проведен с использованием электронных образовательных ресурсов.
Список литературы.
1. Данилов Д.Д., Сизова Е.В. , Кузнецов А.В. Давыдова С.М. Всеобщая история. Учебник для 6 кл. М., “Баласс”, 2006, “Школа 21000”.
2. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. Учебник для 6 класса. М., “Просвещение”, 2005.
3. Арасланова О.В, Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Средних веков. М., “Вако”, 2007.
4. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков., М. “ Просвещение”, 1992.
5. Уроки Всемирной истории. Кирилла и Мефодия. Средние века. Мультимедийный учебник.