Музыкальные образы в творчестве М.И. Глинки. Фантастический образ в балладе М.И. Глинки "Ночной смотр"

Разделы: Музыка


Проблема преподавания в средних и старших классах заключается в том, что назрела необходимость обновления и редактирования музыкальных произведений для слушания и исполнения на уроках музыки.

Цель урока: знакомство с музыкальными образами произведений М.И. Глинки.

Задачи урока:

  • Обучающие: закрепить понятие “музыкальный образ”; закрепить понятие жанра баллада.
  • Развивающие: развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство; формировать умения раскрывать музыкальные образы новых произведений; уметь размышлять о музыке, сочувствовать и сопереживать ей.
  • Воспитательные: пробудить у учащихся интерес к музыке М.И. Глинки, желание слушать её не только на уроке, но и вне его; воспитывать культуру слушания и исполнения музыкальных произведений

Музыкальный материал: М.И. Глинка баллада «Ночной смотр», Б. Окуджава «Песенка Кавалергарда», Ф. Шуберт песня – баллада «Лесной царь».

Оборудование: музыкальный центр, доска, компьютер с проектором, презентация, словарь эмоциональных терминов.

Ход урока

Организационный момент. Приветствие.

Эпиграф урока:

Ах, музыка бывает так кратка!
Минута – умирает ее звон.
Но образ музыки не меркнет никогда,
И остаётся мой навеки он! (слайд 2)

Повторение.

Определение музыкального образа. Музыкальный образ — это отражение частицы жизни в музыке.

Повторить музыкальные образы.

Задание: Прослушать фрагмент и назвать композитора и музыкальный образ.

Слушание фрагмента песни-баллады «Лесной царь». (слайд 3) 

  1. Слушание.
  2. Название.
  3. Автор.
  4. Музыкальный образ.
  5. Дать определение баллады.

Баллада — произведение повествовательного характера, написанное в свободном развитии. Сюжет баллады остро драматический. В нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика. (слайд 4)

Рассказ учеников о жанре баллада.

1 ученик: Весьма своеобразен один из очень старинных вокальных жанров — баллада. В средние века это слово обозначало собой танцевальную песню (от позднелатинского ballare — танцую). С течением времени баллада утратила танцевальный характер, а слово это стало обозначать песню повествовательного характера, большей частью рассказывающую о необыкновенных фантастических и легендарных событиях. Такие повествовательные песни есть в искусстве многих народов, хотя они не всегда носят название баллады. Такова, например, немецкая баллада о Лорелее, рейнской русалке, манящей своим пением корабли к опасным скалам, английская баллада о двух сестрах-соперницах, шотландская баллада "Эдвард" о сыне, убившем отца..

2 ученик: С конца XVIII века и особенно с XIX века в связи с оживлением интереса к народному искусству и, в частности, к народной фантастике жанр баллады проникает в поэзию, а через нее и в профессиональную музыку. Много баллад на народные сюжеты создал польский поэт Мицкевич, баллады писали Шиллер и Гёте, Байрон и Гейне. Василия Жуковского, переводчика многих баллад и создателя русской баллады ("Светлана"), современники так и называли: "балладник".

3 ученик: Баллада не могла не затронуть и творческое воображение композиторов, откликнувшихся уже на первые образцы этого жанра в поэзии. Так возникла баллада как музыкальный жанр, с присущими ему характерными особенностями. Необычность и яркость событий, о которых рассказывается в балладе, была причиной стремления композиторов к возможно большей картинности, изобразительности музыки, последовательно передающей все этапы развития сюжета. Поэтому баллада часто не укладывается в рамки куплетной или трехчастной формы, а строится свободно, следуя за текстом.

Учитель: Характерные черты этого жанра очень ясно видны на примере одной из лучших в мировой музыкальной литературе баллад, созданной Шубертом на слова Гёте, "Лесной царь". Музыка этого произведения передает и стремительную скачку всадника, везущего на седле больного сына, и фантастические видения, возникающие в омраченном сознании ребенка. В вокальной партии слышится то взволнованный лепет мальчика, то успокаивающая речь отца, то манящая, околдовывающая песня Лесного царя. А фортепианная партия с ее беспокойным, напряженным ритмом еще усиливает ощущение взволнованности.

Среди баллад русских композиторов выделяется замечательное произведение Глинки "Ночной смотр" (на слова И. Цедлица в переводе В. Жуковского).

Герой баллады — Наполеон.

Обращение к Наполеону у Глинки не случайно. Великий полководец, император Франции, он был властителем дум нескольких поколений современников и потомков. Захватнические походы Наполеона, редкостная дерзость и бесстрашие перед смертью снискали ему славу непобедимого начальника, покорившего почти все страны Европы.

Только неудачный поход в Россию 1812 году стал началом его краха. Свою мятежную и блестящую жизнь он закончил в глухой ссылке на острове святой Елены в Атлантическом океане.

В 1836 году в первом номере пушкинского журнала «Современник появилось стихотворение Жуковского «Ночной смотр».

В том же году Глинка пишет свою балладу.

Баллада «Ночной смотр» Михаил Глинка.

(слайд 5)

  1. Слушание.
  2. О чем поется в балладе?

Рассказ о фантастическом параде мертвого войска перед мертвым полководцем.

«Ночной смотр». Василий Жуковский.

(слайд 6)

В двенадцать часов по ночам
Из гроба встает барабанщик;
И ходит он взад и вперед,
И бьет он проворно тревогу.
И в темных гробах барабан
Могучую будит пехоту;
Встают молодцы егеря,
Встают старики гренадеры,
Встают из-под русских снегов,
С роскошных полей италийских,
Встают с африканских степей,
С горючих песков Палестины.

В двенадцать часов по ночам
Выходит трубач из могилы;
И скачет он взад и вперед,
И громко трубит он тревогу.
И в темных могилах труба
Могучую конницу будит:
Седые гусары встают,
Встают усачи кирасиры;
И с севера, с юга летят,
С востока и с запада мчатся
На легких воздушных конях
Одни за другим эскадроны.

В двенадцать часов по ночам
Из гроба встает полководец;
На нем сверх мундира сюртук;
Он с маленькой шляпой и шпагой;
На старом коне боевом
Он медленно едет по фрунту;
И маршалы едут за ним,
И едут за ним адъютанты;
И армия честь отдает.
Становится он перед нею;
И с музыкой мимо его
Проходят полки за полками.

И всех генералов своих
Потом он в кружок собирает,
И ближнему на ухо сам
Он шепчет пароль свой и лозунг;
И армии всей отдают
Они тот пароль и тот лозунг:
И Франция — тот их пароль,
Тот лозунг — Святая Елена.
Так к старым солдатам своим
На смотр генеральный из гроба
В двенадцать часов по ночам
Встает император усопший.

  1. Сравните балладу Глинки с балладой Шуберта. Можем мы сказать, что здесь тоже сцена с участием нескольких лиц?
    Нет, это рассказ о фантастических событиях.

  2. Как соотносятся музыка и текст? Что важнее?
    Текст. Слова четко и хорошо слышны, певец даже не поет, а декламирует. Это делает каждое слово максимально отчетливым.

  3. Как называется такая декламация?
    Такая декламация называется речетатив.
    Вокальная партия баллады пронизана ритмом марша и основана на сдержанных речитативных интонациях.

  4. Каков характер этих интонаций?
    Они вызывают ощущение ночной тишины и настороженности.

  5. Интонации развиты мелодически или нет?
    Нет. Интонации построены почти все время на одной-двух нотах и проходят через весь романс.
    Лишь иногда в вокальной партии отдельными штрихами выделяется тот или иной образ текста.

  6. Что, по вашему мнению, изображают интонации?
    Интонации голоса напоминают военные фанфары («Встают молодцы егеря, встают старики гренадеры»).
    Затем становятся более плавными, приобретают величественный характер («Из гроба встает полководец»).

  7. Партия фортепиано выполняет только роль аккомпанемента?
    Нет, она чрезвычайно картинна, и ее меняющиеся образы помогают раскрыть содержание текста.
    Мы слышим у рояля и таинственный рокот, и воинские сигналы, и шаги марширующей армии.
    Велика при этом роль гармонии. Например, когда в стихах речь идет о Наполеоне, в музыке происходит сдвиг из фа минора в тональность VI ступени — ре-бемоль мажор, которая звучит после минора торжественно и возвышенно. (показать пример на фортепиано)
    Наряду с гармоническими средствами Глинка использует и тембровые.

  8. Тембры каких инструментов слышны в партии фортепиано?
    Пианист изображает в фортепианной партии звучание литавр, военного барабана, труб, валторн.

Вывод.

Все средства музыкальной выразительности способствуют созданию картины призрачного, фантастического ночного парада.

Музыкальный образ – фантастический.

Использование жанра военного марша, с которым связаны обычно представления о боевых походах, о доблести и подвигах, придает романсу приподнятый характер, и он воспринимается как романтическое воспевание верности воинскому долгу.

А воинский долг на Руси — это не простые слова.

"Мы не стремимся быть первыми, но никого не допустим быть лучше нас" — гордый девиз кавалергардов — самых смелых и красивых мужчин эпохи. (слайд7)

Не было в России воинской части, в чьих списках значилось бы столько прославленных и известных имен, начиная от самого Петра Великого и ближайших его сподвижников и заканчивая министрами и видными государственными деятелями времен последнего российского императора. Ни одна другая часть гвардии или армии не имела столь удивительной, уникальной истории, как корпус кавалергардов. Их объединяла верность традициям, исключительная честность, природный аристократизм, самопожертвование и беззаветная любовь к Отечеству. Это о них сказано: "Высший шик кавалергарда — отсутствие всякого шика".
Славная история кавалергардов в России началась 30 марта 1724 года, когда к коронации супруги Петра I императрицы Екатерины I, которая состоялась 7 мая того же года, в качестве почетной стражи был сформирован Кавалергардский корпус. Первая полурота кавалергардов открывала коронационное шествие из Кремлевского дворца в Успенский собор, вторая замыкала его. Во время самой коронации кавалергарды располагались на ступеньках трона.

С началом Отечественной войны 1812 года лейб-гвардии Кавалергардский полк вошел в состав 1-й армии Барклая де Толли и отошел назад. Как и остальные элитные части, полк всячески оберегался командованием и не принимал участия в боевых действиях до Бородинского сражения.
Кавалергарды вступили в сражение в один из его самых драматических эпизодов. Во время третей атаки французов на батарею Раевского, по сути, позиция русских была прорвана, и бригада оставалась единственным препятствием для неприятеля. Полк рысью пошел в атаку на кавалерию Груши. В самом начале атаки картечью был сражен командир полка полковник К. Левенвольд. Смерть командира лишь на мгновение смутила кавалергардов, и они на полном скаку врубились во вражескую колонну.
Неприятель не выдержал такого натиска и обратился в бегство.
Всего за полтора часа, которые кавалергарды провели в сражении, они потеряли 14 офицеров и 93 нижних чина, но сумели отстоять центр русских позиций. Многие кавалергарды были награждены орденами, холодным оружием и знаками отличия военного ордена.
После Бородинского сражения в кампании 1812-1814 годов полк принимал участие в битвах у Кульма, Фершампенуазе, Лейпцига, а закончил боевой путь, войдя в Париж.
Неразделима история полка с именами декабристов — героев и мучеников 14 декабря 1825 года. Около 30 офицеров-кавалергардов оказались причастны к восстанию на Сенатской площади. Ни один полк в русской армии не был столь тесно связан с тайными обществами декабристов, как все тот же полк кавалергардов.

В наше время был создан замечательный фильм «Звезда пленительного счастья», рассказывающий об истории кавалергардов.

И в этом фильме звучит песенка кавалергарда, написанная Булатом Окуджавой.

«Песенка кавалергарда». Булат Окуджава

(слайд 8)

  1. Исполнение-показ.
  2. Разучивание.
    При разучивании обратить внимание на интонационное построение мелодии – ровные четверти и короткая острая ритмичная фигура (восьмая с точкой, шестнадцатая, четверть)
  3. Что общего между балладой Глинки и «Песенкой кавалергарда» Окуджавы?

Итог урока:

Музыкальные образы баллады и песни очень похожи. Они воспринимаются как романтическое воспевание верности воинскому долгу, традициям, исключительной честности, самопожертвования и беззаветной любви к Отечеству.

Вернёмся к эпиграфу урока (слайд 9)

Ах, музыка бывает так кратка!
Минута – умирает ее звон.
Но образ музыки не меркнет никогда,
И остаётся мой навеки он!
И будет вечно он теперь звучать
В сердцах людей, услышавших его.
Не собирается во мне он засыпать,
Он навсегда останется со мной.

Д/З. Написать эссе «Какой он – герой нашего времени?»