Творческая разработка: педагогический совет по теме "Одаренные дети, выявить и поддержать"

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: Просвещение педагогов по проблеме одаренных детей.

Задачи:

  • Углубить знания об одаренности, классификациях видов одаренности, характерных особенностях одаренных детей.
  • Расширить понятие о стратегиях и формах организации обучения интеллектуально одаренных обучающихся.
  • Обозначить задачи по работе с данной категорией учащихся в нашей школе.

Оборудование: экран, компьютер, компьютерная презентация, бланки тестов, распечатки заданий.

План выступления:

  1. Актуальность темы.
  2. Выявление склонностей педагогов к работе с одаренными детьми.
  3. Понятия "одарённость", "одарённый ребёнок".
  4. Структура детской одаренности.
  5. Специфика детской одаренности.
  6. Классификации детской одарённости.
  7. Психофизиологическая основа одаренности.
  8. Проблемы одаренных детей.
  9. Принципы и стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся.
  10. Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных учащихся.
  11. Подведение итогов.

Ход педагогического совета

1. Актуальность темы.

Выступление с использованием материала презентации.

Слайды 1-4. Сегодня мы поговорим о психолого-педагогическом сопровождении одаренных детей и подростков в условиях нашей школе. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Государство в последние годы уделяет вопросу одаренности большое внимание. В разделе "Развитие системы поддержки талантливых детей" Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" говорится следующее: "В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей."

2. Выявление склонностей педагогов к работе с одаренными детьми.

(Все педагоги разбиты на группы по 5-7 человек, все предлагаемые задания выполняются в группах.)

Анкета "Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми" (подсчет баллов, выбор группы для общего подведения итогов). Слайд 5. Приложение 1.

3. Понятия "одарённость", "одарённый ребёнок"

Слайды 6-8

Задание 1: Давайте вместе разберемся в психологических понятиях: задатки способностей, способности, талант и одаренность. Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие:

____________________ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ____________________ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.

___________________- состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.

___________________- сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

Правильные ответы: способности, задатки способностей, одаренность, талант.

4. Структура детской одаренности.

Все одарённые учатся легко и быстро! (стереотип особенно распространён в учительской среде). Лёгкая обучаемость относится к одарённости, но это лишь один из её видов (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни).

Признаки одаренности охватывают 2 аспекта поведения ребенка: мотивационный и инструментальный. Поговорим об этом подробнее.

Слайды 10-11.

Структура детской одаренности: инструментальный аспект (Богоявленская Д.Б. и др., 2003)

- Специфические стратегии познавательной деятельности.

- Индивидуальный стиль познавательной деятельности.

- Особый стиль систематизации знаний.

Особая характеристика знаний.

- Своеобразный тип обучаемости.

Структура детской одаренности: мотивационный аспект (Богоявленская Д.Б. и др., 2003)

- Повышенная избирательная чувствительность к предметной, физической, познавательной, художественно-выразительной и другим видам деятельности.

- Повышенная потребность в познавательной деятельности.

- Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

- Высокая требовательность к результатам собственного интеллектуального труда.

- Устойчивая склонность к повышенным интеллектуальным нагрузкам.

5. Специфика детской одаренности.

Слайды 12-13. Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте:

1) Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда создает видимость одарённости (т.е. "маску" одарённости, под которой - обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить "угасание" признаков детской одарённости.

3) Своеобразие динамики формирования детской, одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития.

В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одарённый, по другим - как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия "одаренный ребенок" следует использовать понятие "признаки одарённости ребёнка" (или "ребёнок с признаками одарённости").

Слайды 14-15. Предложить педагогам выделить из перечисленных на слайде личностные и деловые качества учеников, которые им импонируют и те, что не нравятся. Проанализировав ответы, подвести аудиторию к выводу о том, что выделенные отрицательные качества, вопреки общепринятому мнению, могут свидетельствовать и об одаренности ребенка (чаще творческой).

6. Классификации детской одарённости.

Слайды 16-22.

Обратить внимание педагогов на разнообразие классификаций детской одаренности. Познакомить с некоторыми из них подробнее (Юркевич В.С., Хеллер К.А., (Богоявленская Д.Б).

Классификация детской одаренности (Богоявленская Д.Б. и др., 2003)

Пять критериев:

- Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

- Степень сформированности.

- Форма проявлений.

- Широта проявлений в различных видах деятельности.

- Особенности возрастного развития.

Используя материал презентации подробно разъяснить каждый критерий.

Слайды 23-24. Привести примеры развития одаренности у известных людей.

7. Психофизиологическая основа одаренности.

Психофизиологической основой одаренности является межполушарная ассиметрия мозга.

Слайды 25-27.

Межполушарная асимметрия мозга - неравноценность, качественное различие того "вклада", который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию (правополушарные, левополушарные и равнополушарные учащиеся).

Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Гендерные различия - одаренность девочек и девушек, как правило, является вербальной (словотворческой), а одаренность мальчиков и юношей - пространственной и математической.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга (разъяснить, на материале презентации).

8. Проблемы одаренных детей. Слайды 28-29

  • Американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей:
  • Неприязнь к школе.
  • Игровые интересы.
  • Конформность (отрицание стандартных требований).
  • Погружение в философские проблемы.
  • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
  • Стремление к совершенству.
  • Ощущение неудовлетворенности.
  • Нереалистические цели.
  • Сверхчувствительность.
  • Потребность во внимании взрослых.
  • Нетерпимость.
  • Низкая продолжительность сна.

Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети (Гильбух Ю.3., 1991). Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети (Матюшкин А.М., Сиск Д.А., 1988). В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким (Сергеева Н.И., 1990).

9. Принципы и стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся. Слайды 30-32

Подробнее поговорим о принципах и стратегиях обучения интеллектуально одаренных учащихся..

Принципы: индивидуализация и дифференциация обучения, развивающее и воспитывающее обучение, учет возрастных особенностей.

Стратегии: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация обучения (подробное разъяснение на материале презентации).

Задание группам. Какие стратегии обучения интеллектуально одаренных детей являются в наших условиях наиболее перспективными? Обсуждение результатов (обогащение и проблематизация обучения позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных учащихся и являются наиболее перспективными).

10. Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных учащихся. Слайды 33-35

Остановимся подробнее на активных формах организации обучения.

Активные (групповые) формы организации обучения (от латинского слова "aktivus" - деятельный) - формы, направленные на развитие у учащихся самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные задачи, формирование у них эффективных моделей социального поведения.

Дискуссионные формы организации обучения: сократическая (сократовская) беседа, интеллектуальная разминка, групповое интервью, групповая дискуссия, дельфийский метод, круглый стол, мозговой штурм, сеть ассоциативных связей (САС).

Игровые формы организации обучения: ролевая игра, имитационная игра, деловая игра, организационно - деятельностная игра, психодрама, социодрама.

Смешанные формы организации обучения: метод ХОБО, индивидуальный практикум, метод деловой поездки (метод "Выездной семинар"), психогимнастическое упражнение, метод разбора документов (метод "Баскетбольная корзина"), метод инцидента, метод "Лабиринта действий", метод анализа конкретных ситуаций (case-study, гарвардский метод).

Комплексные формы организации обучения: социально-психологический тренинг.

Некоторые из них вам хорошо знакомы, а с некоторыми мы сейчас познакомимся:

Интеллектуальная разминка. Данный метод применялся для приведения обучаемых в активное "стартовое" состояние путем актуализации знаний, обмена мнениями и выработки общей позиции. Преподаватель имеет возможность определить уровень готовности учеников к активной мыслительной деятельности на занятии.

"Интеллектуальная разминка" позволяет при быстром темпе обращаться с тем или иным вопросом к ученикам. Если отвечающий затрудняется с ответом, преподаватель обращается с тем же вопросом к другому ученику, к третьему и т.д. За короткое время (5-10 мин.) в учебной аудитории достигается понимание исходных категорий, тех или иных теоретических положений, ученики включаются в активную поисковую работу. Достоинство метода состоит в том, что каждый ученик на занятии находится в зоне активной мыследеятельности.

Игры-социодрамы (психодрамы) помогают педагогам отработать умение "чувствовать" ситуацию. При подготовке к таким играм желательна консультация педагога-психолога. Текст игры заранее не пишется, необходима импровизация в соответствии с выбранной ролью.

Метод кейсов (от англ. сase method (кейс-метод), case-study (кейс-стади), метод конкретных ситуаций) - техника обучения, при который обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.

Одна из разновидностей "кейс-стадиз" - метод инцидентов. Инцидент - это анализ своеобразных "микроситуаций" и принятие быстрого решения. Слушателям письменно или устно сообщалась краткая информация о свершившемся инциденте. Все дополнительные сведения для анализа и принятия решения ученики получают от преподавателя, задавая ему вопросы. По характеру вопросов преподаватель оценивает эффективность поиска и в своих ответах варьирует содержание ситуации. После получения от преподавателя ответов ученики должны принять решение.

Задание группам: (метод кейсов) В вашем классе учится девочка Лена. Ее успеваемость оставляет желать лучшего. Психолог утверждает, что интеллектуальные способности девочки в норме. Что вы будете делать?

Слайды 36-39. Задание 5: Определите основные формы работы по обучению одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. Проанализируйте, что в школе по данной проблеме уже сделано, а что еще предстоит.

Формы работы по обучению одаренных детей в условиях общеобразовательной школы

- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;

- активные формы обучения

- дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;

- участие в школьных и районных олимпиадах;

- проектная деятельность обучающихся;

- научно-исследовательская деятельность обучающихся;

- посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;

- конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;

- создание детских портфолио.

11. Подведение итогов.

Огласить общие итоги анкеты "Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми".

Я рада, что наш коллектив готов работать с одаренными детьми. Значит, каждый учитель соответствует тем высоким требованиям, которые так необходимы в работе с одаренными. Это прежде всего:

- желание работать нестандартно

- увлеченность своим делом

- поисковая активность

- любознательность

- интеллектуальность

- нравственность

- эрудированность

- потребность в научной и творческой деятельности,

- знание психологии одаренных учащихся, мотивационная готовность к работе с одаренными учащимися,

- знание всех областей человеческой жизни.

Впереди у нас много работы. Надеюсь, совместными усилиями нам удастся выявить одаренных детей и помочь им развить свои способности.

Обсуждение решения педсовета.

Приложение.

Литература.

  1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.
  2. Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009.
  3. Сайт ТОИУУ и страницы лаборатории: www.tiuu.ru