Цели:
- развитие интереса к изучению языка и литературы, его фонетики и орфографии;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности;
- укрепление и сплочение детского коллектива.
Оборудование: компьютер, карточки с буквами, рисунок елки со слогами, жетоны.
Дети разделены на 4 команды, за каждым столом сидят по 6-7 человек. Сами выбирают капитанов.
За каждый правильный ответ команда получает жетон. После каждого-й конкурс:а жюри подводит итоги.
На урок приглашены учителя и родители, они и будут в жюри.
Ход мероприятия
I. Вводная часть.
Учитель: Писатель К. Паустовский говорил: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словам: и звучание музыки, и.. блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь, и утрату, и ликование победы».
II. Приветствие команд.
Команда 1:
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть.
Команда 2:
И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Команда 3:
Мы отвечаем дружна,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
Команда 4:
И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней-
И наша дружба крепнет с ней.
1-й конкурс: «Прочитай слово».
Учитель раздает конверты с буквами, команды должны составить слова, которые будут названием команды.
Команда 1: у к в а б
Команда 2: и с л г о
Команда 3: о в о л с
Команда 4: е л о п д р е ж н е и
Ответы: буква, слоги, слово, предложение появляются на экране, после этого на столах появляются карточки с названием команд. Жюри подводят итоги.
2-й конкурс: «В гости к гласным».
Учитель: На волшебном цветке десять лепестков, на каждом – буква. Здесь и гласные и согласные. Нужно составить из этих букв разные слова, но так, чтобы в каждом слове было не меньше двух гласных.
После завершения-й конкурс:а на экране появляются ответы: село, сало, смена, сера, роса, пена, нота, рота…..Подсчитывается большее количество слов, составленное командой. Подводятся итоги.
3-й конкурс: «В гости к согласным».
Учитель: Замените в словах одну согласную так, чтобы вместо одних слов были другие. Например: цвет-свет. Слова на экране.
Команда 1: фара, игра.
Команда 2: хата, кочка.
Команда 3: лев роща.
Команда 4: крыса, нота.
Ответы: пара, икра; вата, кошка; лес, роза; крыша, рота.
4-й конкурс: «Письмо от бабушки Загадушки».
Учитель: Отгадайте загадки. Потом сказать, сколько букв, звуков и слогов в словах-отгадках.
Для всех команд загадки на экране.
Команда 1:
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет – вскачь пройдет немножко,
Захочет – ляжет на бочок. /Юла/
Команда 2:
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы - другого цвета. /Заяц/
Команда 3:
Льется речка – мы лежим.
Лед на речке – мы бежим. /Коньки/
Команда 4:
Ей всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. /Ель/
5-й конкурс: «Собери слово».
Учитель: Перед вами необычная елка. На ней вместо игрушек висят карточки со слогами. Нужно составить слова из трех слогов. Елка на экране. Слоги: ка, та, ло, ре, па, мо, ша, ко.
Ответы: калоша, молоко, лопата, карета….
6-й конкурс: «Отгадайте ребус».
Учитель: Вероятно, каждый из вас, ребята, не раз слышал и пытался отгадать загадки, в которой слова изображаются при помощи рисунков и различных знаков. Для этого, чтобы прочесть и отгадать загадку, необходимо знать и понимать, какой знак что изображает.
Как же называются такие необычные загадки?
Дети: Ребусы.
Каждая команда получает по два ребуса.
Подводятся итоги, раздаются жетоны.
7-й конкурс: «Путешествие в страну словарию».
Учитель: В отрывках их стихотворений, которые вы услышите, не хватает последнего слова. Нужно их закончить. Все стихи появляются на экране.
Команда 1:
Портфель у меня не велик и не мал.
Лежит в нем задачник, букварь и …. /Пенал/
Команда 2:
Кто шагает с сумкой книг
Утром в школя…. /Ученик/
Команда 3:
Быть должны всегда в порядке
Твои школьные…. . /Тетрадки/
Команда 4:
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно….. /Карандаш/
8-й конкурс: «Наоборот».
Учитель: Подберите антонимы – слова, противоположные по смыслу.
Задание на экране.
Команда 1:
Я – антоним к слову «лето»
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому, что я…. /Зима/
Команда 2:
Далеко мой стук слышится вокруг.
Червякам я враг, а деревьям……. /Друг/
Команда 3:
У прохожих на виду висела яблоко в саду.
Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко, а мышонок…… /Высоко/
Команда 4:
Я антоним к слову смех. Не от радости утех,
Я бываю поневоле от несчастья и от боли,
От обиды, неудач. Догадались? Это….. /Плач/
9-й конкурс: «Отгадай пословицу».
Учитель: Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Ваше задание отгадать пословицы по двум словам. Пословицы на экране.
Команда 1: «свет», «тьма».
Команда 2: «погибай», «выручай».
Команда 3: «встречают», «провожают».
Команда 4: «труд», «лень».
Ответы:
- Ученье – свет, а не ученье – тьма.
- Сам погибай, а товарища выручай.
- По одежке встречают, по уму провожают.
- Труд кормит, а лень портит.
10-й конкурс: «Из одного слова несколько».
Учитель: Задание этого-й конкурс:а следующее: вам нужно из букв слова «колесо» составить как можно больше других слов.
11-й конкурс: «Раскрой смысл выражений».
Учитель: Ваше задание – раскрыть смысл крылатых выражений.
Задание на экране.
Команда 1:
- «Зарубить на носу». /Хорошо и надолго запомнить/
- «Ни пуха, ни пера. /Пожелать удачи/.
Команда 2:
- «Морочить голову. /Обманывать/
- «Рукой подать» /Близко/
Команда 3:
- «В час по чайной ложке» /Медленно/
- «Во весь дух» /Быстро/
Команда 4:
- «Убить двух зайцев» /Делать несколько дел одновременно/
- «Ворон считать» /Ничего не делать/