Научно-практическая статья "Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности"

Разделы: Работа с дошкольниками


Отношение людей друг к другу является центром становления личности и соответственно определяет нравственную ценность человека. В настоящее время довольно часто наблюдается множество негативных и деструктивных явлений в детском коллективе, среди которых можно выделить такие, как неспособность видеть и понимать друг друга; тяжелая адаптация в коллективе сверстников; застенчивость, замкнутость; стремление ребенка снять с себя ответственность за происходящее, даже ценой лжи; ревность к успехам других детей. Исходя из выше изложенного, тема статьи представляется актуальной.

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.

В детском саду воспитание толерантного отношения детей друг к другу формируется средствами социально-культурной деятельности, через ознакомление дошкольников с культурой народа той местности, в которой они проживают, с традициями и обычаями других народов.

Доступные восприятию ребенка элементы культуры составляют содержательную основу большинства программ дошкольного образования, таких как «Детство» (под ред. В.И. Логиновой) [1] «Я – Человек» (С.А. Козловой) [2], «Я, ты, мы» (О.Л. Князевой) [3] .

Мы разделяем мнения тех исследователей, которые считают, что толерантность зависит не только от знаний обычаев, традиций, быта представителей иных культур, но и в преодолении эгоцентристских установок в их отношении. (В.А. Тишков, К.Э. Эплайа)[4].

Однако большинство исследований, направленных на изучение формирования толерантности, посвящено школьникам, студентам. Проблему формирования толерантности исследуют П.Ф. Комогоров, М.А. Перепелицына, В.В.Глебкин [5] , О.Б. Скрябина, Г.У. Солдатова и др. Данный опыт представляет немалый интерес, при условии его адаптации к возрастным особенностям дошкольников.

В связи с этим целью статьи является распространение педагогического опыта по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Нами представлен опыт по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста МДОУ №7 детский сад развивающего вида «Рябинушка» городского округа Стрежевой, основанный на реализации авторской Программы «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности», апробированной в условиях детского сада.

Основными задачами данной Программы являются:

  • развитие коммуникативные способности как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;
  • формировать представления ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности и индивидуальности других детей;
  • формировать у детей навыки социальной ответственности;
  • развивать понимание таких нравственно обусловленных ценностей как честность,
  • справедливость, доброжелательность, взаимопомощь, сострадание;
  • воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности;

Данная Программа была апробирована на 21 обучающемся старшей группы детского сада «Рябинушка». В ходе её апробации был проведен ряд диагностических исследований, таких как входная и промежуточная диагностика уровня толерантности детей старшего дошкольного возраста. Одним из важных требований к входной диагностике мы считаем выстроенную систему критериев и показателей, позволяющих объективно зафиксировать уровень толерантности детей старшего дошкольного возраста – высокий, средний, низкий. Так, в сентябре 2010 года была произведена входная диагностика, которая позволила в процессе тестовых игр оценить уровень сформированности толерантности у дошкольников по критериям от 1 (низкий уровень) до 10 (высокий уровень). Для её проведения использовались следующие тестовые упражнения:

  • игровые тестовые упражнения «Сказка», целью которых является наблюдение за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями (К.Тейлор);
  • игровой тест «Секрет» (Я.Л. Коломинский), позволяющий вычислить «уровень благополучия взаимоотношений» в детском коллективе;
  • наблюдение, контрольный опрос.

Тестовые упражнения помогли выявить три уровня сформированности толерантности у дошкольников.

Высокий уровень (9%) умения детей проявлять вербально и в своем поведении основные сущностно-содержательные качества толерантной личности: знание своих достоинств и недостатков; критичность к себе; способность сопереживания; способность к рефлексии; легкая адаптация в коллективе детей; стремление к личной независимости; высокая социальная активность (дифференцированная и интегральные оценки в диапазоне 8-10 баллов).

Средний уровень (53%) толерантности определялся средним уровнем и неустойчивостью умения детей проявлять в своем поведении основные сущностно-содержательные качества толерантной личности, средним уровнем сформированности таких нравственных и этических социальных качеств, как честность, справедливость, доброжелательность, взаимопомощь (дифференцированная и интегральные оценки в диапазоне 4-7 баллов).

Низкий уровень (38%) толерантности определялся недостаточностью и неустойчивостью умения ребенка проявлять в своем поведении основные сущностно-содержательные качества личности. В этом случае можно говорить о присущих ребенку качеств интолерантной личности, а именно: ребенок замечает у себя больше достоинств, чем недостатков. Способность ребенка к эмпатии практически не выражена; тяжелая адаптация в коллективе детей, застенчивость, замкнутость; ревность к успехам других детей; (дифференцированная и интегральные оценки в диапазоне 1-3 балла).

Таким образом, результаты экспериментальной работы подтвердили оптимальность определенных нами педагогических условий формирования толерантности у детей старшего правомерность выдвинутой гипотезы

Далее на основе разработанной программы была проведена экспериментальная работа, направленная на формирование толерантности дошкольников. В ходе работы все программные материалы были сгруппированы по следующим направлениям: «Школа толерантного взаимодействия», «Родник дружбы», «Весёлый марафон», «Волшебный калейдоскоп».

Содержание цикла «Школа толерантного взаимодействия» реализовалось на специально организованных занятиях. Распределение изучаемого материала по месяцам предполагало четыре специально организованных занятия познавательного цикла с играми и упражнениями для закрепления.

Занятия ориентированы на развитие интереса к человеку, обществу, учёт личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накоплению своего жизненного опыта. Занятия, имели определенную структуру: начинались приветствием, включали несколько игр, проводимых взрослыми, практическую самостоятельную деятельность и завершались ритуальным прощанием.

Результатом системных занятий по данному циклу стала активизация интереса дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу. Данные занятия позволили сконструировать педагогический процесс, предусматривающий учёт минимальной нагрузки на детей, баланс между специальными организованными видами деятельности и двигательной, интеллектуальной активностью дошкольника.

Цикл «Родник дружбы» включает: коммуникативные игры на развитие эмпатии, навыков взаимодействия; подвижные игры разных стран мира; художественную деятельность; беседы, направленные на освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

Результатом этого цикла стало развитие у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающего толерантным сознанием.

Цикл «Веселый марафон» включает проведение праздников, и других массовых форм с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира. Цикл «Волшебный калейдоскоп включает театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира. Итогом этих циклов явилось воспитание у детей интереса и уважения к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности.

Содержание циклов «Родник дружбы», «Весёлый марафон», «Волшебный калейдоскоп» реализуется в свободное от занятий время. Отбор материала по циклам производился с учётом возрастных особенностей детей. Все циклы взаимосвязаны, дополняют друг друга, имеют свою воспитательно-образовательную ценность, цель и специфику. Отобранный и используемый материал близок ребёнку и личностно значим для него, так как он ему интересен.

Используемые методы и приёмы адекватны поставленным в Программе задачам и основываются на: упражнениях детей в элементарном анализе и сравнении предметов, моделировании, постановке вопросов проблемного характера и самостоятельном поиске ответов на свои же вопросы, создании игровых ситуаций, чтении художественной литературы, драматизации, проигрывании инсценировок по правилам поведения в общественных местах.

Программа реализуется в контексте разработанных педагогических условий формирования толерантности в дошкольном образовательном учреждении. Средствами реализации данной Программы служат: социальная действительность; предметы рукотворного мира; музыка стран мира; изобразительное искусство стран мира; сказки народов мира. Создана развивающая предметно-пространственная среда: центр прикладного творчества, центр театрализации; мини-библиотека; выставки детского творчества. Немаловажными для реализации Программы являются и современные технические средства: мультимедийное оборудование, акустические системы.

Новизна предлагаемых нами средств формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста заключается:

  • в расширении представлений о возможностях использования средств социально-культурной деятельности в формировании толерантности дошкольников;
  • в использовании мультимедийных средств в учебной и внеучебной деятельности, формирующей толерантность у дошкольников.

Данная Программа реализуется в настоящее время и имеет ряд промежуточных результатов, позволяющих оценить её эффективность. Так в декабре 2010 г. были произведены контрольные замеры для определения уровня толерантности воспитанников описанной выше группы.

Полученные данные показали, что в результате реализации данной Программы произошли значительные изменения в уровне толерантности, а именно: количество детей с высоким уровнем толерантности увеличилось на 7%; со средним уровнем толерантности - на 10%; и наоборот, число детей, имеющих низкий уровень толерантности, снизилось на 15%.

Таким образом, результаты экспериментальной работы подтвердили оптимальность определенных нами педагогических условий формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста, это дало нам основание утверждать, что Программа «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»» является эффективным средством формирования толерантности у дошкольников.

Данная Программа имеет широкое применение, она может быть использована в дошкольных образовательных учреждениях всех видов и типов, в учреждениях дополнительного образования в курсах предшкольного образования, а также в начальных классах, как в урочной, так и в неурочной деятельности.

В то же время проблема толерантности нельзя считать исчерпанной. Она требует дальнейшего исследования многих сторон формирования толерантности:

  • изучить пути взаимодействия детского сада со школой, с семьей;
  • изучить условия формирования толерантности на разных ступенях дошкольного воспитания.

         Это могло бы послужить основой для создания единой образовательной системы формирования толерантности обучающихся детей как дошкольного, так и школьного возраста городского округа Стрежевой.

Список используемых источников и литературы:

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой: Изд.3-е, переработанное. – СПб.: Дество-Пресс,2002. – 244с
  2. Козлова, С. А. Я - человек: программа социального развития ребенка / С. А. Козлова. - Москва: Школьная Пресса, 2005. - 44c.
  3. Князева, О.Л. Я – ты – мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников/ О.Л.Князева. – Москва: Мозаика-Синтез, 2005. – 168с.
  4. Тишков, В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2002. - 348 с.
  5. Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч. 1. История древнего мира [Электронный ресурс] / В.В. Глебкин. — Электрон. дан. — М.: Добросвет, 2000. — 256 с. — Режим доступа http://www.countries.ru/library/ancient/egprostr.htm