Цель урока: формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное через ознакомление учащихся с художественными особенностями готического стиля в искусстве средневековья.
Задачи:
- воспитывать эстетический вкус на основе восприятия готического стиля;
- развивать творческие способности учащихся средствами конструктивных и декоративных приемов;
- формировать навыки построения цветовой композиции в имитации витража «готической розы.
Зрительный ряд: мультимедийный проект «Обзор художественной культуры средневековой Западной Европы» (Приложение 1).
Музыкальный ряд: музыка И.С.Баха.
Литературный ряд: поэзия Теофиля Готье.
Материалы: черная и белая бумага, фломастеры, маркеры, ножницы, клей ПВА, «контейнеры» для мусора
Задание. Выполнить имитацию витража «готической розы».
ХОД УРОКА
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мультимедийный проект |
Завязка | Организационный момент – 2 минуты | 1-й слайд. Тема урока | |
Проблема 1. | – Ребята вы любите путешествовать? – Сегодня машина времени перенесет нас на 700 лет назад в средневековый город О чем бы вы хотели узнать, попав в средневековый город? – Закрываем глазки – полетели! (Притопываем и жужжим). – Прилетели. Открываем глазки мы с вами в Западной Европе вот здесь (показываю по карте) во Франции (для сравнения показываю расстояние от России) |
Да! Обо всем, о людях, об архитектуре и т.д. |
2-й слайд. Цель урока-путешествия. 4 клика
мыши после каждого ответа ученика 3-й слайд. Политическая карта мира. |
Проблема 2 | – Что же это были за постройки? – Тогда слушайте и смотрите. Наступило время, когда во всей Западной Европе стали вырастать города. Каждый город нуждался в защите и превращался в настоящую крепость с башнями и воротами, которые запирались на ночь «В погоне за стихом, за ускользнувшим словом, я к замкам уходить люблю средневековым», – писал Теофиль Готье. Тесно прижатые друг к другу дома с высокими двухскатными крышами росли, образуя сплошные стены узких кривых улочек. В тесноте города люди стремились избежать однообразия. Каждый старался построить дом по-своему. Самые богатые постройки выходили на центральную площадь. |
Дворцы Смотрят 3-й слайд |
Музыка Баха 1 клик Появляется замок 2 клик Появляется древний средневековый город Музыка стихает |
Проблема 3 | А там… – Что же там было такое, что звало людей в центр города? – Конечно же, здесь в центре возвышался каменный собор способный вместить около 10.тысяч жителей города. Вы видите «Нотр-Дам де Пари» в переводе с французского «Собор Парижской богоматери» Вот он какой, создающий впечатление суровой торжественности. |
Представление Ярмарка, храм, замок, собор. Смотрят 4-й слайд |
Звучит громко музыка Баха, появляется 4-й слайд. |
Проблема 4 | – А как же выглядели жители города? – Вы видите готический костюм. Какой он?. |
Женщины в длинных, красивых платьях; мужчины в трико, остроконечные головные уборы и обувь | 5-й слайд 1 клик Люди в костюмах готического стиля. Тихая музыка Баха. |
Проблема 5. | – А если сходство между костюмом и архитектурой здания? | Да. Остроконечные головные уборы, обувь и остроконечные крыши. | 5-й слайд 2 клик. Шартрский собор |
Проблема 6. | – А какая готическая мебель была? Посмотрите есть ли у нее сходство с архитектурой? | Наверное, остроконечная Да. Есть. |
6-й слайд. Готическая мебель 1 клик –
слуховые окна |
Проблема 7.
Кульминация. |
– Готический храм, готический костюм,
готическая мебель. Какое новое незнакомое слово
вы услышали в моем повествовании? – Правильно! Слово «готический». Произошло это слово от германского племени – готов. «Готика» так назвали стиль всей этой эпохи. |
Готический!
|
7-й слайд. «Готический»
7-й слайд 1 клик. «Готика» |
Проблема 8. | – А какие же храмы были в самой
Германии? Вот какие. Кельнский собор – это гордость Германии.600 лет (1248 - ХIХ) строился он на средства всех горожан. Для сравнения – 100 лет строили «Реймский собор – место коронации французских королей.Уфранцузов – это символ национального сплочения.» |
Наверно такие же! | 8-й слайд. Кельнский собор. |
Проблема 9. | – Какую вы заметили особенность этих
готических замков? – Да. Остроконечные крыши и остроконечные арки – « как льющийся дождь с неба» так говорили об этой архитектуре. – Посмотрите виды арок и найдите среди них нашу готическую арку. – Да. Это она остроконечная, вытянутая. – Посмотрите на слайде, как арка выглядит внутри собора. |
Огромные, высокие, остроконечные крыши
и арки. Показывают арку. |
9-й слайд 1 клик. Арки
9-й слайд 2 клик. Арка внутри собора. |
Проблема 10. | – Готический собор неоднороден. Внутри
и снаружи он населен массой скульптур, например, в Шартрском соборе – вершины французской зрелой готики, их около 9-ти тысяч!!! В скульптуре мы видим изображение важнейших сцен из Ветхого и Нового заветов книги Библии. Скульптурой же условно отделяется третий ряд здания – остроконечного верха собора. – А как вы думаете, что составляет 1-й ряд храма? – Давайте посмотрим, как выглядит вход в храм и как он называется. Запишите название в словарь «Портал». Готический храм – называют
«каменной книгой» – На какой элемент здания мы не обращали
внимания? – Это громадное, круглое окно, а в готических
храмах есть еще и узкие и высокие, с цветными
стеклами, дающие изумительный эффект сиянием
своих густых колеров – красных, синих, лиловых и
желтых, во много раз усиленных лучами солнца. – Хотите узнать, из чего состоит «витраж»? Из слюды скрепленной свинцовыми перемычками. – А сейчас мы все станем
мастерами-ремесленниками и попробуем выполнить
ВИТРАЖНУЮ РОЗУ. Согласны? Физкультминутка. |
Вход! Записывают слово в словарь: «Портал»
Цветок в центре Да!
Записывают в словарь Да, хотим. Да, согласны.
Показывают все материалы. |
10-й слайд. Скульптура
11-й слайд 1 клик. Портал. Стрелка внизу – переход на 4-й слайд 4-й слайд Нотр-Дам 12-й слайд 1 клик. «Готическая роза» Звучит музыка Баха 12-й слайд 2 клик. «Роза» внутри собора |
Развязка | Этапы работы: 1 ЭТАП — Показываю как свернуть лист черной бумаги, и обрезать лишнее, чтобы получился квадрат, а из него – треугольник, который обрезаем по кругу 2 ЭТАП – Задание разноуровневое: легкое – вырезаем по методу снежинки; сложное – вырезаем контур фигуры человека (половинка) головой к центру (предварительно нарисовать карандашом) 3 ЭТАП – разворачиваем 4 ЭТАП – наклеиваем на картон или белый лист 5 ЭТАП – покрываем цветом вырезанные места характерным для витража – красным, лиловым , синим, желтым. (Этапы работы показывать на слайдах не нужно, т.к. дети любят копировать с образца и творческой работы не получится!) |
Практическая работа Правила
пользования ножницами — повторяют.
Наблюдают со слайда цвет витража (красный, лиловый, синий, желтый) и покрывают вырезанные места. |
12-й слайд «Готическая роза». Тихо звучит музыка Баха |
Эпилог | – Ребята, подпишите свою фамилию и имя с
обратной стороны работы и передайте для
просмотра (Выставка работ) – Спасибо за
творческий труд! |
Афиширование. Работы крепятся на
магнитную доску. Рефлексия |
|
Последействие
Домашнее задание: |
– Во время нашего путешествия по
Западной Европе нас сопровождала органная
музыка С. Баха. Органная музыка была написана
специально для богослужений. Она и сейчас звучит
в готических соборах. – Что вы чувствуете, ребята, после сегодняшнего путешествия? Понравилось ли оно вам? – Какие новые слова вы узнали?
– Давайте повторим основные элементы готической архитектуры
– Заканчивается наша экскурсия в средние века. Ну что ж, полетим обратно? – Закрываем глазки. Полетели! (Опять притопываем ножками и жужжим) – Вот мы и дома. Открываем глазки. Удалось ли вам, ребята, расширить представление о жизни людей в средневековой Западной Европе? – Оглядываясь на 8 веков назад, мы с восхищением смотрим на это каменное чудо: «Льющийся каменный дождь» – назовут позднее готическую архитектуру, и только через 300 лет готика уступит место итальянской архитектуре эпохи «Возрождения», и вместо остроконечных крыш мы увидим куполообразные. – Ребята, а ведь «Готика» продолжает жить и в наше время. Перечислите элементами готического стиля в современной одежде.
1. Учебник: стр.126-135. |
Познакомились с новыми словами – «готика», «портал», «витраж» Готические храмы очень красивые… Островерхие башни, скульптура, Да!
Да!
Мысленно представляют элементы двух стилей.
Находят элементы готики в одежде (остроконечная обувь, шапочка с остроконечным верхом – «Буратино» и т.д.
Записывают домашнее задание |
13-й слайд.
(слайд не входит в пр-ю)
14-й слайд – домашнее задание |
Литература:
- Вачьянц А.М. Вариации прекрасного. М.Х.К. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО Фирма МХК, 2000 – С. 54, 95-98, 108-110.
- История мировой культуры. Справочник школьника. Сост. Колядич Т.М., Капица Ф.С. под ред. Кашинская Л.В. – М.: Слово, 1996 – С. 89-91.
- Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М.: Просвещение, 1991 – С. 60-75.
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство «Каждый народ – художник». Учебник 4 класс. – М.: Просвещение, 2008 – С. 126-135.
- Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 класс. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991 – С. 174-175.
- Порохневская М.А. Изобразительное искусство 8 класс. Ч. 2. Поурочные планы по программе Неменского Б.М.– Волгоград.: Учитель-АСТ, 2004 – С. 17-20.
- Рапацкая А.А. Мировая художественная культура. Учебник 10 класса Ч.1.– М.: Влодос, 2007 – С. 252-254