Обзор художественной культуры средневековой Западной Европы с мультимедийным проектом

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цель урока: формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное через ознакомление учащихся с художественными особенностями готического стиля в искусстве средневековья.

Задачи:

  • воспитывать эстетический вкус на основе восприятия готического стиля;
  • развивать творческие способности учащихся средствами конструктивных и декоративных приемов;
  • формировать навыки построения цветовой композиции в имитации витража «готической розы.

Зрительный ряд: мультимедийный проект «Обзор  художественной культуры средневековой Западной Европы» (Приложение 1).

Музыкальный ряд: музыка И.С.Баха.

Литературный ряд: поэзия Теофиля Готье.

Материалы: черная и белая бумага, фломастеры, маркеры, ножницы, клей ПВА, «контейнеры» для мусора

Задание. Выполнить имитацию витража «готической розы».

ХОД УРОКА

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мультимедийный проект
(Приложение 1)

 Завязка Организационный момент – 2 минуты    1-й слайд. Тема урока
Проблема 1. – Ребята вы любите путешествовать?
– Сегодня машина времени перенесет нас на 700 лет назад в средневековый город О чем бы вы хотели узнать, попав в средневековый город?

– Закрываем глазки – полетели! (Притопываем и жужжим).

–  Прилетели. Открываем глазки мы с вами в Западной Европе вот здесь (показываю по карте) во Франции (для сравнения показываю расстояние от России)

Да!
Обо всем, о людях, об архитектуре и т.д.
2-й слайд. Цель урока-путешествия. 4 клика мыши  после  каждого ответа ученика

3-й слайд. Политическая карта мира.

Проблема 2 – Что же это были за постройки?
– Тогда слушайте и смотрите.
Наступило время, когда во всей Западной Европе стали вырастать города. Каждый город нуждался в защите и превращался в настоящую крепость с башнями и воротами, которые запирались на ночь «В погоне за стихом, за ускользнувшим словом, я к замкам уходить люблю средневековым», – писал Теофиль Готье. Тесно прижатые друг к другу дома с высокими двухскатными крышами росли, образуя сплошные стены узких кривых улочек. В тесноте города люди стремились избежать однообразия. Каждый старался построить дом по-своему. Самые богатые постройки выходили на центральную площадь.
Дворцы

Смотрят 3-й слайд

Музыка Баха
1 клик  Появляется замок

2 клик  Появляется древний средневековый город

Музыка стихает

Проблема 3 А там…
– Что же там было такое, что звало людей в центр города?

– Конечно же, здесь в центре возвышался каменный собор способный вместить около 10.тысяч жителей города. Вы видите «Нотр-Дам де Пари» в переводе с французского «Собор Парижской богоматери» Вот он какой, создающий впечатление суровой торжественности.

Представление
Ярмарка, храм, замок, собор.

Смотрят 4-й слайд
Нотр-Дам де Пари.

Звучит громко музыка Баха, появляется 4-й слайд.
Проблема 4 – А как же выглядели жители города?
– Вы видите готический костюм. Какой он?.
Женщины в длинных, красивых платьях; мужчины в трико, остроконечные головные уборы и обувь 5-й слайд 1 клик
Люди в костюмах готического стиля.

Тихая музыка Баха.

Проблема 5. – А если сходство между костюмом и архитектурой здания? Да. Остроконечные головные уборы, обувь и остроконечные крыши. 5-й слайд 2 клик. Шартрский собор
Проблема 6. – А какая готическая мебель была? Посмотрите есть ли у нее сходство с архитектурой? Наверное, остроконечная

Да. Есть.

6-й слайд. Готическая мебель

1 клик – слуховые окна
Звучит тихая музыка Баха

Проблема 7.

 

Кульминация.

– Готический храм, готический костюм, готическая мебель. Какое новое незнакомое слово вы услышали в моем повествовании?

– Правильно! Слово «готический». Произошло это слово от германского племени – готов. «Готика» так назвали стиль всей этой эпохи.

Готический!


Записывают в словарь
слово «Готический» расшифровку и название стиля.

7-й слайд.  «Готический»

 

7-й слайд 1 клик.  «Готика»
Под музыку Баха

Проблема 8. – А какие же храмы были в самой Германии?
Вот какие. Кельнский собор – это гордость Германии.600 лет (1248 - ХIХ) строился он на средства всех горожан.
Для сравнения – 100 лет строили «Реймский собор – место коронации французских королей.Уфранцузов – это символ национального сплочения.»
Наверно такие же! 8-й слайд. Кельнский собор.
Проблема 9. – Какую вы заметили особенность этих готических замков?
– Да. Остроконечные крыши и остроконечные арки – « как льющийся дождь с неба» так говорили об этой архитектуре.
– Посмотрите виды арок и найдите среди них нашу готическую арку.
– Да. Это она остроконечная, вытянутая.
– Посмотрите на слайде, как арка выглядит внутри собора.
Огромные, высокие, остроконечные крыши и арки.

 Показывают арку.

9-й слайд 1 клик. Арки

 

9-й слайд 2 клик. Арка внутри собора.

Проблема 10. – Готический собор неоднороден. Внутри и
снаружи он населен массой скульптур,
например, в Шартрском соборе – вершины французской зрелой готики, их около 9-ти тысяч!!!
В скульптуре мы видим изображение важнейших сцен из Ветхого и Нового заветов книги Библии. Скульптурой же условно отделяется третий ряд здания – остроконечного верха собора.
– А как вы думаете, что составляет 1-й ряд храма?
– Давайте посмотрим, как выглядит вход в храм и как он называется. Запишите  название в словарь «Портал».

Готический храм – называют «каменной книгой»
Средневековья, рассказывающей о мире земном и небесном. Давайте еще раз посмотрим на Нотр-Дам и ответим, что больше всего притягивает взор?

– На какой элемент здания мы не обращали внимания?
Да. Правильно, этот элемент так и называют – «готическая роза», «симфония света, поэма в стекле и камне». Красиво?

– Это громадное, круглое окно, а в готических храмах есть еще и узкие и высокие, с цветными стеклами, дающие изумительный эффект сиянием своих густых колеров – красных, синих, лиловых и желтых, во много раз усиленных лучами солнца.
А называют эту красоту «витражом» от латинского слова «витрум» – стекло. Витражи могли быть орнаментальными и сюжетными, изображавшими религиозные и бытовые сцены. Витраж – обязательная часть храмового интерьера. Самый замечательный – в Сен-Шапель в Париже включает 146 окон с 1359 различными сюжетами.

– Хотите узнать, из чего состоит «витраж»? Из слюды скрепленной свинцовыми перемычками.

– А сейчас мы все станем мастерами-ремесленниками и попробуем выполнить ВИТРАЖНУЮ  РОЗУ. Согласны?
Но только вместо перемычек будет – бумага
черного цвета, а вместо слюды – фломастеры и
маркеры. А еще для работы нам нужны ножницы,
клей ПВА, лист белой бумаги и «контейнеры для мусора»
Проверим готовность к работе (перечисляю).

Физкультминутка.

 

 

Вход!

Записывают слово в словарь:  «Портал»

 

 

Цветок в центре
На цветок.

Да!

 

 

Записывают в словарь
слово «витраж»

Да, хотим.

Да, согласны.

 

Показывают все материалы.

10-й слайд. Скульптура

 

 

11-й слайд 1 клик.  Портал. Стрелка внизу – переход на 4-й слайд

4-й слайд Нотр-Дам
Стрелка внизу – переход на 12-й слайд

12-й слайд 1 клик.  «Готическая роза»

Звучит музыка Баха

12-й слайд 2 клик. «Роза» внутри собора

Развязка Этапы работы:

1 ЭТАП — Показываю как свернуть лист черной бумаги, и обрезать лишнее, чтобы получился квадрат, а из него – треугольник, который обрезаем по кругу

2 ЭТАП – Задание разноуровневое: легкое – вырезаем по методу снежинки; сложное – вырезаем  контур  фигуры человека (половинка) головой к центру (предварительно нарисовать карандашом)

3 ЭТАП – разворачиваем

4 ЭТАП – наклеиваем на картон или белый лист

5 ЭТАП – покрываем цветом вырезанные места характерным для витража – красным, лиловым , синим, желтым.

(Этапы работы показывать на слайдах не нужно, т.к. дети любят копировать с образца и творческой работы не получится!)

Практическая работа Правила пользования
ножницами — повторяют.

 

 

 

 

Наблюдают со слайда цвет витража (красный, лиловый, синий, желтый) и покрывают вырезанные места.

12-й слайд «Готическая роза».

Тихо звучит музыка Баха

Эпилог – Ребята, подпишите свою фамилию и имя с обратной стороны работы  и передайте для просмотра  (Выставка работ)

– Спасибо за  творческий труд!
– Все молодцы! Ваши работы украсят интерьер нашей школы.

Афиширование. Работы крепятся на магнитную доску.

Рефлексия

 
Последействие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание:

– Во время нашего путешествия по Западной Европе нас сопровождала органная  музыка С. Баха. Органная музыка была написана специально для богослужений. Она и сейчас звучит в готических соборах.
– Что вы чувствуете, ребята, после сегодняшнего путешествия? Понравилось ли оно вам?

– Какие новые слова вы узнали?

 

 

– Давайте повторим основные элементы готической архитектуры

 

 

– Заканчивается наша экскурсия в средние века. Ну что ж, полетим обратно?

– Закрываем глазки. Полетели! (Опять притопываем ножками и жужжим)

– Вот мы и дома. Открываем глазки. Удалось  ли вам, ребята, расширить представление о жизни  людей в средневековой Западной Европе?

– Оглядываясь на 8 веков назад, мы с восхищением смотрим на это каменное чудо: «Льющийся каменный дождь» – назовут позднее готическую архитектуру, и только через 300 лет готика уступит место итальянской архитектуре эпохи «Возрождения», и вместо остроконечных крыш мы увидим куполообразные.

– Ребята, а ведь «Готика» продолжает жить и в наше время. Перечислите элементами готического стиля в современной одежде.

 

 

1. Учебник: стр.126-135.
2. Библиотека – найти элементы  готического стиля на иллюстрациях  архитектуры нашего города Кирова..
Спасибо, за работу. Все. До встречи.

 


Да,  понравилось.

Познакомились с новыми словами – «готика», «портал», «витраж» Готические храмы очень красивые…

Островерхие башни, скульптура,
«готическая роза», стрельчатые арки, портал.

Да!

 

Да!

 

Мысленно представляют элементы  двух стилей. 

 

Находят элементы готики в одежде (остроконечная  обувь, шапочка с остроконечным   верхом – «Буратино» и т.д.

 

 

 

 

Записывают домашнее задание

 

 

 

 

 

 

13-й слайд.
Основные элементы готической архитектуры

 

 

 

 

 

 

(слайд не входит в пр-ю)

 

 

 

 

 

 

 

14-й слайд  – домашнее задание

Литература:

  1. Вачьянц А.М. Вариации прекрасного. М.Х.К. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО Фирма МХК, 2000 – С. 54, 95-98, 108-110.
  2. История мировой культуры. Справочник школьника. Сост. Колядич Т.М., Капица Ф.С. под ред. Кашинская Л.В. – М.: Слово, 1996 – С. 89-91.
  3. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М.: Просвещение, 1991 – С. 60-75.
  4. Неменская Л.А. Изобразительное искусство «Каждый народ – художник». Учебник 4 класс. – М.: Просвещение, 2008 – С. 126-135.
  5. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 класс. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991 – С. 174-175.
  6. Порохневская М.А. Изобразительное искусство 8 класс. Ч. 2. Поурочные планы по программе Неменского Б.М.– Волгоград.: Учитель-АСТ, 2004 – С. 17-20.
  7. Рапацкая А.А. Мировая художественная культура. Учебник 10 класса Ч.1.– М.: Влодос, 2007 – С. 252-254