Цели урока:
– расширить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
– развитие умения оценивать климатические условия;
– закрепление навыков работы с файлами и папками, поиска информации в сети Интернет.
Тип урока:
- урок усвоения новых знаний (география);
- закрепления знаний (информатика)
Оборудование: карта “Агроклиматические ресурсы России”, ПК с подключением к сети Интернет, интерактивная доска, веб-доска Stixy
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Объяснение нового материала.
Климат оказывает влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Как происходит это влияние, мы и узнаем на этом уроке. А поможет нам в этом компьютер и сеть Интернет.
Класс делится на группы по 2-3 человека. Каждая группа получает задание: найти требуемую информацию в сети Интернет, создать на рабочем столе папку с заданным именем, сохранить в папке не менее 5 графических файлов иллюстрирующих ответ на вопрос карточки, переименовать их, разместить их на веб-доске Stixy (Приложение 1). На выполнение практической работы отводится до 15 минут, затем группы на интерактивной доске представляют свою работу. Класс заполняет опорный лист (Приложение 2).
Отчеты групп:
Задание: Как климат влияет на работу транспорта?
Ежегодный прогноз погоды важен не только для выходящих из дома людей, каждый час им пользуются также летчики, моряки и водители. Для навигации морских и воздушных судов существует три серьезные проблемы: сильные воздушные потоки, низкие температуры и туман. К примеру, В Новороссийской бухте зимний ветер, сходящий с гор (бора), вызывает оледенение судов и портовых сооружений.
Новороссийская бора Оледенение судов
http://www.photosight.ru/photos forum.sevastopol.info
Аэропорты закрываются на несколько часов и даже дней в случае оледенения взлетной полосы, сильного снега или тумана
Туман на взлетной полосе
auto.tltnews.ru
Оледенение взлетной полосы
http://www.gudok.ru/sociaty/?pub_id=384550
Снегопад на взлетной полосе
www.prisonplanet.com
Снегопад на автостраде
novostey.com forum.dom.shareman.tv
Задание: Какие требования к характеру жилища определяются климатическими условиями?
Требования к характеру жилища во многом определяются климатическими условиями. Существует строительно-климатическое районирование территории России, где для каждого из климатических районов определены требования к толщине стен, характеру остекления и отопления. Лишь на 40% территории страны можно строить города без дорогостоящих мер по защите от суровых климатических условий. Так, например, для Заполярья толщина бетонных блоков должна быть почти в 2-3 раза больше, чем в средней полосе. Дома и дороги здесь требуют более частого ремонта, поскольку многократные замораживания воды в трещинах приводят к их быстрому разрушению.
Климатические условия оказывают влияние на планировку домов и количество жилой площади. Так, на Крайнем Севере, по мнению архитекторов, норма жилья на каждого человека должна приближаться к 15-18м2, а в условиях жаркого климата, например на Северном Кавказе, необходимы летние помещения: веранды и остекленные террасы.
Задание: Как климатические условия влияют на строительство домов в разных районах страны?
Традиционно русские избы на Европейском Севере строились теплыми, на высоком подклете из-за высокого уровня снежного покрова.
Дом в Архангельской области.
velsk-info.vagaland.ru
Дом в Тверской области.
В средней полосе дома строят деревянные или кирпичные, с двойным или в Сибири с тройным остеклением, окна, в основном, обращены на юг.
Дом в Краснодарском крае
http://priroda-foto.ru/priroda-ukraini-risunki-detey.html
В южных районах России обязательно наличие большого количества окон и террас (веранд).
fotki.yandex.ru
Народы Севера занимаются оленеводством и ведут кочевой образ жизни, поэтому жилище у них – это чум, который разбирается, имеет округлую, коническую форму и изготавливается из шкур оленей, хорошо удерживающие тепло, что немаловажно при сильных морозах зимой.
Задание: Как климатические условия влияют одежду в разных районах страны?
www.24open.ru
Народы Крайнего Севера, проживающие в экстремальных климатических условиях, зимой по-прежнему пользуются традиционной одеждой. Верхняя одежда, сшитая из шкур оленей и нерп, сочетается с меховыми чулками и сапогами из оленьего меха. Летняя одежда и обувь – сшиты из замши.
В условиях нашего климата необходимо иметь несколько комплектов одежды.
http://lori.ru/1719442 http://lori.ru/1191995
Задание: Что такое агроклиматические ресурсы?
Агроклиматические ресурсы России.
http://fotki.yandex.ru/users/uchkarta35/viewed/
Задание: Какое влияние оказывает климат на сельское хозяйство?
Поскольку климат нашей страны весьма разнообразен, на ее территории можно выращивать различные по своим требованиям культуры: теплолюбивые – рис, чай; неприхотливые к теплу и влаге – овес, требующие прохладного и влажного лета – лен.
рис |
лен |
овес |
плантации чая |
www.viet.rfi.fr | www.dubrovno.by | dic.academic.ru | lucky249.narod.ru |
Климат влияет и на животноводство.
оленеводство |
крупнорогатый скот |
овцеводство |
http://www.tatar-inform.ru/news/2010/10/28/243107/ | http://is.park.ru/doc.jsp?urn=49680246 | http://is.park.ru/doc.jsp?urn=33919234 |
Задание: как климат влияет на здоровье людей?
- при низкой температуре, при сильном ветре возможны обморожения людей;
- долгое пребывание на солнце, особенно в субтропическом климатическом поясе, может привести к солнечным ударам и ожогам;
- недостаток йода в окружающей среде ведет к заболеваниям щитовидной железы;
- в горах при недостатке кислорода и при пониженном атмосферном давлении возможно кислородное голодание, головокружение, обмороки.
Задание: Какие неблагоприятные явления связаны с климатом?
Засухи – это длительная (многодневная, многомесячная) сухая погода при повышенной температуре воздуха.
http://il2u.ru/Su_27/id/3939
http://116dengi.ru/tech/300398.html
Суховеи –это ветер со скоростью свыше 5м\с с высокой температурой (более 20-25) и очень низкой (ниже 30%) относительной влажностью. Они часто возникают в Прикаспии, на северном Кавказе, а в последние годы отмечаются даже в центре европейской части России. Засухи и суховеи значительно снижают урожайность (до50%) и ухудшают качество почвы
http://www.yandex.cc/meteo/63448828790/
Ураганы – ветры, достигающие огромной скорости (более 30м\с). Ураган обладает колоссальной разрушительной силой: выворачивают деревья и телеграфные столбы. Причина образования ураганов в Европейской части России прохождение циклонов с очень низким давлением в центре.
http://www.ymo.su/catall.
http://www.kavkazchat.com/showthread.php?t
Пыльные бури – сильные и продолжительные ветры, выдувающие верхний слой почвы. Они наносят большой вред сельскому хозяйству, часто приходится вновь засевать поля, затрудняют движение транспорта.
http://www.wizziefoggs.com/index.
http://www.wizziefoggs.com/index.php?c=3&p=78
К неблагоприятным явлениям относятся и сильные морозы, заморозки, град.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Задание на дом:
– география №22,
– сообщение о влиянии человека на климат (доклад, презентация).
– информатика повт. №3.5,
– подготовиться к тестированию по теме “Файлы и папки”.