Российская история богата событиями и фактами, мы их рассматриваем на уроках и внеклассной работе. Но есть темы, которые мы не затрагиваем, или говорим о них вскользь, считая их незначительными, а порой и вредоносными для изучения российскими школьниками. К таким темам относится тема немецкого плена во время Великой Отечественной войны.
Цель работы: изучить содержание школьных учебников и дополнительных источников (хрестоматия, архивные документы) и оценить возможности учителя при организации изучения темы плена на уроках и внеклассной деятельности.
Актуальность темы:
- Научная: уровень интереса ученых историков к проблеме работы учителя с “трудной”, неоднозначной темой, темой плена;
- Общественная: наличие трудностей у учителей при подборе материала и поиск источников и документов при организации изучения этих тем;
- Личная: существующая проблема развития исследовательских навыков учеников, трудности взращивания чувства патриотизма на уроках истории на примере изучения конкретной темы.
Задачи:
- Изучение материалов школьных учебников: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России XX – начало XXI век. 9 класс, М., Просвещение, 2011 г., Сороко – Цюпа О.С., Сороко – Цюпа А.О., Всеобщая история. Новейшая история. М.Просвещение.2011 г., Н.В. Загладин. Всемирная история: XX век. 10—11 класс. М.: “Русское слово”, 2011 г.; Н.В. Загладин. Новейшая история зарубежных стран. XX век. 9 класс. М.:“Русское слово”, 2010г., по теме плена.
- Анализ материалов по теме плена в хрестоматии “История Германии XX века”.
- Сравнение материалов учебника и хрестоматии, выявление общего и специфичного в освещении темы плена.
- Оценка степени полноты материалов учебника и хрестоматии для изучения темы плена с точки зрения задач, поставленных перед современным учителем. 5.Использование поисковой исследовательской деятельности учителя и учеников с целью восполнения нехватки материала.
I. Школьные учебники о военнопленных.
Положение советских военнопленных в гитлеровских концлагерях давно и подробно рассмотрено в нашей историографии, этим событиям дана соответствующая оценка. Но в современных школьных учебниках, в отличие от советских, в краткой форме говорится об этих страшных событиях, не объясняя большинства причин столь жестокого обращения с солдатами и офицерами Красной Армии. “В специальном генеральном плане “Ост”, разработанном еще до войны, содержался план колонизации и германизации Восточной Европы. По нему, в частности, предполагалось уничтожить 30 млн. русских, а остальных превратить в рабов и переселить в Сибирь. В соответствии с этим планом за годы войны на оккупированных территориях СССР гитлеровцы уничтожили около 11 млн. человек (в том числе около 7 млн. мирных жителей и около 4 млн. военнопленных). Их не только расстреливали, но и отравляли газом, вешали, топили, подвергали чудовищным пыткам и истязаниям”. (Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России для 9 класса.) В том же учебники о немецких военнопленных мы находим лишь статистические данные, не раскрывая темы содержания их в нашем плену. Лишь фраза: “Советскими партизанами было уничтожено, ранено и взято в плен более 1 миллион вражеских солдат и офицеров”. (Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России для 9 класса.) Таким образом, российские историки не считают эту тему важной, а ведь раскрытие её позволяет увидеть гуманизм нашего народа, его милосердие и всепрощение.
II. Осмысление истории Германии потомками.
Учителю для раскрытия темы плена приходится дополнять текст учебника документами из различных источников. В этом аспекте интересна “История Германии XX века в новом измерении”, в которой сами немецкие историки пытаются понять нелегкие взаимоотношения России и Германии и дать честную оценку событиям. В сборнике приводятся документы, определившие политику нацистов по отношению граждан Советского Союза: “Программа жизненного пространства” от 11 января 1939г, о деятельности военно-экономического штаба “Восток” от 2 мая 1941г, раздел “Обращение с военнопленными”.
Чем продиктовано появление этих документов: 1.СССР – злейший враг. 2.Не может быть к советским людям снисхождения. Говоря о необходимости уничтожения советских граждан, аргументируется не подписанием СССР Женевской конвенцией, и тем, что большевики преступники. Представленные документы в хрестоматии не дают объяснения, почему один из аргументов является женевская конвенция, а ведь не случайно немецкое правительство, используя этот международный документ, не даёт пояснений, но многое становится понятно, если мы приведем слова Адольфа Гитлера, который так объясняет свою политику: “Германия отказалась придерживаться норм международного права в отношении военнопленных красноармейцев потому, что СССР не присоединился к Женевской конвенции 1929 года и не являлся правопреемником царской России, которая приняла Гаагские конвенции 1907 г.”. Но это была откровенная ложь, ибо в Конвенции есть статьи и на этот случай войны.
Из Конвенция об обращении с военнопленными. Женева, 27 июля 1929 г.
Статья 4 гласит: “Держава, взявшая военнопленных, обязана заботиться об их содержании”. Статья 82 обязывает: “Положения настоящей конвенции должны соблюдаться высокими договаривающимися сторонами при всех обстоятельствах. Если на случай войны одна из воюющих сторон окажется не участвующей в конвенции, тем не менее, положения таковой остаются обязательными для всех воюющих, конвенцию подписавших”. К тому же в 1941 году в СССР принимается Постановление СНК СССР № 1798-800с об утверждении Положения о военнопленных, которое фактически дублирует Женевскую конвенцию. Сравните документы.
Конвенция об обращении с военнопленными. Женева. 27 июля 1929г. | Постановление СНК СССР № 1798-800с об утверждении Положения о военнопленных. Москва. 1 июля 1941г. |
Статьи 9 и 10 регулируют требования к помещениям, запрещают содержание военнопленных вблизи зоны военных действий. Статьи 11, 12 и 13 рацион питания военнопленных должен быть равен рациону питания военнослужащих на казарменном положении. Статьи 20 устанавливают денежное содержание | Статья 8 Лагеря организуются вне зоны военных действий Статья 9 Военнопленные обеспечиваются жилыми помещениями, бельем одеждой, обувью, продовольствием и другими предметами первой необходимости а также денежным довольствием. |
Постановление СНК СССР о положении
военнопленных касался жизни и судьбы, попавших
во время войны в советский плен около 3,15
миллионов немецких солдат, большинство из них –
во время отступления немецких войск в 1944/45 гг. и
после немецкой капитуляции. Примерно каждый
третий умер в плену. Особенно высокой была
смертность впервые годы войны. Вследствие
сильных морозов, плохого обмундирования и
чрезвычайно плохого питания многие пленные,
обессиленные к тому же длительными маршами,
гибли уже на пути в лагеря. Теснота и плохие
условия гигиены в лагерях приводили к
дополнительным жертвам. В последующие годы
смертность значительно снизилась (в 1945 г. она
составляла 20-25 %), однако голод и неблагоприятные
климатические условия продолжали оказывать свое
отрицательное влияние. Плен в Советском Союзе
означал для многих немецких солдат жизненную
травму. Это усугублялось не только повседневными
лишениями и страданиями, но и полной
неизвестностью о продолжительности плена и
своих шансах на выживание. Поражение немецкого
вермахта и крах политической системы, кроме того,
вызвали у многих потерю жизненных ориентиров и
кризис мироощущения. Слишком затянувшееся для
многих пребывание в плену только усугубляло это
состояние.
Несмотря на высокую смертность, обращение с
немецкими военнопленными не строилось ни на
стратегии их уничтожения, ни на беспощадной
эксплуатации их труда. Бесчинства и жестокое
обращение, которые, несомненно, имели место, не
были официальной линией, и, как правило, сурово
наказывались. Тяжёлые условия, в которых
находились немецкие военнопленные, определялись
в немалой степени убытками, причиненными стране
войной. Ситуация в области снабжения оставалось
в течении многих лет крайне напряженной и для
советских людей. Военнопленных использовали,
прежде всего, для восстановления разрушенных
городов, путей сообщения и промышленных
объектов, а также в промышленном производстве, на
заготовках леса и в горнодобывающей
промышленности. Они использовались
преимущественно в районах наибольших
разрушений: в центральной России, на Украине, в
Белоруссии и в Прибалтике. Получается, что
аргументы немецкого правительства, приведённые
в документах безосновательны, сплошная ложь,
почему же она стала возможна? Причина одна
пользуясь тем, что население Германии не имела,
сведений о содержании Женевской конвенции и тем
более об отношении советских людей им было
известно только из нацистской пропаганды, и при
этом слепо верило своему вождю, можно было писать
и говорить, что угодно ведь никто проверять не
будет.
III. Отношение к немецким военнопленным “смертельных врагов национал-социалистической Германии” – большевиков. Мифы и реальность.
В гитлеровской Германии нацистская пропаганда утверждала, что положение немецких военнопленных в советских лагерях было схоже – голод, холод, тяжкий труд и высокая смертность. Гитлер обвинял своего врага, тем самым оправдывая свою жестокость в отношении советских военнопленных. И все послевоенные годы эти утверждения вызываю споры и разногласия. Оправдано ли обвинение Советского правительства в нарушение международных договоров? Мы попытаемся доказать обратное, показав истинную картину, поскольку школьные учебники данную проблему вообще не рассматривают.
На основании документов МВД России по Саратовской области нам известно, что на территории Саратовской области располагались:
- Лагерь военнопленных в городе Вольск.
- Лагерь военнопленных в городе Энгельс.
- Лагерь военнопленных в городе Аткарск.
- 3 лагерных отделений лагерей военнопленных в городе Саратов.
Саратовская область была расположена в глубоком армейском тылу, поэтому оправдано появление лагерей немецких военнопленных, что так же соответствует женевской Конвенции об обращении с военнопленными от 27 июля 1929 г, статьям 9 и 10 запрещают содержание военнопленных вблизи зоны военных действий.
Списки умерших ПФЛ города Саратова.
№ | национальность | количество | 12 | мадьяр | 359 |
1 | немцы | 12043 | 13 | хорватов | 2 |
2 | австрийцы | 425 | 14 | бельгийцев | 1 |
3 | итальянцы | 1056 | 15 | болгар | 1 |
4 | румыны | 241 | 16 | голландцев | 2 |
5 | венгры | 936 | 17 | эстонцев | 4 |
6 | поляки | 98 | 18 | японцев | 1 |
7 | югославы | 51 | 19 | литовцев | 4 |
8 | чехословаки | 70 | 20 | датчан | 50 |
9 | словаки | 9 | 21 | евреев | 50 |
10 | французы | 16 | |||
11 | латыши | 3 |
Такой пёстрый национальный состав немецкой армии, не является ли одной из причин поражения немецкой армии? Но нас больше интересует таблица, с точки зрения высокой смертности, с чем же она связано? Может право немецкое правительство? И столь высокая смертность связана с жестоким обращением в плену?
Рассмотрим этот вопрос на документах архива по лагерю военнопленных № … города Вольска. В Вольске захоронено 7315 военнопленных, на что есть объективные и субъективные причины: 1.Основной контингент пленных поступал в 1943 году из под Сталинграда, где шли тяжёлые бои, много было тяжелораненых. 2. Спецгоспиталь № … г. Вольска станет центральным, в него свозят больных из Саратовской и приграничных областей.
А как было с содержание военнопленных лагерях?
1) Питание.
Суточное довольствие военнопленных, вводимое в действие с 1 октября 1946 года.
Наименование ППродуктов | Един.измерения | №1 |
№2 |
№3 |
№5 |
Гаупт. |
Хлеб ржаной | грамм | 670 | - | 470 | 370 | 470 |
Пшеничный 72% | - | 570 | 200 | 300 | - | |
Мука плен 2 с | 10 | 10 | 20 | 10 | 7 | |
Крупа разная | 90 | 70 | 70 | 100 | 55 | |
Р. и с. | 50 | 10 | ||||
Мак-ны вермишель | 10 | 20 | 20 | 20 | ||
Мясо | 30 | 150 | 80 | 75 | ||
Рыба | 70 | 20 | 20 | 50 | 25 | |
Сало-комбиж | 15 | 13,4 | 30 | |||
Масло растит. | 5 | |||||
Томат-пюре | 10 | 7 | 10 | |||
Сахар | 17 | 30 | 20 | 40 | 7 | |
Чай натурал. | 0,5 | 0,5 | 1 | |||
Чай суррогат | 2 | |||||
Соль | 30 | 20 | 20 | 20 | ||
Лавровый лист | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||
Перец | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||
Горчица | 0,3 | 0,3 | ||||
Уксус | 2 | 1 | 1 | 1 | ||
Картофель | 600 | 400 | 300 | 400 | 200 | |
Овощи | 320 | 250 | 200 | 200 | 150 | |
Мыло (для всех в месяц) | 300 | 300 | 300 | 300 | ||
Мука соевая | 30 | 30 | 30 | 30 | 21 | |
Папиросы | 15 | |||||
Табак | 5 | 10 | 10 | |||
Спички (в месяц) | 3 | 3 | 3 | 3 | ||
Кур. бумага (в месяц) | 5 | 5 | 5 | |||
Масло коровье | Пачка грамм | 30 | 40 | |||
Сущён. фрукты | 10 | 10 | 10 | |||
Молоко свежее | 300 | 200 |
По норме №1 табачные изделия выдаются только работающим военнопленным
Вывод:
- Питание соответствует нормам определённым Советским правительством.
- Питание дифференцированное.
- Питание разнообразное.
- Питание предусматривает нормальное проживание.
- В питание не хватает витаминов, отсюда дистрофия и случаи смертности.
- Вследствие краж, военнопленные не дополучают необходимые продукты питания.
Из приказов по лагерю № ….
“14 июня 1946 г. Было выявлено 61 военнопленный с дистрофическими отёками и около 100 с авитаминозными явлениями. В лагере проводятся мероприятия для решения этой проблемы”. “Всем начальникам лаг. Отделения и нач. санчастей немедленно принять все меры по проведению оздоровительных мероприятий:
проводить сбор дикорастущей зелени: (лука, чеснока, щавеля), ежедневно давать её в пищу военнопленным, тем самым улучшить витаминные и вкусовые качества пищи” “По имеющимся данным ….. взял из хлеборезки, принадлежащие военнопленным 4 буханки хлеба, которые до сего времени не возвратил, также…..при выдаче продуктов на кухню военнопленные не додал 9,5 килограммов мяса-сбоя”
Из воспоминаний Клаус Майера, находившегося в лагере № …:
“Во время пребывания в Саратове и затем в Вольске условия были очень тяжелыми. Эти условия достаточно часто описаны в публикациях о немецких военнопленных в Советском Союзе: голод и работа”
2) Тяжёлый труд военнопленных.
Соглашение Директора учебного хозяйства Вольского агротехникума… и Управлением лагеря № … “За вспашку земли Учхозом, отведённого лагерю на земле колхоза. Лагерь обязуется предоставить квалифицированную рабочую силу военнопленных в количестве 30 человек на 2 месяца в период времени апрель-май. Для выращивания рассады лагерь предоставляет за свой счёт рабочую силу 200 человек на весь период выращивания рассады и до высадки её в поле.
На работу на расстоянии 2 км военнопленные конвоируются на работу и с работы в пешем порядке”.
Договор Уполномоченного Главцемента Наркомата Промышленности Строительных материалов… и Управлением лагеря №… “В распоряжение Уполномоченного Главцемента направляются военнопленные для производства различных заводских работ 1100 человек из них для цементзавода “Большевик” 600 человек, “Красный Октябрь” 150 человек, “Комсомолец” 200 человек, “Металлист” 150 человек. Для нормального размещения контингента военнопленных, завод предоставляет в распоряжение лагеря:
- Общежитие для военнопленных пригодное для жилья в зимних условиях, оборудованное 2-х ярусными нарами, вагонного типа, полочками для туалетных принадлежностей, вешалками для одежды, бачками для воды из расчёта 1 бачёк на 30 человек. Нормы площади 2 на 2 метра на человека.
- При общежитие устроить умывальню из расчёта 1 сосок на 15 человек
- Уборная утеплённая 1 очко на 25 челок с регулярной очисткой.
- Кухня оборудована котлами для варки пищи и плитой, бочками для раздачи пищи и прочим необходимым инвентарём. В кухне должна быть кладовая для продуктов.
- Столовая оборудованная столами и скамейками хлеборезка, полки для хлеба.
- Сушилка для одежды, валенок, белья после стирки, оборудованная вешалка.
- Прачечная
- Баня не реже 4 раза в месяц.
- Помещение для красного уголка, оборудованный столами, скамейками, шкафами для книг.
- Противопожарные посты”.
Договор с совхозом “Привольное”…. и Управлением лагеря №….
“18. Рабочий день 8 часов, 1 час обед, при 4 выходных в месяц.
21. Оплата работ выполняемая контингентом лагеря производится совхозом по действующим для совхоза Саратовской области расценкам…”
Договор с тракторным заводом “Пионер”…. и Управлением лагеря №…
“Лагерь выделяет 250 человек, для производства погрузочно-разгрузочных работ. Завод обязуется принять все необходимые меры и обеспечить технику безопасности и несёт ответственность за их соблюдение….За перевыполнение норм завод оплачивает лагерю всё предусмотренное для вольнонаёмных рабочих премиально-прогрессивные и прочие надбавки. На всю фактически начисленной заработанной платы рабочей силе работающей на заводе, завод оплачивает 35% начислений”.
Договор с ХОЗО …. и Управлением лагеря №….
“О необходимости выделения 50 человек для заготовки дров в Семёновской лесной даче Белогродненского лесничества. Стоимость работ 11 рублей за один день”
Все эти выполняемые работы соответствуют Конвенция об обращении с военнопленными Женева, 27 июля 1929 г.
При этом были и грубейшие нарушения:
1. Отсутствие полноценного отдыха.
Из докладной записки: “В выходные дни, (обычно воскресенье), военнопленные используются на работах у хозорганов, без последующего предоставления им отдыха в другие дни, а также используются на внутрилагерных работах, так, что в течении дня почти не имеют отдыха”.
2. Не соблюдение правил безопасности.
Из приказа по лагерю №…: “В пэдкомандировке организованной в совхоз №5 “Большевик”…. Проводилась рыбная ловля силами военнопленных, с нарушением элементарных правил безопасности, люди подобраны не были, никто не проводил инструктажа военнопленным назначенным для ловли рыбы” в результате военнопленный утонул”. “Начальник 1-го лагерного отделения…. Допускает выезд военнопленных в оборванном обмундировании и босыми работать на жел. барже при температуре плюс 30 градусов”. “Свободные военнопленные от работы выгоняются в холодные помещения и там в мокрой обуви находятся до выхода на работу в результате чего больше 6 % ежедневно освобождаются от работы по болезни”
3.
Санитарное состояние.Из приказа по лагерю №… Имеются целый ряд существенных недостатков в работе лаг. отделений. Ещё остаётся большое количество амбулаторных освобождённых…., бельё для военнопленных грязное, матрасы плохо набиты соломой, часть пленных спят совершенно без набитых матрасов, не хватает бочков, для кипячёной воды”. “…Не ведут настоящую борьбу за чистоту и порядок в подразделении, территория зоны захламлена, на пищеблоке грязь,…военнопленные спят на грязных матрасах, масляными куртками укрываются, телесные осмотры не проводятся, а если и проводятся, то формально….24 марта 1946 года, из 7-го лагерного отделения, поступило.21 военнопленный. При проверке оказалась 100% завшивленность. На отделение имеются случаи смертности”
Вывод: Так что? Большевики злобные монстры уничтожающие врага? Конечно, нет, в содержании военнопленных проявляется безалаберность, безответственность, что приводит к тяжёлым последствиям. Правительство со своей стороны сделало всё, чтобы пленные содержались в нормальных условиях, нарушения мы видим на местах, что систематически пресекалось и виновные несли наказание. Но бесспорно смертность достаточно высокая, отсюда столько на территории Саратовской области захоронений. А немецкие военнопленные были благодарны тем советским людям, работавшим в лагерях и спецгоспиталях, дарили им подарки, сделанные своими руками.
На территории города Саратова существуют 4 немецких кладбища:
- Западная окраина г. Саратова на южном склоне в районе северного 3-го Пролетарского посёлка в Заводском районе (существуют) (захоронено 564)
- Посёлок Елшанка Ленинский район г. Саратов (построен 9-ый дом) (захоронено 115)
- Район 4-ой Дачной Ленинский район г. Саратов (мемориальный комплекс) (захоронено 68/473)
- Район 3-й Дачной Ленинский район г. Саратов (неизвестно) (захоронено 655)
Поисковый отряд учеников 9-го класса МОУ СОШ№55, в составе Тумаева И., Морозова И., Тамбовцева М., Мальцева, Белявского С.Н. ведёт поиски захоронения на третий дачной, наверно это и есть самое главное значение нашей работы, когда правнуки победителей ищут моголы побеждённых.
Выводы:
- При изучении выше перечисленных учебников мы столкнулись с отсутствием или скудностью информации по данной теме. Российский учитель испытывает трудности при подборе материала. Поэтому приходиться обращаться к архивным данным, воспоминаниям свидетелей, к публикациям в СМИ и Интернете.
- В хрестоматии “История Германии XX века” большая часть документов отводиться положению советских военнопленных, а о количестве и судьбе немецких военнопленных не говориться.
- Мы считаем что материал, представленный в учебниках и хрестоматии, не всегда может позволить учителю воспитывать в своих учениках чувство толерантности, уважения к другой стране и нации, в результате чего обращение к архивным данным и результатам
Список источников литературы.
- Архив “Новейшая история” Саратовской области.
- Документы главного управления внутренних дел Саратовской области фонд №87.
- История Германии XX века в новом измерении. Сборник документов. Москва. “Олма медиа Групп”.2008г.
- К 65-летию Великой победы: взгляд из XXI века. Сборник научных трудов.Новокузнецк.2010г(электронный ресурс: http://www.rusdeutsch.ru/biblio/files/nauch_trud_markdorf.pdf).
- Письма немцев и воспоминания бывших солдат вермахта (электронный ресурс: http://www.kontakte-kontakty.de/russisch/wospominnemsold.htm).
- Олег Митрохин. “В преддверии, так сказать...” (электронный ресурс: http://o-mitrohin.livejournal.com/8536.html).
- Война Германии против Советского Союза 1941-1945гг: (электронный ресурс: http://flot.com/publications/books/shelf/germanyvsussr/23.htm).