Рабочая программа внеучебной деятельности "Азбука пешехода" по общекультурному направлению

Разделы: Начальная школа


На преподавание правил дорожного движения в 1-4 классах отводится по 18 часов. Каждое занятие по программе “Дорога и дети” помогает детям успешно усвоить правила дорожного движении, узнать их историю. Главная задача – научить детей культуре поведения на дорогах и улицах. В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.

С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД. Подготовка буклетов развивает у детей творческое мышление, самостоятельность и инициативность.

Данная программа – это действительно нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной  жизни.

Поурочное расположение материала, позволяет учителю рационально использовать время при подготовке к урокам.

  Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому программа “Дорога и дети” разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа учитывает требования регионального стандарта, рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности. Программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше научатся дети культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Эту программу можно использовать для учащихся 1-4 классов.

Задачи:

  1. Знакомство с историей правил дорожного движения.
  2. Развитие дорожной грамотности детей.
  3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
  4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
  5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.

К концу 4 года обучения дети должны:

знать:

  • историю возникновения ПДД;
  • дорожные знаки;
  • сигналы светофора;
  • виды транспорта;
  • причины ДТП;
  • правила движения на велосипеде;
  • правила движения по дороге.

уметь:

  • ориентироваться в дорожных ситуациях;
  • оценивать свое поведение на дороге;
  • объяснить товарищу правила поведения на дороге.

1-й класс “Азбука дорожной безопасности”

Наименование разделов и тем

Всего часов

Уроки

Использование ИКТ

1

Улица полна неожиданностей

4

   

1.1

Безопасность на улице.      

1.2

Наш город, микрорайон, где мы живём.      

1.3

Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах?      

1.4

Как правильно переходить дорогу.      

2

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

4

   

2.1

Сигналы (жесты) регулировщика      

2.2

Дорожные знаки      

2.3

Светофор и его сигналы      

2.4

Пешеходный переходы, их виды и правила пользования      

3

Это должны знать все.

3

   

3.1

Где можно играть?      

3.2

Движение пешеходов и машин      

3.3

Наиболее безопасный путь в школу и домой      

4

Мы – пассажиры

3

   

4.1

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный      

4.2

Пассажирский транспорт города.      

4.3

Правила поведения в общественном пассажирском транспорте.      

5

А знаешь ли ты?

3

   

5.1

А знаешь ли ты, что колесо может и умеет?      

5.2

А знаешь ли ты, из чего сделана машина?      

5.3

А знаешь ли ты, что было бы, если бы машинам не нужен был бензин?      

6

Обобщающее занятие

1

   

2-й класс “Уроки Светофорика”

Наименование разделов и тем

Всего часов

Уроки

Использование ИКТ

1

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

2

   

1.1

Что называется улицей и из каких частей она состоит      

1.2

Как и где нужно переходить улицу и дорогу      

2

Детский дорожно-транспортный травматизм

2

   

2.1

Причины детского травматизма и несчастных случаев на дороге.      

2.2

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях на дорогах      

3

Знакомство с дорожными знаками

4

   

3.1

Дорожные знаки      

3.2

Знаки сервиса      

3.3

Островки безопасности и осевые линии      

3.4

Человек с жезлом на перекрёстке.      

4

Пассажиры

4

   

4.1

Ожидание общественного транспорта.      

4.2

Правила пользования общественным транспортом.      

4.3

Посадка и высадка пассажиров      

4.4

Обобщение. Викторина “Как ты думаешь, почему”?      

5

Будь внимательным и осторожным!

3

   

5.1

Наблюдение за дорожным движением (экскурсия по городу)      

5.2

Тормозной путь транспортных средств      

5.3

Как должен поступить пешеход, если …      

6

А знаешь ли ты?

2

   

6.1

А знаешь ли ты, что такое правостороннее движение?      

6.2

А знаешь ли ты, что такое Автозавод?      

7

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

1

   

3-й класс “Правила дорожного движения”

Наименование разделов и тем

Всего часов

Уроки

Использование ИКТ

1

Путешествие в историю ПДД.

3

   

1.1

Откуда появились ПДД      

1.2

Кто ввел первые ПДД в нашей стране      

1.3

Первые правила дорожного движения – тест      

2

Дорога, что ты расскажешь о себе?

5

   

2.1

“Что значит слово “дорога”      

2.2

Правила поведения на дороге.      

2.3

Виды перекрестков      

2.4

Практическое занятие. Выход на улицы города.      

2.5

Тротуар, что это такое?      

3

В гости к Светофору Светофорычу

4

   

3.1

История возникновения светофора      

3.2

Виды светофоров      

3.3

Светофорное регулирование. Проезд специальных транспортных средств.      

3.4

Придумай сказку о Светофоре Светофорыче.      

4

На дороге постовой, а кто он такой?

2

   

4.1

История появления на дорогах постовых      

4.2

Игра: “Регулировщик движения”      

5

Транспорт – каким ты был раньше?

3

   

5.1

Каким был первый транспорт?      

5.2

Что такое “огненная тележка”?      

5.3

Конкурс поделок “Транспорт прошлого”.      

6

Итоговое занятие. “Азбука дорог”.

1

   

4-й класс “Отряд юных инспекторов движения”

Наименование разделов и тем

Всего часов

Уроки

Использование ИКТ

1

Мой друг – велосипед

5

   

1.1

История появления велосипеда.      

1.2

Правила движения на велосипеде.      

1.3

Создание буклета “Юный велосипедист, запомни!”.      

1.4

От велосипеда к мопеду и мотоциклу.      

1.5

Тест: Знание правил движения на велосипеде.      

2

Современный транспорт.

4

   

2.1

Виды транспорта.      

2.2

Значение номерных знаков      

2.3

Правила поведения в транспорте. Мероприятие “Я пассажир”.      

2.4

Железная дорога.      

3

Что такое ДТП?

2

   

3.1

Причины возникновения ДТП      

3.2

Создание буклета “Помни, пешеход!”      
4

В стране дорожных знаков

3

   
4.1 История возникновения дорожных знаков      
4.2 Дорожные знаки и их группы      
4.3 Мероприятие: “Я знаток дорожных знаков”      
5

ГИБДД и ДПС

2

   
5.1 Государственная инспекция безопасности дорожного движения      
5.2 Дорожно-патрульная служба      
6

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

1

   
7

Итоговое занятие. “Школа пешехода”.

1

   

Литература:

  1. “Безопасность на улицах и дорогах”. 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
  2. “Безопасность на улицах и дорогах”. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
  3. Методическое пособие для учителей 1–4-х классов. Безопасность на улицах и дорогах. Р.П. Бабина, Москва 2006.
  4. Материалы газеты “Добрая дорога детства”.
  5. Правила дорожного движения. – М., НИП 2005.
  6. Почемучка.– М.: Педагогика, 1987.
  7. Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах.\Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. – Казань, 1995.
  8. “Советы дяди Степы”. 1–4-й класс, Р.П.Бабина.
  9. Энциклопедия “Все обо всем”.