На преподавание правил дорожного движения в 1-4 классах отводится по 18 часов. Каждое занятие по программе “Дорога и дети” помогает детям успешно усвоить правила дорожного движении, узнать их историю. Главная задача – научить детей культуре поведения на дорогах и улицах. В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.
С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД. Подготовка буклетов развивает у детей творческое мышление, самостоятельность и инициативность.
Данная программа – это действительно нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни.
Поурочное расположение материала, позволяет учителю рационально использовать время при подготовке к урокам.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому программа “Дорога и дети” разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа учитывает требования регионального стандарта, рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности. Программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше научатся дети культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Эту программу можно использовать для учащихся 1-4 классов.
Задачи:
- Знакомство с историей правил дорожного движения.
- Развитие дорожной грамотности детей.
- Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
- Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
- Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
К концу 4 года обучения дети должны:
знать:
- историю возникновения ПДД;
- дорожные знаки;
- сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП;
- правила движения на велосипеде;
- правила движения по дороге.
уметь:
- ориентироваться в дорожных ситуациях;
- оценивать свое поведение на дороге;
- объяснить товарищу правила поведения на дороге.
1-й класс “Азбука дорожной безопасности”
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Уроки |
Использование ИКТ |
1 |
Улица полна неожиданностей |
4 |
||
1.1 |
Безопасность на улице. | |||
1.2 |
Наш город, микрорайон, где мы живём. | |||
1.3 |
Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах? | |||
1.4 |
Как правильно переходить дорогу. | |||
2 |
Наши верные друзья на улицах и дорогах. |
4 |
||
2.1 |
Сигналы (жесты) регулировщика | |||
2.2 |
Дорожные знаки | |||
2.3 |
Светофор и его сигналы | |||
2.4 |
Пешеходный переходы, их виды и правила пользования | |||
3 |
Это должны знать все. |
3 |
||
3.1 |
Где можно играть? | |||
3.2 |
Движение пешеходов и машин | |||
3.3 |
Наиболее безопасный путь в школу и домой | |||
4 |
Мы – пассажиры |
3 |
||
4.1 |
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный | |||
4.2 |
Пассажирский транспорт города. | |||
4.3 |
Правила поведения в общественном пассажирском транспорте. | |||
5 |
А знаешь ли ты? |
3 |
||
5.1 |
А знаешь ли ты, что колесо может и умеет? | |||
5.2 |
А знаешь ли ты, из чего сделана машина? | |||
5.3 |
А знаешь ли ты, что было бы, если бы машинам не нужен был бензин? | |||
6 |
Обобщающее занятие | 1 |
2-й класс “Уроки Светофорика”
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Уроки |
Использование ИКТ |
1 |
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. |
2 |
||
1.1 |
Что называется улицей и из каких частей она состоит | |||
1.2 |
Как и где нужно переходить улицу и дорогу | |||
2 |
Детский дорожно-транспортный травматизм |
2 |
||
2.1 |
Причины детского травматизма и несчастных случаев на дороге. | |||
2.2 |
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях на дорогах | |||
3 |
Знакомство с дорожными знаками |
4 |
||
3.1 |
Дорожные знаки | |||
3.2 |
Знаки сервиса | |||
3.3 |
Островки безопасности и осевые линии | |||
3.4 |
Человек с жезлом на перекрёстке. | |||
4 |
Пассажиры |
4 |
||
4.1 |
Ожидание общественного транспорта. | |||
4.2 |
Правила пользования общественным транспортом. | |||
4.3 |
Посадка и высадка пассажиров | |||
4.4 |
Обобщение. Викторина “Как ты думаешь, почему”? | |||
5 |
Будь внимательным и осторожным! |
3 |
||
5.1 |
Наблюдение за дорожным движением (экскурсия по городу) | |||
5.2 |
Тормозной путь транспортных средств | |||
5.3 |
Как должен поступить пешеход, если … | |||
6 |
А знаешь ли ты? |
2 |
||
6.1 |
А знаешь ли ты, что такое правостороннее движение? | |||
6.2 |
А знаешь ли ты, что такое Автозавод? | |||
7 |
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. |
1 |
3-й класс “Правила дорожного движения”
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Уроки |
Использование ИКТ |
1 |
Путешествие в историю ПДД. |
3 |
||
1.1 |
Откуда появились ПДД | |||
1.2 |
Кто ввел первые ПДД в нашей стране | |||
1.3 |
Первые правила дорожного движения – тест | |||
2 |
Дорога, что ты расскажешь о себе? |
5 |
||
2.1 |
“Что значит слово “дорога” | |||
2.2 |
Правила поведения на дороге. | |||
2.3 |
Виды перекрестков | |||
2.4 |
Практическое занятие. Выход на улицы города. | |||
2.5 |
Тротуар, что это такое? | |||
3 |
В гости к Светофору Светофорычу |
4 |
||
3.1 |
История возникновения светофора | |||
3.2 |
Виды светофоров | |||
3.3 |
Светофорное регулирование. Проезд специальных транспортных средств. | |||
3.4 |
Придумай сказку о Светофоре Светофорыче. | |||
4 |
На дороге постовой, а кто он такой? |
2 |
||
4.1 |
История появления на дорогах постовых | |||
4.2 |
Игра: “Регулировщик движения” | |||
5 |
Транспорт – каким ты был раньше? |
3 |
||
5.1 |
Каким был первый транспорт? | |||
5.2 |
Что такое “огненная тележка”? | |||
5.3 |
Конкурс поделок “Транспорт прошлого”. | |||
6 |
Итоговое занятие. “ Азбука дорог”. |
1 |
4-й класс “Отряд юных инспекторов движения”
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Уроки |
Использование ИКТ |
1 |
Мой друг – велосипед |
5 |
||
1.1 |
История появления велосипеда. | |||
1.2 |
Правила движения на велосипеде. | |||
1.3 |
Создание буклета “Юный велосипедист, запомни!”. | |||
1.4 |
От велосипеда к мопеду и мотоциклу. | |||
1.5 |
Тест: Знание правил движения на велосипеде. | |||
2 |
Современный транспорт. |
4 |
||
2.1 |
Виды транспорта. | |||
2.2 |
Значение номерных знаков | |||
2.3 |
Правила поведения в транспорте. Мероприятие “Я пассажир”. | |||
2.4 |
Железная дорога. | |||
3 |
Что такое ДТП? |
2 |
||
3.1 |
Причины возникновения ДТП | |||
3.2 |
Создание буклета “Помни, пешеход!” | |||
4 | В стране дорожных знаков |
3 |
||
4.1 | История возникновения дорожных знаков | |||
4.2 | Дорожные знаки и их группы | |||
4.3 | Мероприятие: “Я знаток дорожных знаков” | |||
5 | ГИБДД и ДПС |
2 |
||
5.1 | Государственная инспекция безопасности дорожного движения | |||
5.2 | Дорожно-патрульная служба | |||
6 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. |
1 |
||
7 | Итоговое занятие. “ Школа пешехода”. |
1 |
Литература:
- “Безопасность на улицах и дорогах”. 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
- “Безопасность на улицах и дорогах”. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
- Методическое пособие для учителей 1–4-х классов. Безопасность на улицах и дорогах. Р.П. Бабина, Москва 2006.
- Материалы газеты “Добрая дорога детства”.
- Правила дорожного движения. – М., НИП 2005.
- Почемучка.– М.: Педагогика, 1987.
- Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах.\Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. – Казань, 1995.
- “Советы дяди Степы”. 1–4-й класс, Р.П.Бабина.
- Энциклопедия “Все обо всем”.